решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года город Москва.

Тверской районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,

при секретаре Чухлебовой Е.Н.,

с участием:

представителя истца по доверенности Тарасова С.В.,

представителя ответчика Открытого акционерного общества «Страховая компания «Прогресс-Гарант» Романова А.М.,

в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев граждан­ское дело по исковому заявлению Маренина Валерия Геннадьевича к Открыто­му акционерному обществу «Страховая компания «Прогресс-Гарант» (далее - страхования компания) о взыскании страхового возмещения, третье лицо За­крытое акционерное общество «Сантандер Консьюмер Банк»,

установил:

Маренин В.Г. обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с после­дующими увеличениями требований, письменно поданных в судебном заседа­нии 10 июня сего года, просил:

- взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 647083 рубля 99 копеек; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 155852 рубля 88 копеек, исчисленные с ДД.ММ.ГГГГ из 8,25% годовых; судебные расходы, состоящие из расходов на оплату услуг представителя в сумме 40000 рублей, государственной пошлины -10144 рублей 08 копеек; ус­луг нотариуса - 700 рублей, а всего 50844 рубля 08 копеек,

В судебном заседании представитель истца заявленные требования под держал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске, указал, что ДД.ММ.ГГГГ Маренин В.Г. застраховал транспортное средство по риску «Хищение». Считает, что страховщиком грубо нарушены Правила стра­хования и они не направили и не известили ни страхователя, ни выгодоприоб­ретателя об отказе в страховой выплате. О том, что его право Маренина В.Г. на получение страховой выплаты нарушено, узнал из решения Лобненского го­родского суда от ДД.ММ.ГГГГ, из которого ему стало известно, что ответ­чик не произвел выгодоприобретателю страховой выплаты. Этим решением с него взыскана в пользу выгодоприобретателя по договору страхования – третьего лица задолженность по кредитному договору в размере 23357,65 дол­ларов США. Полагает, что указанная сумма с него взыскана фактически из-за неисполнения ответчиком обязательств по выплате выгодоприобретателю стра­хового возмещения, которого на день возникновения обязательств по выплате хватило бы на погашение кредитных обязательств.

Представитель страховой компании требования Маренина В.Г. не при­знал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Истец, третье лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из копии полиса страхования средств наземного транспорта , дополнительного соглашения к ука­занному полису, заявлений об убытке, поданных истцом страховщику 10 июня и ДД.ММ.ГГГГ, перечня документов, паспорта транспортного средства, справки следственного управления при УВД по Клинскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ, постановления о признании потерпевшим от ДД.ММ.ГГГГ, постановлений о возбуждении и приостановлении уголовного дела, решения Лобненского городского от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 часов 30 минут до 13 часов 00 минут в районе Привокзального рынка на проезжей части по <адрес> неизвестное лицо похитило автомобиль марки «Форд Фокус» государственный регистрационный знак у038кт150, 2007 года выпуска, принадлежавший истцу. Выгодоприобретателем по рискам «Хищение» являлся АКБ «Экстробанк» (ЗАО), в настоящее время - третье лицо по делу. Страховая сумма установлена в 20350 долларов США. Страховая премия внесена истцом ДД.ММ.ГГГГ. Автомобиль застрахован по рискам «Полное каско».

В силу пункта 1 статьи 929 ГК РФ по договору имущественного страхо­вания одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страхо­вое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование - это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых слу­чаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страхов­щиков.

Таким образом, целью страхования при заключении договора имущест­венного страхования является погашение за счет страховщика риска имущест­венной ответственности перед другими лицами, или риска возникновения иных убытков в результате страхового случая.

Пунктом 2 статьи 9 указанного Закона установлено, что страховым слу­чаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхова­ния или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодо­приобретателю или иным третьим лицам.

Согласно статье 942 ГК РФ при заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования; о характере события, на случай наступле­ния которого осуществляется страхование (страхового случая); о размере стра­ховой суммы; о сроке действия договора.

Таким образом, обязанность страховщика выплатить страховое возмеще­ние возникает при наступлении предусмотренного в договоре и согласованного сторонами события - страхового случая.

В соответствии с пунктом 1 статьи 943 ГК РФ условия, на которых заключа­ется договор страхования, могут быть определены в стандартных пра­вилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвер­жденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхова­ния).

В силу пунктов 4.1, 4.2 Комплексных правил страхования средств назем­ного транспорта (далее – Правила) в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, на ус­ловиях которых заключался договор страхования между истцом и ответчиком, страховым риском является предполагаемое событие, на случай на­ступления которого заключается договор страхования. Страховым случаем яв­ляется свер­шившееся событие, предусмотренное договором страхования, с на­ступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страхо­вую выплату страхователю.

Исходя их смысла пункта 4.3 Правил, договор страхования средств назем­ного транспорта может быть заключен на условиях «Полное Автокаско». При этом «Хищение» - имущественные потери страхователя, вызванные в резуль­тате событий, квалифицируемых в соответствии с действующим уголовным за­конодательством Российской Федерации.

В свою очередь согласно пункту 11.4.2 Правил страхователь для получе­ния страховой выплаты обязан предоставить страховщику по риску «Хищение» в течение 3 рабочих дней, с момента хищения, комплект ключей (оригиналы), брелоки и ключи от противоугонных устройств. Согласно имеющимся мате­риалам дела данное обязательство истцом не выполнено.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежа­щим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соот­ветствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми тре­бованиями.

В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за ис­ключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от ис­полнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпри­нимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обяза­тельства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Обязанность письменного уведомления истца о ходе рассмотрения стра­хового материала не предусмотрена законом и условиями договора.

Истец в исполнение согласованных условий договора не предоставил от­ветчику необходимого комплекта документов, что явилось причиной неприня­тия страховщиком решения о выплате страхового возмещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 966 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, состав­ляет два года.

Так, в силу положений статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об испол­нении обязательства.

В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к выне­сению судом решения об отказе в иске.

Поскольку правоотношения сторон основаны на договоре страхования и в соответствии с положениями статьи 929 ГК РФ обязанность страховщика возмес­тить страхователю убытки, суд приходит к выводу, что право последнего требовать выплаты страхового возмещения возникает с момента наступления страхового случая, а не с момента неисполнения обязательства по выплате страхового возмещения.

Как установлено судом, правоотношения сторон основаны на договоре страхования. Моментом наступления страхового случая по договору добро­вольного страхования имущества, в данном случае, - принадлежащего истцу автомобиля, является момент наступления подпадающего под его действие со­бытия хищение застрахованного имущества, которое произошло ДД.ММ.ГГГГ.

С иском в суд Маренин В.Г. обратился ДД.ММ.ГГГГ, что подтвер­ждается отметкой почтового штемпеля на конверте , т.е. спустя более 3 лет.

В обоснование уважительности причин пропуска срока исковой давности представитель Маренина В.Г. указал, что факт нарушения своего права он осознал при постановлении Лобненским городским судом решения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого стало ясно, что страховая компания не выполнила обя­занности по договору страхования. Он неоднократно обращался в различные контролирующие органы для решения вопроса о выплате, включая прокура­туру.

Суд считает, что обязанность истца по выплате кредитной задолженно­сти, установленной упомянутым решением суда, не может быть поставлена в зависимость от возможности наступления или не наступления страхового со­бытия.

Более того, как усматривается из копии решения Лобненского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, принимавший участие в заседании суда первой ин­станции в качестве ответчика Маренин В.Г., зная условия выплаты страхового возмещения страховщиком третьему лицу, тем не менее, иск признал, с обра­щением на взыскание автомобиля согласился, при этом об имевшем месте хи­щении автомобиля суду ничего не сообщил.

Следовательно, ссылки представителя истца в обоснование уважительно­сти причин пропуска срока исковой давности на обстоятельство ознакомления с решением суда не имеет правового значения, так как закон связывает начало течения срока исковой давности не только с моментом, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но и с моментом, когда оно имело юридиче­скую возможность узнать о нарушении.

Более того по окончании предусмотренного положениями пункта 11.1. Правил, предусматривающих выплату страхового возмещения по рискам «Хи­щение» 30-дневного срока для выплаты страхового возмещения также прошло более 2-х лет.

Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федера­ции» заявление стороны в споре о применении срока исковой давности явля­ется основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела. При этом необходимо учитывать, что за­явление о применении срока исковой давности не препятствует рассмотрению заявления истца-гражданина о признании уважительной причины пропуска срока исковой давности и его восстановлении, которое суд вправе удовлетво­рить при доказанности обстоятельств, указанных в статье 205 части первой Ко­декса.

Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока исковой давности, указанных в статье 205 ГК РФ, представите­лем истца суду не представлено.

Учитывая изложенное, заявление стороны ответчика о применении по­следствий срока исковой давности, суд приходит к выводу о том, что Марени­ным В.Г. пропущен срок установленный статьей 966 ГК РФ, в связи с чем его иск признается необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении.

Поскольку суд отказал в удовлетворении иска Мареника В.Г., в соответствии со статьей 98 ГПК РФ требования о возмещении судебных расходов удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Маренина Валерия Геннадьевича к Открыто­му акционерному обществу «Страховая компания «Прогресс-Гарант» о взыскании страхового возмещения, третье лицо За­крытое акционерное общество «Сантандер Консьюмер Банк», - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский го­родской суд через Тверской районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В. Комиссаров