решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 декабря 2011 года город Москва.

Тверской районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,

при секретаре Захарове В.К.

с участием:

истца ФИО1,

представителя Следственного управления следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по городу Москве ФИО3,

представителя прокуратуры города Москвы ФИО4,

в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, третьи лица Следственное управление следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по городу Москве, прокуратура <адрес>,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просил:

- взыскать в его пользу компенсацию морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием в сумме 40000000 рублей.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске. Указал, что в период незаконного уголовного преследования в отношении него была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, продолжительность которой составила более 2 лет, предъявлено обвинение в совершении тяжких преступлений. Содержался в следственном изоляторе, по его мнению, в бесчеловечных, антисанитарных условиях, унижающих его достоинство. Приобрел ряд заболеваний. Испытывал нравственные и физические страдания. Работал в органах Госнаркоконтроля, имел безупречную репутацию. Считает, что незаконными действиями сотрудников <адрес>ной прокуратуры <адрес>, Следственного отдела по <адрес> Следственного управления при прокуратуре Российской Федерации он подвергался уголовному преследованию, в результате которого в отно­шении него незаконно было возбуждено уголовное дело, незаконно предъявлено обвинение в совершении тяжких преступлений.

Представитель Следственного управления следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по городу Москве требования не признала, полагает, что истец право на возмещение морального вреда не имеет.

Представитель прокуратуры <адрес> требования ФИО1 также не признала, пояснив, что размер требуемого возмещения сильно завышен.

Министерство финансов Российской Федерации (представитель) извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли. Представитель ответчика в направленных в суд письменных возражениях иск ФИО1 не признала.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Действительно, как установлено судом и подтверждается копиями постановлений органа следствия, судебных актов, постановлением старшего следователя Чертановской межрайонной прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» части 3 статьи 286 УК РФ, в отношении неустановленных лиц. В последствие по данному уголовному к уголовной ответственности, кроме иных лиц, привлечен ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ задержан. ДД.ММ.ГГГГ постановлением судьи Чертановского районного суда избрана мера пресечения в виде заключения под стражей и предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 3 статьи 286 УК РФ и части 3 статьи 159 УК РФ. Затем, ДД.ММ.ГГГГ ему перепредъявлено обвинение совершении преступлений, ответственность за которые предусмот­рена подпунктами «а» и «б» части 3 статьи 286, пунктом «а» части 2 статьи 161 и части 3статьи 159 УК РФ. Приговором Чертановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным и осужден по пунктам «а», «б», части 3 статьи 286, пункту «а» части 2 статьи 161, части 3 статьи159 УК РФ, ему назначено наказание по совокупности преступлений к 7 годам лишения свободы, с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на три года, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Затем, определением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ приговор в отношении него отменен, дело направлено на новое рассмотрение. Приговором Чертановского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец оправдан по всему обвинению, за отсутствием в действиях состава преступления. За ним признано право на реабилитацию. Приговор вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился под стражей, в условиях изоляции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьями 133 - 139, 397 и 399).

Исходя из содержания данных статей право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу абзаца третьего статьи 1100 данного Кодекса компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, являясь сотрудником правоохранительных органов, обвинялся в совершении тяжких преступлений, в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, продолжительность которой составила 26 месяцев и 5 дней. В последствие приговором, вступившим в законную силу, оправдан по реабилитирующим основаниям, по всему обвинению.

Учитывая изложенное, а также обстоятельства привлечения ФИО1 к уголовной ответственности, вид и продолжительность избранной меры пресечения и всего уголовного преследования в целом, основание, послужившее постановление судом оправдательного приговора, категорию преступлений, в которых он обвинялся, его возраст, семейное положение, занимаемую ранее должность в органах Госнаркоконтроля, степень нравственных страданий, причиненных ему незаконным уголовным преследованием, состояние здоровья, состояние его семьи в период уголовного преследования, публикации в средствах массовой информации, принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о возможности компенсации морального вреда, причиненного истцу, в сумме 600000 рублей.

По указанным мотивам суд отказывает в удовлетворении иска ФИО1 о компенсации морального вреда в большем размере.

Суд отмечает, что фактических данных, подтверждающих содержание истца в следственном изоляторе в нечеловеческих условиях, им в силу статьи 56 ГПКРФ не представлено, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств истцом не заявлялось, освобождения от доказывания названных выше обстоятельств судом не установлено.

Отсутствуют и судебные постановления, которыми в установленном порядке признаны незаконными действия, либо бездействие администрации следственных изоляторов, в которых содержался истец, связанные с нарушением его прав, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Данные о состоянии здоровья истца судом при разрешении вопроса о размере компенсации морального вреда также принимаются. Однако, представленные истцом медицинские документы не содержат исчерпывающих выводов о причинно-следственной связи между полученными заболеваниями и содержанием ФИО1 в следственном изоляторе в период избрания в отношении него меры пресечения и уголовного преследования в целом.

Доводы относительно причиненного морального вреда именно незаконными действиями сотрудников <адрес>ной прокуратуры <адрес>, Следственного отела по <адрес> Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, суда не состоятельны, поскольку ничем не подтверждены.

Суд отмечает, что постановление оправдательного приговора по уголовному делу не является безусловным свидетельством незаконности действий упомянутых выше органов и их должностных лиц.

Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, третьи лица Следственное управление следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по городу Москве, прокуратура <адрес>, - удовлетворить частично.

Взыскать в пользу ФИО1 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в сумме 600000 (шестьсот тысяч) рублей.

В удовлетворении иска ФИО1 в части требований о взыскания компенсации морального в большем размере, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В. Комиссаров