РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 января 2012 года город Москва. Тверской районный суд города Москвы в составе: председательствующего судьи Комиссарова Е.В., при секретаре Захарове В.К., с участием: представителя Правительства Москвы Ермолаева В.А., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению Мамонтова Владимира Алексеевича об оспаривании решения Правительства города Москвы об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, установил: Мамонтов В.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил: - признать бездействие ответчика незаконным, нарушающим его права и свободы; - признать заявление обоснованным; - обязать Правительств Москвы устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод и исполнить свои обязанности органа исполнительной власти, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ, применительно к поданному уведомлению. - взыскать в его пользу судебные расходы 200 рублей. В судебном заседании представитель Правительства Москвы требования Мамонтова В.А. не признал, пояснив, что уведомление о проведении массового мероприятия было рассмотрено, на него дан письменный мотивированный ответ с отказом в согласовании, доведенный до организатора 26 сентября того же года. Указал, что в основу отказа положены намерения организаторов использовать публичные высказывания против этнической преступности, обсуждение проблем преступлений, совершаемых «приезжими носителями чуждой культуры» в отношении лиц коренных национальностей содержит отрицательную эмоциональную оценку и формирует негативную установку в отношении определенной этнической (национальной), расовой (антропологической), конфессиональной (религиозной) группы или отдельных лиц как членов этой группы. Такие действия могли спровоцировать напряженность в обществе, нетерпимость к сосуществованию людей разных рас, национальностей и вероисповеданий, создадут благоприятную почву для конфликтов. Мамонтов В.А. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. Заслушав объяснения представителя заинтересованного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Действительно судом установлено и подтверждается материалами дела, в частности, - копией уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, Демушкиным Д.Н., Шахиным Д.А., Мамонтовым В.А. в Правительство Москвы подано уведомление (организатор - Демушкин Д.Н.) о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 14.00 до 16.00 на Пушкинской площади у памятника Пушкину А.С. или на Чистопрудном бульваре у памятника Грибоедову А.С. или на площади Краснопресненской Заставы у памятника «Героям революции 1905-1907 г.г.» митинга с целью - «Призвать властные структуры и общественную инициативу граждан на искоренение этнической преступности. Почтить память жертв этнической преступности. Негативные факты, которые будут подвергнуты осуждению: наличие этнических ОПГ, преступления против личности, совершаемые в отношении лиц коренных национальностей приезжими носителями чуждой культуры» с количеством участников до 400 человек. Согласно копии ответа первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № указанное уведомление рассмотрено, в адрес организатора мероприятия Демушкина Д.Н. направлен письменный отказ по мотивам того, что цели запланированного митинга не соответствуют положениям статьи 29 Конституции Российской Федерации. Как усматривается из копии определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-Г10-97 прекращена деятельность межрегионального общественного движения «Славянский союз», руководителем которого являлся Демушкин Д.Н. по мотивам распространения идей, пропагандирующих национал-социализм, сходных с идеологией фашистской Германии. Гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам. Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Согласно статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (статья 72 Конституции Российской Федерации). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном данным Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. В силу пункта 1 статьи 8 названного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. В соответствии с частью 5 статьи 5 данного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Таким образом, федеральное законодательство предусматривает основания, при наличии которых организатор не вправе проводить публичное мероприятие в заявленном месте и (или) времени проведения публичного мероприятия, а равно гарантирует правомочие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложить организатору публичного мероприятия изменить место и (или) время его проведения; при этом, такое предложение органа исполнительной власти должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Статья 1 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ определяет, что в случаях, предусмотренных этим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», принятого на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Устава города Москвы (статья 2), предусмотрено направление организатором уведомления в письменной форме о проведении публичного мероприятия организатором непосредственно в Правительство Москвы в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы, либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников). Статья 74 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ «Устав города Москвы» предусматривает, что в соответствии с федеральным законодательством для обеспечения безопасности и общественного порядка в столице Российской Федерации, обеспечения условий функционирования федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации правовыми актами города могут устанавливаться особенности проведения массовых акций, въезда в город Москву, учета и регистрации граждан, движения транспорта, санитарно-эпидемиологических мер. Статьей 29 Конституцией Российской Федерации установлено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке. Разрешая данное дело, суд исходит из того, что органы исполнительной власти города Москвы несут обязанность по обеспечению не только безопасности участников публичного мероприятия, но и защите прав и законных интересов иных лиц. По мнению суда, заявленная ДД.ММ.ГГГГ цель мероприятия не соответствуют положениям статьи 29 Конституции Российской Федерации. Как установлено судом, Мамонтов В.А. и иные лица обратились с уведомлением о проведении публичного мероприятия, цель которого не соответствовала положениям статьи 29 Конституции Российской Федерации. Указанное уведомление рассмотрено полномочным должностным лицом и в установленный срок организаторам направлен письменный мотивированный отказ. Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Таких действий (бездействия) Правительством Москвы в отношении Мамонтова В.А не совершено. При таких данных оснований для признания обоснованным заявления Мамонтова В.А. не имеется, в связи с чем оно в полном объеме заявленных требований подлежит отказу в удовлетворении. Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении заявления Мамонтова Владимира Алексеевича об оспаривании решения Правительства города Москвы об отказе в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий, - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Е.В. Комиссаров