решение суда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 мая 2011 года город Москва.

Тверской районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,

при секретаре Чухлебовой Е.Н.,

с участием:

заявителя Борисова Ю.Б.,

в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании бездейст­вия Министерства финансов Российской Федерации, связанного с неустановле­нием порядка перечисления средств, необходимых для возврата излишне упла­ченных сумм платежей,

установил:

ФИО1 Ю.Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил:

- обязать Министерство финансов Российской Федерации устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению его законных прав.

- обязать Министерство финансов Российской Федерации (далее - министерство) установить порядок перечисления средств, необходимых для осуществления возврата излишне уплаченных сумм платежей (абзац 3 пункта 1 статьи166 Бюджетного кодекса Российской Федерации), в том числе в отношении категории граждан Российской Федерации, имеющих высшее военное профессиональное образование (абзац 14 пункта 5 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В судебном заседании ФИО1 Ю.Б. заявленные требования поддержал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в его заявлении. Сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ ему присуждена квалификация офицера с высшим военным образованием. На момент подачи документов в Российскую академию правосудия в декабре 2006 года, проходил военную службу по контракту и выслуга лет в календарном исчислении составляла 33 года. Имеет право на обучение за счет средств федерального бюджета. ДД.ММ.ГГГГ обратился к Министру финансов Российской Федерации с просьбой сообщить ему о том, установлен ли министерством порядок перечисления Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата излишне уплаченных платежей гражданами Российской Федерации, имеющих высшее военное профессиональное образование, - за их обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. На что 16 феврали 2011 года от заместителя директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки министерства получил ответ, с которым не согласен. Для получения второго высшего образования и в связи с отсутствием в федеральных бюджетах средств вынужден оплатить свое обучение в размере в размере 235242 рублей. Считает, что имеет место правонарушения в виде невыделения Российской Федерацией бюджетного ассигнования для выполнения ее публичного нормативного акта.

Министерство финансов Российской Федерации надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыло. Его представитель просила о рассмотрении дела в их отсутствие, о чем представила письменное заявление.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из копии письма заявителя к Министерству финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ответа от 16 феврали 2011 года, подписанного заместителем директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки министерства, ФИО1 Ю.Б. обращался в министерство с просьбой сообщить ему, установлен ли министерством порядок перечисления Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата излишне уплаченных платежей гражданами Российской Федерации, имеющих высшее военное профессиональное образование, - за их обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Получил ответ, из которого следует, что оснований для разработки министерством порядка не имеется.

Из копий военного билета и диплома усматривается, что ФИО1 Ю.Б., имеет высшее военное образование и продолжительность его военной службы более 33 лет.

Действительно, в силу абзаца 14 пункта 5 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане, имеющие среднее военное или высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования бесплатно.

Полномочия Министерства финансов Российской Федерации определены в статье 165 БК РФ, исключительные полномочия руководителя этого министерства определены в статье 166 БК РФ, к которым, в том числе, относится утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено судом, все обращения ФИО1, поступившие в министерство, рассмотрены, ему дан письменный мотивированный ответ.

Оспариваемое же ФИО1 бездействие министерства само по себе не нарушает его прав и свобод гражданина; не создает препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на него, как на гражданина незаконно не возложена обязанность или он незаконно не привлечен к ответственности.

Суд отмечает, что все военнослужащие, к категории которой относился и заявитель, не уполномочивали его обращаться в суд с заявлением с требованиями, указанными в описательной части настоящего решения.

Приведенное выше Положение не содержит правоустановлений, согласно которым министерство обязано именно в отношении ФИО1 совершать какие-либо действия, в частности издавать порядок перечисления средств, необходимых для возврата излишне упла­ченных сумм платежей, которые заявителем уплачены за обучение в Российской академии правосудия.

Суд считает, что введение на законодательном уровне нормы о праве граждан, имеющих высшее профессиональное образование, на бесплатное обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального обучения, не отменяет конкурсной основы получения бесплатного высшего профессионального образования, в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Вопрос же об установлении порядка возврата излишне упла­ченных сумм платежей министерством находится вне сферы правоотношений, имевших место между заявителем и органом, действия которого оспариваются.

С учетом изложенного суд признает заявление ФИО1 беспредметным, и отказывает в его удовлетворении.

Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании бездействия Министерства финансов Российской Федерации, связанного с не­установлением порядка перечисления средств, необходимых для возврата из­лишне уплаченных сумм платежей, - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский го­родской суд через Тверской районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Е.В. Комиссаров