РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 января 2012 года город Москва. Тверской районный суд города Москвы в составе: председательствующего судьи Комиссарова Е.В., при секретаре Захарове В.К., с участием истца Сухаренко А.И., который является представителем Пчелиной С.Э., истца Алмазовой О.В., представителей ответчика Правительства Москвы Кондаковой В.В., Пухляковой О.В., представителя третьего лица Общества с ограниченной ответственностью «Экология, Технология, Образование-С» Курнышева М.В. в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Правительству Москвы о возложении обязанности по финансированию незавершенных строительных работ, третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Экология, Технология, Образование-С», установил: ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с исковым заявлением, в котором просили: - обязать Правительство Москвы выполнить свои обязательства по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ № и профинансировать в квартальный срок за счет бюджета города оставшиеся незавершенными работы на жилом комплексе по адресу: <адрес>, вл. 25 согласно утвержденному проекту и вышеперечисленных договоров соинвестирования. В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске. Указал, что обязанность Правительства Москвы перед ним и другими истцами возникла на основании договоров инвестирования, и распорядительных документов, изданных Правительством Москвы для реализации проекта инвестиционного строительства по адресу: город Москва, <адрес>, вл. 25. ФИО4 также поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить, указала, что она неоднократно обращалась в суд для разрешения спора с третьим лицом относительно судьбы инвестиционного контракта, однако дом в настоящее время не сдан, необходимо около 300 млн. рублей для окончания строительства. Представители Правительства Москвы иск ФИО2, ФИО3, ФИО4 не признали, пояснили, что представляемый ими орган никаких договоров инвестиционного строительства с истцами не заключал. Обязательств Правительства Москвы непосредственно перед истцами не имеется. Указали, что Правительство Москвы не снимает с себя обязательств по завершению строительства объекта по указанному адресу. Представитель третьего лица иск ФИО2, ФИО3, ФИО4 также не признал, указал, что правоотношений между истцами и ответчиками по поводу строительства дома не имеется. ФИО3 извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыла, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, о чем ее представитель сообщил суду. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Так судом установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «О проектировании и строительстве многофункционального жилого комплекса по адресу: <адрес>, вл. 25 (Северный административный округ)» в перио<адрес> годов Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы и в последующем Управлением по реализации инвестиционных программ в строительстве города Москвы за счет средств целевого бюджетного инвестиционного фонда совместно с Обществом с ограниченной ответственностью «Экология. Технология. Образование-С» на условиях инвестиционного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №) осуществлялась реализация инвестиционного проекта проектирования и строительства комплекса, что также подтверждается копией контракта № от ДД.ММ.ГГГГ. Действительно, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ включительно постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О проектировании и строительстве многофункционального жилого комплекса по адресу: <адрес>, вл. 25 (Северный административный округ)» в целях увеличения объема строительства жилья для коммерческой реализации с последующим направлением средств на финансирование городских программ Правительство Москвы приняло в порядке исключения предложение Общества с ограниченной ответственностью «Экология. Технология. Образование-С» и Департамента внебюджетной политики строительства города Москвы о проектировании и строительстве в 2007 году многофункционального жилого комплекса площадью в соответствии с утвержденным Мосгосэкспертизой проектом по адресу: <адрес>, вл. 25. Согласно постановлению Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О привлечении Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы соинвесторов для реализации инвестиционных программ» Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы проведен конкурс на привлечение соинвестора. По результатам проведенного конкурса Департамент инвестиционных программ строительства города Москвы с Обществом с ограниченной ответственностью «Экология. Технология. Образование-С» заключили договор на право соинвестирования строительства объекта по адресу: <адрес>, вл. 25 от ДД.ММ.ГГГГ №-ИС (в редакции дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №). В последствие постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О реализации инвестиционного проекта строительства многофункционального жилого комплекса по адресу: <адрес>, вл. 25» признано утратившим силу постановление Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №. Одновременно установлено, что финансирование инвестиционного проекта строительства комплекса с учетом контракта и договора на право соинвестирования осуществляется на следующих условиях: Общество с ограниченной ответственностью «Экология. Технология. Образование-С» за счет собственных и привлеченных средств финансирует 50% стоимости проектирования и строительства комплекса. 50% стоимости проектирования и строительства комплекса финансируется на следующих условиях: - 95% - Общество с ограниченной ответственностью «Экология. Технология. Образование-С» за счет собственных и привлеченных средств; - 5% - до ДД.ММ.ГГГГ - за счет средств целевого бюджетного инвестиционного фонда, а после ДД.ММ.ГГГГ - государственным заказчиком за счет и в пределах капитальных вложений, предусмотренных Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы в бюджете города Москвы на реализацию адресной инвестиционной программы города Москвы на соответствующий финансовый год. Финансирование работ по проектированию и строительству городских магистральных инженерных коммуникаций для комплекса осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О финансировании реализации городских программ строительства и комплексной реконструкции инженерных сетей и сооружений районов застройки». Согласно копиям договоров от 24 августа 205 №/Лен 25 А-91, от ДД.ММ.ГГГГ №/Лен 25-В-71, от ДД.ММ.ГГГГ №-Лен 25-Б-93 между Обществом с ограниченной ответственностью «Экология. Технология. Образование-С» (инвестор) и ФИО4, ФИО3, ФИО2 (соинвесторы), соответственно, заключены соглашения, по условиям которых инвестор финансирует строительство многофункционального жилого комплекса по указанному выше строительному адресу, а соинвесторы, каждый в отдельности, принимают на себя обязанность проинвестировать денежные средства в строительство комплекса в размере и на условиях, предусмотренных упомянутыми договорами с целью получения в собственность результата инвестиционной деятельности – недвижимого имущества (объекта), указанных в пунктах 1.3. упомянутых выше договоров. В последствие к договорам о соинвестировании строительства многофункционального жилого комплекса между инвестором и истцами заключены Приложения №№,2. В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Пунктом 2 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 8 ГК РФ одними из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей являются договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему, акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Статьями 12, 56 ГПК РФ предусмотрено, что гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В связи с этим обязанность доказать факты наличия договоров, иных сделок, актов государственных органов и органов местного самоуправления, иных оснований, указанных в статье 8 ГК РФ, которыми установлены обязанности именно Правительства Москвы перед истцами, в рассматриваемом случае возлагается на сторону истца. Между тем, о таких основаниях суду стороной истца суду ничего не сообщено. Представленные ФИО2, ФИО3, ФИО4 договоры соинвестирования и приложения к ним, а также договоры, заключенные между уполномоченным органом Правительства Москвы и третьими лицами об инвестиционном строительстве объекта недвижимости по указанному выше адресу, не являются безусловным свидетельством обоснованности требований истцов. Учитывая, что стороной истца не представлено доказательств, свидетельствующих об обязательствах Правительства Москвы, в силу которых названный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан финансировать в квартальный срок за счет бюджета города оставшиеся незавершенными работы на жилом комплексе по адресу: <адрес>, вл. 25 согласно утвержденному проекту и вышеперечисленных договоров соинвестирования, а также обстоятельство того, что постановление Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № признано недействующим с ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание, что ходатайств об истребовании дополнительных доказательств не заявлялось, оснований освобождения от доказывания обстоятельств иска не имеется, то суд приходит к выводу о том, что иск ФИО2, ФИО3, ФИО4 является необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении. Доводы стороны истца относительно наличия обязанностей Правительства Москвы по финансированию незавершенного строительства непосредственно в их интересах, не состоятельны, поскольку своего подтверждения не нашли. Данных о том, что Правительство Москвы отказалось от выполнения обязательств по постановлению Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП в материалах дела не имеется. Напротив, согласно копии протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №, исследованного в судебном заседании, срок реализации инвестиционного проекта по адресу: Москва, <адрес>, вл. 25 продлен до ДД.ММ.ГГГГ без применения штрафных санкций к третьему по делу лицу. Остальные ссылки стороны истца, и, в частности, - ФИО2, на договоры присоединения, недопустимость отказа от заключенной сделки, являются рассуждениями общего характера, основанными на неправильном толковании им норм гражданского законодательства о сделках и обязательствах, свидетельствуют об ошибочной оценке имеющихся в деле доказательств. Вопреки убеждению ФИО2 об обратном, неограниченная возможность одного лица обязывать к чему-либо другое лицо своим односторонним волеизъявлением, несовместима с принципами равенства и автономии воли участников гражданских правоотношений, поэтому такие последствия должны быть основаны на соглашении сторон либо специально установлены законом. Как уже отмечалось судом, никаких соглашений между истцами и Правительством Москвы не имеется, в равной степени отсутствуют и законодательные акты, обязывающие ответчика по делу совершать требуемые в иске действия в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4 Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении иска ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Правительству Москвы о возложении обязанности по финансированию незавершенных строительных работ, третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Экология, Технология, Образование-С», - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Е.В. Комиссаров