РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 июня 2011 года город Москва. Тверской районный суд города Москвы в составе: председательствующего судьи Комиссарова Е.В., при секретаре Далгатове М.Д., с участием: истца Ивановой Е.В., представителя третьего лица Межрайонного молодежного жилищно-строительного кооператива Северного административного округа города Москвы Морозова А.Е., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Ивановой Елены Владимировны к Правительству Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, третьи лица Иванов Виталий Александрович, Префектура Северного административного округа города Москвы, Межрайонный молодежный жилищно-строительный кооператив Северного административного округа города Москвы (далее – кооператив), о предоставлении жилого помещения в собственность, установил: Иванова Е.В. обратилась в суд с иском, в котором с уточнениями от 4 февраля, 14 апреля, сего года, письменно поданными в суд, просила: - признать ее пострадавшей от бездеятельности Правительства города Москвы и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в рамках реализации Московской городской программы «Молодой семье - доступное жилье»; - предоставить ей в собственность двухкомнатную квартиру в Северном административном округе города Москвы согласно договору от 6 октября 2004 года № 3/2/6, заключенного с кооперативом. В судебном заседании Иванова Е.В. заявленные требования поддержала, дала объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске. Указала, что 6 октября 2004 года она с кооперативом заключила договор сроком на 6 лет, по условиям которого оплачивает 50 % стоимости квартиры, приобретает право пользования квартирой, после чего вносит оставшуюся часть. Оплатила 83 % стоимости жилья. Квартиру в собственность не получила. Распоряжением Правительства Москвы от 19 августа 2009 года № 1827-РП отменено ранее изданное распоряжение № 1600-РП от 19 августа 2005 года, которым была разработана и утверждена социальная программа для молодых семей. Представитель третьего лица полагал возможным иск Ивановой Е.В. удовлетворить, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Правительство Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Иванов В.А., Префектура Северного административного округа города Москвы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не прибыли. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статьям 309–310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом. В соответствии со статьями 5, 18, 33, 35-36 Закона города Москвы от 14 июня 2009 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» к компетенции органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые помещения относится, в частности, признание жителей города Москвы нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и утверждение городских и на их основе окружных жилищных программ, распределение жилых помещений из жилищного фонда города Москвы, а также разработка проектов городских целевых программ. Обеспечение прав жителей города Москвы в соответствии с данным Законом осуществляется в пределах финансирования, предусмотренного на эти цели законом города Москвы о бюджете, и за счет собственности города Москвы в жилищной сфере, выделенной на эти цели городскими жилищными программами. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, вправе приобрести по договору купли-продажи с использованием заемных (кредитных) средств жилое помещение, находящееся в собственности города Москвы, из жилищного фонда коммерческого использования. В соответствии с договором купли-продажи и при условии внесения всей выкупной стоимости за счет собственных и заемных (кредитных) средств жилое помещение оформляется в собственность гражданина-заемщика. Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и участвующих в накопительных системах в рамках первого этапа Московской программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 1 октября 2002 года № 805-ПП (в редакции постановлений Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года № 79-ПП, от 28 сентября 2004 года № 654-ПП, от 28 июня 2005 года № 471-ПП) «О Московской программе «Молодой семье - доступное жилье» на 2003-2005 годы», основными источниками финансирования Программы являются их собственные средства для оплаты полностью или частично стоимости приобретаемого жилья, в том числе с рассрочкой платежа, а также средства, аккумулированные жилищными кооперативами. Концепцией развития жилищной ипотеки в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 16 января 2001 года № 24-ПП, предусмотрено создание кооперативов из числа граждан, способных частично оплатить строительство дома. Способом улучшения жилищных условий участников Программы является внесение паевых взносов и взаимное кредитование членами - пайщиками жилищных кооперативов. В силу Постановления Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года № 79-ПП участник может приобрести жилое помещение с помощью жилищных и жилищно-строительных кооперативов, действующих в рамках настоящей Программы в соответствии с заключенными с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы соглашениями, а также предоставления льготы для молодых семей. Для этого необходимо накопить не менее 50% от стоимости приобретаемого жилья. Объем, сроки и график накоплений устанавливаются договором индивидуально. После накопления 50% от стоимости квартиры участнику предоставляется квартира для проживания. Оставшуюся половину стоимости квартиры участник ежемесячно оплачивает равными долями в течение нескольких лет без процентов, но с оплатой ежемесячных членских взносов, размер которых устанавливается договором. Судом установлено, что Постановлением Правительства Москвы от 1 октября 2002 года № 805-ПП утверждена Московская программа «Молодой семье - доступное жилье» на 2003-2005 годы»; 6 октября 2004 года между истцом и кооперативом заключен договор, регулировавший правоотношения между кооперативом и пайщиком, связанные с приобретением последним права пользования и владения жилым помещением и права собственности на него и исполнением пайщиком обязанностей по уплате паевого, членских, дополнительных взносов и иных платежей, предусмотренных договором и Уставом кооператива. В силу пункта 1.2 договора от 6 октября 2004 года по желанию пайщика ему должно быть предоставлено жилое помещение с муниципальной отделкой в типовом панельном доме в пределах Северного административного округа города Москвы, являющееся объектом паенакопления. Пунктами 3.1.9 и 3.4.5 этого договора предусмотрена обязанность кооператива предоставлять в пользование и владение пайщику жилое помещение срок, определенный финансовым планом внесения паевого взноса, и право пайщика требовать от кооператива выполнения обязательств, вытекающих из положений договора. Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, подтверждается копиями платежных документов, истец выполнил свои платежные обязательства по договору в необходимом объеме, в то время как кооператив обязанность по предоставлению жилого помещения своевременно и по настоящее время не исполнил. Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» жилые помещения из жилищного фонда города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственности предоставляются на оснований решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются на оснований решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях. В силу статей 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; обязанность доказать факт наличия уполномоченного органа о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в рассматриваемом случае возлагается на истца. Каких-либо достоверных данных, подтверждающих обстоятельство того, что Иванова Е.В., которая реализовывала свое право на обеспечение жильем через вступление в кооператив и внесение паев, признана нуждающимся в получении жилого помещения, суду стороной истца не представлено. Доводы истца о том, что Правительство Москвы несет ответственность по обязательствам кооператива, судом признается несостоятельными, поскольку из представленных истцом материалов, включая договоров и дополнительных соглашений с кооперативом, постановлений Правительства Москвы, копий платежных поручений, копий переписки с различными органами власти, не усматривается обязанность Правительства Москвы по обеспечению истца жильем, либо ответственность по обязательствам кооператива перед Ивановой Е.В. Оценка законности правоотношений, возникших между кооперативом и истцом по вопросу обеспечения ее жильем, исполнения кооперативом обязательств по договору № 3/2/6 предметом по настоящему делу не является. Следовательно, иск Ивановой Е.В. в части требований об обеспечении жильем, заявленных к Правительству Москвы, является явно необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении. Поскольку истцом в силу статьи 56 ГПК РФ не представлено истцу каких-либо фактических данных, подтверждающих обстоятельства незаконности действий, либо бездействия Правительства Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, связанных с обеспечением ее жильем, то оснований для удовлетворения ее иска в части требований о признании ее пострадавшей от бездеятельности Правительства города Москвы и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в рамках реализации Московской городской программы «Молодой семье - доступное жилье» суд признает также необоснованным и отказывает в его удовлетворении в названной части. Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении иска Ивановой Елены Владимировны к Правительству Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, третьи лица Иванов Виталий Александрович, Префектура Северного административного округа города Москвы, Межрайонный молодежный жилищно-строительный кооператив Северного административного округа города Москвы, о предоставлении жилого помещения в собственность, - отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Е.В. Комиссаров