решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2011 года город Москва.

Тверской районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Комиссарова Е. В.,

при секретаре Чухлебовой Е.Н.,

с участием:

представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации Алексеевой Н.Л.,

в открытом судебном заседании, в помещении суда рассмотрев граждан­ское дело по иску Гуцула Григория Ивановича к Министерству финансов Рос­сийской Федерации (далее – министерство) о взыскании компенсации по госу­дарственному долговому товарному обязательству, в виде стоимости автомо­биля

установил:

Гуцул Г.И. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил:

- обязать ответчика Министерство Финансов Российской Федерации вы­полнить обязательства в части погашения государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательст­вам в отношении него, путем выплаты ему стоимости автомобиля «Лада 2107 40» в размере 210000 рублей, согласно справке ООО «Усть-Илимский Авто­ВАЗ» от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель министерства требования Гуцула Г.И. не признала, заявив, что истцом не представлено достоверных данных, подтверждающих его обращение за компенсацией по вкладам до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не прибыл. В направленной суд телеграмме просил о рассмотре­нии дела в его отсутствие.

Заслушав объяснения представителя министерства, исследовав мате­риалы дела, суд приходит к следующему.

Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, ста­тей 309, 310 ГК РФ, Гуцул Г.И. в обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ в Усть-Кутском отделении Сберегательного Банка на его имя был открыт целевой вклад счет на право получения автомобиля марки ВАЗ-2107. Он произвел оплату денежных средств на данный счет и получил ДД.ММ.ГГГГ целевой расчетный на сумму 10000 рублей, дополнительные расчетные чеки на сумму 10 000 рублей и 1405 рублей. До настоящего времени не получил причитающийся ему автомобиль.

Действительно, как установлено судом и следует из копий письма Усть-Кутского отделения Сберегательного Банка от ДД.ММ.ГГГГ , расчетных чеков №№ 121867, Р04 7560287, Р04 , ДД.ММ.ГГГГ в Усть-Кутском отделении Сберегательного Банка на имя истца был открыт целевой вклад счет на право получения автомобиля марки ВАЗ-2107. Он произвел оплату денежных средств на данный счет и получил ДД.ММ.ГГГГ целевой расчетный чек 401 на сумму 10000 руб­лей, ему выданы дополнительные расчетные чеки Р04 7560287 на сумму 10000 рублей, Р04 на сумму 1405 рублей. Право получения автомобиля ВАЗ 2107 - 4 квартал 1993 года, заявка 4 квартал 1993 года. Целевой и дополни­тельные чеки не оплачены. Сумма компенсации по целевому чеку составляет 9383 рубля 28 копеек. Номинал чеков 21 рубль 40 копеек.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О государственных долговых обязательствах» государственные долговые товар­ные обязательства в виде облигаций государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления, включая легковые ав­томобили, целевых чеков на приобретение легковых автомобилей, целевых вкладов на приобретение легковых автомобилей государственным внутренним долгом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах» погашение го­сударственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным долговым товарным обязательствам, указанным в статье 1 настоящего Федераль­ного закона, производится в 2001 - 2004 годах в соответствии с Госу­дарственной программой погашения в 2001 - 2004 годах государственного внут­реннего долга Российской Федерации по государственным долговым то­варным обязательствам. для владельцев целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1993 - 1995 годах и действующих целе­вых вкладов - выплату денежной компенсации в размере части стоимости ука­занного в чеке автомобиля, установленной исходя из процентного соотношения оплаченной владельцем обязательства части стоимости автомобиля на ДД.ММ.ГГГГ (по действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ ценам) и стоимости авто­мобиля, указанного в чеке, определяемой по согласованию с заводом-изготови­телем на момент исполнения обязательств. Срок погашения по целевым чекам с правом приобретения автомобилей в 1993 году - с ДД.ММ.ГГГГ по 31 де­кабря 2003 года, по целевым чекам с правом приобретения автомобилей в 1994 году - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по целевым чекам с правом приобретения автомобилей в 1995 году и действующим целевым вкладам - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В указанной программе предусмотрены очередность и условия погашения государственных долговых товарных обязательств по видам заимствований, в частности, для владельцев действующих целевых вкладов на приобретение лег­ковых автомобилей.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О феде­ральном бюджете на 2005 год» Минфин России осуществлял в 2005 году через Сберегательный банк России погашение целевых расчетных чеков с пра­вом приобретения легковых автомобилей в 1991-1995 годах, оставшихся непо­гашенными на ДД.ММ.ГГГГ, по истечении установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О государственных долговых товар­ных обязательствах» сроков погашения в порядке и размере, которые опреде­лены для каждого вида обязательства указанным Федеральным законом.

Статьей 2 Федерального закона «О государственных долговых товарных обязательствах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 200-ФЗ «О выкупе чеков «Урожай-90», выплатах сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года и внесении изменений в Федеральный закон «О государственных долговых товарных обязательствах») установлено, что по це­левым вкладам на приобретение легковых автомобилей установлен трехгодич­ный срок исковой давности, который исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу абзаца 8 статьи 3 Федерального закона «О государственных дол­говых товарных обязательствах» погашение действующих целевых вкладов, находящихся в собственности граждан до 1940 года рождения, производится банком не позднее чем через два месяца после обращения указанных граждан в филиалы (отделения, территориальные банки) Сбербанка России.

Таким образом, право на получение компенсации по целевым вкладам носит заявительный характер.

Согласно пункту 9 Государственной программы погашения в 2001 - 2004 годах государственного внутреннего долга Российской Федерации по государ­ственным долговым товарным обязательствам, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , вла­дельцам действующих целевых вкладов с правом на приобретение легковых ав­томобилей начисление и выплата денежной компенсации производятся филиа­лами Сберегательного банка Российской Федерации по месту открытия счетов по действующим целевым вкладам.

В соответствии со статьей 87 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» Министерство финансов Российской Федерации осуществляло в 2005 году через Сберегательный банк Российской Федерации погашение целевых расчетных чеков с правом приобре­тения легковых автомобилей в 1991 - 1995 годах и целевых вкладов на приоб­ретение легковых автомобилей, оставшихся не погашенными на ДД.ММ.ГГГГ, по истечении установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательствах» сроков по­гашения в порядке и размерах, которые определены для каждого вида обяза­тельства указанным Федеральным законом.

В силу статьи 118 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», Министерство финансов Россий­ской Федерации в первом квартале 2006 года осуществляло погашение целевых расчетных чеков с правом приобретения легковых автомобилей в 1991 - 1995 годах, предъявленных их владельцами к оплате в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, в порядке и размерах, ко­торые определены для каждого вида обязательства Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ФЗ «О государственных долговых товарных обязательст­вах».

Поскольку выплата по целевым расчетным чекам осуществлялась при предъявлении их до ДД.ММ.ГГГГ, истцу в силу статей 12, 56 ГПК РФ следует доказать наличие обстоятельств, которые лишили его возможности об­ратиться с требованием для погашения долга в указанные сроки.

Как установлено в судебном заседании, Гуцул Г.И., родившийся в 1944 году, имеющий в собственности незакрытый целевой вклад в Усть-Кутском от­делении Сберегательного Банка , с заявлением в данное отделение банка о выплате долга по вкладу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обращался. Не представлено истцом сведений о таких обращениях и до ДД.ММ.ГГГГ. Имеющаяся в материалах дела копия его обращения в отде­ление банка датирована ДД.ММ.ГГГГ.

Фактических данных, подтверждающих обстоятельства его обращений в банк по месту открытия счета по действующему целевому вкладу по данному вопросу, им согласно статье 56 ГПК РФ, суду не представлено, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств не заявлялось, оснований осво­бождения от доказывания данных обстоятельств не имеется.

Кроме того истцом не представлено достоверных доказательств, свиде­тельствующих об уважительности причин, подтверждающих невозможность обращения в отделения банка по месту вклада по вопросу получения компенса­ции, а также доказательств отказа в принятии его заявлений, либо отказов вы­платы.

Из имеющихся в материалах дела письма отделения банка усматривается, что остаток целевого вклада истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 1 405 рублей 76 копеек. Истец вправе рассчитывать на получение компенсации в сумме 9383 рубля 28 копеек.

Кроме того суд принимает во внимание, что в силу статей 59, 60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмот­рения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с зако­ном должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно части 7 статьи 67 ГПК РФ, части 2 статьи 71 ГПК РФ суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить под­линное содержание оригинала документа с помощью других доказательств. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надле­жащим образом заверенной копии.

Между тем, каждый из представленных истцом документов не заверен, подлинники чеков не приобщены.

Следовательно, и доказательства, на которых Гуцул Г.И. обосновывает свои требования, являются недопустимыми.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказатель­ства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что действующим законодательством не предусмот­рено взыскания с ответчика в пользу истца стоимости автомобиля согласно справке Общества с ограниченной ответственностью «Усть-Илимск-АВТО­ВАЗ», которое не является заводом-изготовителем, как это требует приведен­ные выше законоположения, суд признает иск Гуцула Г.И. явно необоснован­ным, подлежащим отказу в удовлетворении.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Гуцула Григория Ивановича к Министерству фи­нансов Российской Федерации о взыскании компенсации по государственному долговому товарному обязательству, в виде стоимости автомобиля, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский го­родской суд через Тверской районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В. Комиссаров