решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года город Москва.

Тверской районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,

при секретаре Захарове В.К.,

с участием

представителя истца по доверенности Кузнецовой Н.И.,

в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о продлении срока погашения займа,

установил:

ФИО1 обратился с исковым заявлением в суд, в котором просил:

- продлить ему срок для погашения облигаций Российского внутреннего выигрышного займа1992 года.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, дала объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске. указала, что облигации ранее принадлежали умершему отцу истца, о существовании облигаций истец узнал в начале 2011 года. Облигации не утрачены.

Истец, Министерство финансов Российской Федерации (представитель) надлежащим образом извещенные о времени месте судебного заседания, в суд не прибыло. В направленных суд письменных возражениях представитель ответчика иск ФИО1 не признала, просила в удовлетворении отказать. Истец просил в письменном заявлении, переданном его представителем, о рассмотрении дела без его участия.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец родился в 1954 году и проживает селе Эдиссия Курского района Ставропольского края.

ФИО1 фактически является держателем облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1992 года с общей номинальной стоимостью 5 рублей, что подтверждается облигациями серии 40500, 40501, 40502, 40503, 40504, полученные им со слов представителя в 2011 году по наследству.

9 февраля 1992 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление «О государственном внутреннем выигрышном займе 1982 года и выпуске российского внутреннего выигрышного займа 1992 года».

10 мая 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Государство гарантировало восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее - Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР); Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР в период до 20 июня 1991 г. (статья 1). Гарантированные сбережения граждан были объявлены государственным внутренним долгом Российской Федерации (статья 2). Государственный внутренний долг Российской Федерации по гарантированным сбережениям граждан гарантировался государственной собственностью в соответствии с Конституцией Российской Федерации и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации (статья 3). Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан должны были производиться путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами (статья 5). Для единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации устанавливалась долговая стоимость, выражаемая в валюте Российской Федерации (статья 7). Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливались отдельными федеральными законами (статья 12).

12 июля 1999 года в Федеральном законе № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» было подтверждено, что имеющиеся в наличии у граждан Российской Федерации облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1992 года относятся к гарантированным сбережениям граждан (статья 1). Статьи 3 и 8 устанавливали основные принципы перевода восстанавливаемых ценных бумаг в целевые долговые обязательства Российской Федерации. Порядок начисления доходов на определенные настоящим Федеральным законом целевые долговые обязательства Российской Федерации и порядок их обслуживания должны были устанавливаться федеральными законами (статья 10). Статья 11 уточняла, что для восстанавливаемых ценных бумаг, не переведенных в целевые долговые обязательства Российской Федерации, гарантии государства по восстановлению и обеспечению сохранности их ценности, установленные Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», сохранялись.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» 29 января 2000 года Правительство Российской Федерации утвердило Положение о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации. Оно устанавливало, что этот перевод должен осуществляться путем нанесения на лицевую сторону восстанавливаемых ценных бумаг специальных отметок, удостоверяющих факт их перевода, а также видов, номиналов и доходов по ним (пункт 3). Переведенные ценные бумаги подлежали регистрации в реестре Министерства финансов Российской Федерации (пункт 4). Процедура перевода должна была осуществляться агентом - кредитной организацией, определяемой на конкурсной основе Министерством финансов Российской Федерации (пункт 5).

Начиная с 2003 года действие упомянутого Постановления № 82 неоднократно приостанавливалось (Постановления Правительства № 625 от 14 октября 2003 года, № 349 от 13 июля 2004 года, № 489 от 4 августа 2005 года, № 467 от 28 июля 2006 года, № 479 от 25 июля 2007 года, № 558 от 22 июля 2008 года № 594 от 21 июля 2009 года, № 387 от 1 июня 2010 года и № 509 от 29 июня 2011 года)

Статьей 98.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если долговое обязательство Российской Федерации не предъявлено к погашению (не совершены кредитором определенные условиями обязательства и (или) нормативными правовыми актами действия) в течение трех лет с даты, следующей за датой погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо соответствующими федеральными законами, или истек срок государственной гарантии Российской Федерации и в иных случаях, предусмотренных статьей 115 настоящего Кодекса, указанное долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что облигации, на которые выпали выигрыши, а также невыигравшие облигации, подлежащие выкупу по их номинальной стоимости, могут быть предъявлены к оплате до ДД.ММ.ГГГГ. По истечении этого срока облигации, не предъявленные к оплате, утрачивают силу и оплате не подлежат.

Так, судом установлено, что истец является держателем облигаций выпуска 1992 года, принадлежавших, с его слов, его покойному отцу, обнаруженных в начале 2011 года. До ДД.ММ.ГГГГ указанные облигации не переводились в государственное долговое обязательство, не предъявлялись к погашению. Таких доказательств в силу статьи 56 ГПК РФ суду стороной истца не представлено.

Вместе с тем свидетельство о наследовании по закону содержит данные о праве на наследство только на денежные средства, имеющиеся на счете в отделении Сбербанка России, принадлежавшие отцу истца. Сведений о праве на наследство на ценные бумаги данное свидетельство не содержит.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что срок на предъявление облигаций носит пресекательный характер, суд приходит к выводу о том, что иск ФИО1 является необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении.

Доводы представителя истца о необходимости рассмотрения дела в порядке главы 34 ГПК РФ не состоятельны, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 294 ГПК РФ лицо, утратившее ценную бумагу на предъявителя, в случаях, указанных в федеральном законе, может просить суд о признании недействительной утраченной ценной бумаги на предъявителя и о восстановлении прав по ней.

Согласно статье 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

В силу статьи 145 ГК РФ права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя), названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага), названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).

Частью 2 статьи 294 ГПК РФ установлено, что права по утраченному документу могут быть восстановлены и при утрате документом признаков платежности в результате ненадлежащего хранения или по другим причинам.

Бесспорных фактических данных, подтверждающих факт утраты ценных бумаг, в данном случае упомянутых облигаций, стороной истца суду не представлено. Напротив, сторона истца утверждала, что облигации не утрачены

В равной степени облигации не утратили признаков платежности в результате ненадлежащего хранения или по другим причинам.

По указанным мотивам дело рассмотрено судом по правилам искового производства.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о продлении срока погашения займа, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский го­родской суд через Тверской районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В. Комиссаров