решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июня 2011 года город Москва.

Тверской районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,

при секретаре Далгатове М.Д.,

с участием:

истца Ивановой Е.В.,

представителя третьего лица Межрайонного молодежного жилищно-строительного кооператива Северного административного округа города Мо­сквы Морозова А.Е.,

в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев граждан­ское дело по исковому заявлению Ивановой Елены Владимировны к Прави­тельству Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда го­рода Москвы, третьи лица Иванов Виталий Александрович, Префектура Север­ного административного округа города Москвы, Межрайонный молодежный жилищно-строительный кооператив Северного административного округа го­рода Москвы (далее – кооператив), о предоставлении жилого помещения в соб­ственность,

установил:

Иванова Е.В. обратилась в суд с иском, в котором с уточнениями от 4 февраля, 14 апреля, сего года, письменно поданными в суд, просила:

- признать ее пострадавшей от бездеятельности Правительства города Москвы и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Мо­сквы в рамках реализации Московской городской программы «Молодой семье - доступное жилье»;

- предоставить ей в собственность двухкомнатную квартиру в Северном административном округе города Москвы согласно договору от 6 октября 2004 года № 3/2/6, заключенного с кооперативом.

В судебном заседании Иванова Е.В. заявленные требования поддержала, дала объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске. Указала, что 6 октября 2004 года она с кооперативом заключила договор сроком на 6 лет, по условиям которого оплачивает 50 % стоимости квартиры, приобретает право пользования квартирой, после чего вносит оставшуюся часть. Оплатила 83 % стоимости жилья. Квартиру в собственность не получила. Распоряжением Пра­вительства Москвы от 19 августа 2009 года № 1827-РП отменено ранее издан­ное распоряжение № 1600-РП от 19 августа 2005 года, которым была разрабо­тана и утверждена социальная программа для молодых семей.

Представитель третьего лица полагал возможным иск Ивановой Е.В. удовлетворить, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в пись­менном отзыве.

Правительство Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Иванов В.А., Префектура Северного административного округа города Москвы, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не прибыли.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьям 309–310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требова­ниями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обя­зательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исклю­чением случаев предусмотренных законом.

В соответствии со статьями 5, 18, 33, 35-36 Закона города Москвы от 14 июня 2009 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» к компетенции органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые помещения относится, в частности, признание жителей города Москвы нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищ­ных программ и утверждение городских и на их основе окружных жилищных программ, распределение жилых помещений из жилищного фонда города Мо­сквы, а также разработка проектов городских целевых программ. Обеспечение прав жителей города Москвы в соответствии с данным Законом осуществляется в пределах финансирования, предусмотренного на эти цели законом города Москвы о бюджете, и за счет собственности города Москвы в жилищной сфере, выделенной на эти цели городскими жилищными программами. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помеще­ний в рамках городских жилищных программ, вправе приобрести по договору купли-продажи с использованием заемных (кредитных) средств жилое помеще­ние, находящееся в собственности города Москвы, из жилищного фонда ком­мерческого использования. В соответствии с договором купли-продажи и при условии внесения всей выкупной стоимости за счет собственных и заемных (кредитных) средств жилое помещение оформляется в собственность гражда­нина-заемщика.

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и участвующих в накопительных системах в рамках первого этапа Мо­сковской программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 1 октября 2002 года № 805-ПП (в редакции постановлений Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года № 79-ПП, от 28 сентября 2004 года № 654-ПП, от 28 июня 2005 года № 471-ПП) «О Московской программе «Молодой семье - доступное жилье» на 2003-2005 годы», основными источниками финансирования Программы явля­ются их собственные средства для оплаты полностью или частично стоимости приобретаемого жилья, в том числе с рассрочкой платежа, а также средства, ак­кумулированные жилищными кооперативами.

Концепцией развития жилищной ипотеки в городе Москве, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 16 января 2001 года № 24-ПП, пре­дусмотрено создание кооперативов из числа граждан, способных частично оп­латить строительство дома. Способом улучшения жилищных условий участни­ков Программы является внесение паевых взносов и взаимное кредитование членами - пайщиками жилищных кооперативов.

В силу Постановления Правительства Москвы от 10 февраля 2004 года № 79-ПП участник может приобрести жилое помещение с помощью жилищных и жилищно-строительных кооперативов, действующих в рамках настоящей Про­граммы в соответствии с заключенными с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы соглашениями, а также предоставления льготы для молодых семей. Для этого необходимо накопить не менее 50% от стоимости приобретаемого жилья. Объем, сроки и график накоплений устанав­ливаются договором индивидуально. После накопления 50% от стоимости квартиры участнику предоставляется квартира для проживания. Оставшуюся половину стоимости квартиры участник ежемесячно оплачивает равными до­лями в течение нескольких лет без процентов, но с оплатой ежемесячных член­ских взносов, размер которых устанавливается договором.

Судом установлено, что Постановлением Правительства Москвы от 1 ок­тября 2002 года № 805-ПП утверждена Московская программа «Молодой семье - доступное жилье» на 2003-2005 годы»; 6 октября 2004 года между истцом и кооперативом заключен договор, регулировавший правоотношения между коо­перативом и пайщиком, связанные с приобретением последним права пользо­вания и владения жилым помещением и права собственности на него и испол­нением пайщиком обязанностей по уплате паевого, членских, дополнительных взносов и иных платежей, предусмотренных договором и Уставом кооператива.

В силу пункта 1.2 договора от 6 октября 2004 года по же­ланию пайщика ему должно быть предоставлено жилое помещение с муници­пальной отделкой в типовом панельном доме в пределах Северного админист­ративного округа города Москвы, являющееся объектом паенакопления.

Пунктами 3.1.9 и 3.4.5 этого договора предусмотрена обязанность коопе­ратива предоставлять в пользование и владение пайщику жилое помещение срок, определенный финансовым планом внесения паевого взноса, и право пайщика требовать от кооператива выполнения обязательств, вытекающих из положений договора.

Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, подтверждается копиями пла­тежных документов, истец выполнил свои платежные обязательства по дого­вору в необходимом объеме, в то время как кооператив обязанность по предос­тавлению жилого помещения своевременно и по настоящее время не исполнил.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жи­лые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 дан­ной статьи случаев.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые по­мещения» жилые помещения из жилищного фонда города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственности предостав­ляются на оснований решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предостав­ляются на оснований решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

В силу статей 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизвод­ство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; обязанность доказать факт наличия уполномоченного органа о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в рассматриваемом случае возлагается на истца.

Каких-либо достоверных данных, подтверждающих обстоятельство того, что Иванова Е.В., которая реализовывала свое право на обеспечение жильем через вступление в кооператив и внесение паев, признана нуждающимся в получении жилого помещения, суду стороной истца не представлено.

Доводы истца о том, что Правительство Москвы несет ответственность по обязательствам кооператива, судом признается несостоятельными, по­скольку из представленных истцом материалов, включая договоров и дополни­тельных соглашений с кооперативом, постановлений Правительства Москвы, копий платежных поручений, копий переписки с различными органами власти, не усматривается обязанность Правительства Москвы по обеспечению истца жильем, либо ответственность по обязательствам кооператива перед Ивановой Е.В.

Оценка законности правоотношений, возникших между кооперативом и истцом по вопросу обеспечения ее жильем, исполнения кооперативом обязательств по дого­вору № 3/2/6 предметом по настоящему делу не является.

Следовательно, иск Ивановой Е.В. в части требований об обеспечении жильем, заявленных к Правительству Москвы, является явно необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении.

Поскольку истцом в силу статьи 56 ГПК РФ не представлено истцу ка­ких-либо фактических данных, подтверждающих обстоятельства незаконности действий, либо бездействия Правительства Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, связанных с обеспечением ее жильем, то оснований для удовлетворения ее иска в части требований о при­знании ее пострадавшей от бездеятельности Правительства города Москвы и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в рам­ках реализации Московской городской программы «Молодой семье - доступное жилье» суд признает также необоснованным и отказывает в его удовлетворении в названной части.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Ивановой Елены Владимировны к Правительству Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Мо­сквы, третьи лица Иванов Виталий Александрович, Префектура Северного ад­министративного округа города Москвы, Межрайонный молодежный жи­лищно-строительный кооператив Северного административного округа города Москвы, о предоставлении жилого помещения в собственность, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский го­родской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В. Комиссаров