РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 января 2012 года город Москва. Тверской районный суд города Москвы в составе: председательствующего судьи Комиссарова Е.В., при секретаре Захарове В.К., с участием: прокурора помощника Тверского межрайонного прокурора города Москвы Ярославцевой М.В., истца ФИО1, представителей ответчика Департамента торговли и услуг <адрес> ФИО4, ФИО5, в открытом судебном заседании, в помещении суда рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту торговли и услуг <адрес> (далее – департамент) о восстановлении на работе, взыскании заработка за период вынужденного прогула и компенсации морального вреда, проведении конкурса, вынесении частного определения, установил: ФИО1обратилась в суд с иском, в котором с дополнениями и уточнениями, письменно поданными 24 октября, ДД.ММ.ГГГГ, просила: - восстановить ее на работе в департаменте; - взыскать с департамента в ее пользу утраченный заработок с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе; компенсацию морального вреда в сумме 300000 рублей, причиненного незаконным увольнением; - обязать департамент провести в 1 квартале 2012 года конкурс для решения о включении ее в кадровый резерв; - вынести частное определение в отношении заместителя руководителя департамента, начальника отдела службы кадров. В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала, дала объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске. Указала, что при сокращении ей предложена всего одна должность, не соответствующую ее образованию, опыту работы. Должностные регламенты, служебные контракты оформлялись после получения уведомления о сокращении, не учтено мнение профсоюзного органа, имеет льготы и преимущества. Представители департамента иск ФИО1 не признали, дали объяснения по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указали, что действующее законодательство при ее увольнении не нарушено. Расчет полностью произведен до даты увольнения. Прокурор в заключении полагала, что иск ФИО1 является необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении. Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено судом ФИО1, занимавшая должность государственной гражданской службы главного специалиста отдела оперативного контроля Управления государственного контроля департамента, ДД.ММ.ГГГГ уволена приказом департамента №-лс в связи с в связи с реорганизацией департамента и сокращением должности государственной гражданской службы, на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, служебным контрактом, приказом департамента ДД.ММ.ГГГГ №-лс. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 письменно уведомлена работодателем о предстоящем сокращении. Согласно справкам б/н, расчету, подготовленных финансовым управлением департамента, с ФИО1 полностью произведен расчет в связи с увольнением. В силу статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Исходя из пункта 4 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в ведении Российской Федерации находятся как право вое регулирование, так и организация федеральной государственной гражданской службы. Статьей 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе. Частью 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривается разделение гражданской службы на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Согласно пунктам 2, 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» под федеральной государственной гражданской службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, по предметам ведения Российской Федерации, а также в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; под государственной гражданской службой субъекта Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, по предметам ведения субъекта Российской Федерации, а также в пределах полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 3~ настоящего Федерального закона. При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (пункт 5 статьи 31 названного Федерального закона). В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 2~ июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона). В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года №-О-О указано, что необходимость предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта по инициативе нанимателя непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Определение вида и объема подобных гарантий, а также случаев их предоставления, является прерогативой федерального законодателя, который, регламентируя порядок прекращения служебного контракта с гражданским служащим, вправе устанавливать перечень тех оснований, увольнению по которым предшествует предложение гражданскому служащему иной должности гражданской службы. Правовое регулирование государственной гражданской службы городе Москвы осуществляется в соответствии с Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной гражданской службе <адрес>». В связи с вышеизложенным, применение норм только Трудового кодекса Российской Федерации и норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к спорным отношениям, изложенным в исковом заявлении и поддержанными в суде, является недопустимым. В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной гражданской службе <адрес>» представитель нанимателя письменно сообщает гражданским служащим о предстоящем сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также предупреждает персонально и под расписку об освобождении oт замещаемой должности гражданского служащего, подлежащего сокращению не позднее, чем за два месяца. Согласно распоряжению Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «О предельной численности и фонде оплаты труда государственных гражданских служащих <адрес> и работников органов исполнительной власти <адрес> и Аппарата Мэра и Правительства Москвы» предусматривалось сокращение 10% штатной численности департамента на ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что в департаменте имели место организационно-штатные мероприятия в виде сокращения штатной численности кадров. Согласно указанному выше штатному расписанию должность государственной гражданской службы, занимаемая ФИО1, была сокращена, и ей ДД.ММ.ГГГГ было выдано уведомление oб освобождении от замещаемой должности по истечении двух месяцев. Истцу была предложена одна должность, о чем она сообщила суду, не соответствующая ее образованию, степени подготовки, опыту работы, от которой она отказалась. В последствие, оспариваемым приказом истец уволена с гражданской службы, с ней полностью произведен расчет. При таких данных суд приходит к выводу о том, что увольнение истца с гражданской службы было проведено в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Поскольку оснований для признания незаконными увольнения Егоричевой М.П. не имеется, не подлежит удовлетворению ее иск и в части требований о восстановлении на работе у ответчика в прежней должности с ДД.ММ.ГГГГ и выплате среднего заработка с указанной даты за все время вынужденного прогула по день вынесения решения судом. Поскольку суд признал законным и обоснованным увольнение Егоричевой М.П., то ее иск, при отсутствии иных оснований в части требований о компенсации морального вреда, также подлежит отказу в удовлетворении. Утверждение стороны истца относительно того, что профсоюзная организация не уведомлена о предстоящем сокращении и увольнении также не состоятельно, поскольку данных о том, что она является членом профсоюза, Егоричевой М.П. суду не представлено. Доводы истца относительно применения норм только Трудового кодекса Российской Федерации при разрешении данного спора, необходимости предложения ей всех возможных вакантных должностей также не состоятельны, как основанные на неправильном толковании норм трудового законодательства. Тем более, что оценка необходимости предоставления гражданским служащим дополнительных гарантий в сфере труда и занятости при расторжении с ними служебного контракта по инициативе нанимателя, дана в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О. Иск ФИО1 в части требований о возложении обязанности на департамент провести в 1 квартале 2012 года конкурс для решения вопроса о включении ее в кадровый резерв также подлежит отказу в удовлетворении по следующим основаниям. Согласно статье 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы: федеральный кадровый резерв; кадровый резерв федерального государственного органа; кадровый резерв субъекта Российской Федерации; кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации. Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве. Частью 5 статьи 64 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв субъекта Российской Федерации оформляется правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа - правовым актом государственного органа. Указом от ДД.ММ.ГГГГ №-УМ «О кадровом резерве на государственной гражданской службе <адрес>» установлено, что кадровый резерв на государственной гражданской службе <адрес> состоит из кадровых резервов государственных органов <адрес>. Таким образом, в полномочия департамента входит только оформление правового акта о включении государственных гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв департамента, но не Правительства Москвы. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение Департамента торговли и услуг <адрес> № «О проведении конкурса на включение в кадровый резерв Департамента торговли и услуг <адрес>» согласно пункту 3 которою документы для участия в конкурсе представляются в департамент в период с 7 по 27 декабря того же года. Истцом поданы, а департаментом приняты на рассмотрение заявления ФИО1 о включении в кадровый резерв департамента на должности начальника отдела, заместителя начальника отдела, начальника Управления от 27 декабря 201 1 года, в связи с чем оснований для удовлетворения требования заявителя о проведении конкурса не имеется. Согласно статье 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах. Вынесение частного определения является способом реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела (при вынесении решения). Учитывая, что судом не установлено каких-либо нарушений законодательства в отношении истца в связи с ее увольнением, то оснований для вынесения частного определения в отношении сотрудников департамента не имеется. Следовательно, иск ФИО1 в указанной части также является необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении. Доводы истца о том, что штатное расписание не было оформлено в установленном порядке и не согласовано с представителями «Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания» являются необоснованными последующим мотивам. Штатное расписание Департамента торговли и услуг <адрес> утверждено приказом руководителя департамента от ДД.ММ.ГГГГ №-л и содержит в себе всю необходимую информацию о наименованиях структурных подразделений и должностей, количестве штатных единиц, должностных окладах и месячном фонде оплаты труда сотрудников департамента. Действующее же трудовое законодательство и законодательство о государственной гражданской службе не содержит правоустановлений, согласно которым на работодателя возлагается безусловная обязанность согласования штатного расписания с профсоюзом. Утверждения ФИО1 о том, что при сокращении занимаемой истцом должности не учтено ее преимущественное право оставления на работе, не состоятельно. Так, статья 179 ТК РФ устанавливает, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком. Таким образом, наличие на иждивении двух иждивенцев в силу положений пункта 2 статьи 179 ТК РФ учитывается при равной квалификации работников. ФИО1 в силу статьи 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что квалификация и производительность труда иных сотрудников отдела, занимавших должности главных специалистов, ниже, чем производительность труда истца. Кроме того, в материалах дела отсутствует подтверждение того, что мать и младшая дочь истца являются ее иждивенцами. Мать истца согласно материалам личного дела является пенсионеркой и проживает отдельно от истца, а все дети истца, в том числе младшая дочь, являются совершеннолетними. Доводы истца о том, что зачисление сотрудников департамента на должности в соответствии с новым штатным расписанием проводилось с нарушением и без конкурса также судом проверены и не нашли своего подтверждения. Учитывая изложенное, суд, соглашаясь с заключением прокурора, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ФИО1 в полном объеме заявленных требований. Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении иска ФИО1 к Департаменту торговли и услуг <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработка за период вынужденного прогула и компенсации морального вреда, проведении конкурса, вынесении частного определения, - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Московский городской суд через Тверской районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Е.В. Комиссаров