РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ город Москва. Тверской районный суд города Москвы в составе: председательствующего судьи Комиссарова Е.В., при секретаре Захарове В.К., с участием: истцов Ахременкова Г.Д., Ахременковой С.И., представителей истцов по доверенности Ханиной Е.М., Ахременкова Д.В., представителя Правительства Москвы Аксеновой М.А., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по иску Аременкова Георгия Дмитриевича, Ахременковой Светланы Ильиничны к Правительству Москвы о признании малоимущими и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установил: истцы обратились в суд с исковым заявлением, в котором просили: - признать малоимущими Ахременкова Георгия Дмитриевича, дата рождения которого ДД.ММ.ГГГГ, место рождения город Москва, зарегистрированного по адресу: Российская Федерация, город Москва, <адрес>, Ахременкову Светлану Ильиничну, дата рождения которой ДД.ММ.ГГГГ, место рождения город Москва, зарегистрированную по адресу: Российская Федерация, город Москва, <адрес>; - признать Ахременкова Георгия Дмитриевича, дата рождения которого ДД.ММ.ГГГГ, место рождения город Москва, зарегистрированного по адресу: Российская Федерация, город Москва, <адрес> нуждающимся в жилом помещении с правом на дополнительную жилую площадь в виде отдельного жилого помещения; - признать Ахременкову Светлану Ильиничну, дата рождения которой ДД.ММ.ГГГГ, место рождения город Москва, зарегистрированную по адресу: Российская Федерация, город Москва, <адрес>, нуждающейся в жилом помещении с правом на дополнительную жилую площадь в виде отдельного жилого помещения; - обязать Правительство Москвы принять на учет по месту жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении с правом на дополнительную жилую площадь в виде отдельного жилого помещения Ахременкова Георгия Дмитриевича, дата рождения которого ДД.ММ.ГГГГ, место рождения город Москва, зарегистрированного по адресу: Российская Федерация, город Москва, <адрес>. - обязать Правительство Москвы принять на учет по месту жительства в качестве нуждающейся в жилом помещении с правом на дополнительную жилую площадь в виде отдельного жилого помещения Ахременкову Светлану Ильиничну, дата рождения которой ДД.ММ.ГГГГ, место рождения город Москва, зарегистрированную по адресу: Российская Федерация, город Москва, <адрес>. В судебном заседании истцы и их представители иск поддержали, дали объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему. Указали, что Правительство Москвы, ответчик по делу, являясь органом жилищного учета и, одновременно, органом, принимающим решение о признании граждан малоимущими, незаконно не принимает решения о постановке малоимущих Ахременкова Г.Д., Ахременковой С.И. на жилищный учет. Настаивали на требованиях именно к этому ответчику, на надлежащего ответчика - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, категорически не согласны. Сообщили, что истцы, являясь инвалидами, имеющими заболевания, исключающие совместное проживание с ними, проживают в жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности, где кроме них, проживают иные граждане. Не обеспечены дополнительной общей площадью жилого помещения. Представитель Правительства Москвы иск Ахременкова Г.Д., Ахременковой С.И. не признала, дала объяснения по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала, что Правительство Москвы не является надлежащим ответчиком по делу. Сообщила, что истцы проживают в жилом помещении, отдельной двухкомнатной <адрес> города Москвы, где Ахременкова С.И. является собственником 1/2 доли от указанного жилья, предоставленного ей, ее сыну Ахременкову Г.Д. и Шрубинскому В.И. по договору мены на основании распоряжения префекта округа от ДД.ММ.ГГГГ №ж в связи со сносом жилого <адрес>у города Москвы. Не оспаривая их право на дополнительную площадь, пояснила, что ее муж Ахременков Д.В. проживает один в жилом помещении на условиях социального найма общей площадью 69,4 кв.м. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Действительно, судом установлено и подтверждается копией карточки учета №, выписки из домовой книги, единого жилищного документа, Ахременкова С.И. и ее сын - несовершеннолетний Ахременков Г.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживают жилом помещении, <адрес> города Москвы общей площадью жилого помещения 51,30 кв.м. Ахременковой С.И. принадлежит на праве собственности 1/2 доли указанного жилья. Согласно копии финансового лицевого счета №, свидетельства о регистрации брака, Ахременков Д.В., являющийся мужем Ахременковой С.И., проживает один на условиях социального найма в жилом помещении, - двухкомнатной <адрес>, общей площадью 67,10 кв. м, расположенной в <адрес> по Марксистской улице города Москвы. Из копий справок от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, справок МСЭ-2007 №, МСЭ-2006 №, Управления социальной защиты населения Северное Медведково города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №№, 50600069743, Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации №по городу Москве и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№-см/4943, 206-01-см/4945, следует, что Ахременкова С.И., Ахременков Г.Д., являющиеся инвали<адрес> группы и ребенком-инвалидом, соответственно, имеют право на дополнительную жилую площадь на основании Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, получают пенсию по инвалидности, социальные выплаты. Согласно справке Департамента труда и занятости населения города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № Ахременков Д.В., с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве безработного, получает пособие. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правительстве Москвы» (далее - Закон города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы. Правительство Москвы правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, а также в пределах своих полномочий организовывать и осуществлять управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделять полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, осуществлять управление в области земельных отношений, а также разрабатывать и осуществлять городскую политику в области градостроительства и землепользования (пункты 2 и 13 статьи 11, пункт 1 статьи 13 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №). Частью 1 статьи 19 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В силу статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Частью 2 статьи 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Указанные основания корреспондируют с положениями статьи 8 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Статьей 5 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что к компетенции органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые помещения относятся: признание жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы; признание жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях. В силу пункта 1 статьи 1 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», малоимущие граждане - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом. Согласно пункту 1 статьи 8 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №, органы социальной защиты населения отказывают в признании заявителя и членов его семьи малоимущими, если не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные. В соответствии со статьей 1 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» малоимущие граждане (заявители) - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены законом города Москвы. Члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты). Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее – Положение о департаменте). В силу пункта 1 Положения о департаменте, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих вимущественную казну города Москвы, в том числе по безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов) города Москвы в федеральную собственность, собственность других субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов), находящихся в федеральной собственности, собственности других субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в собственность города Москвы (далее - установленная сфера деятельности). Согласно пунктам 4.1.2., 4.1.3 Положения о департаменте Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет полномочия в сфере признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Москвы, принятия на жилищный учет гражданв качестве нуждающихся в жилых помещениях, на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Москвы, а также снятия граждан с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, нуждающихся в жилых помещениях и с учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Москвы и граждан - участников жилищных программ. По смыслу пункта 24.7 Положения о департаменте, решения департамента по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимаются в форме правовых актов, в виде приказов и распоряжений. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Итак, судом установлено, что истцы, имеющие инвалидность, обеспеченные жилым помещением на состав семьи 3 человека общей площадью не менее 92,75 кв.м (25,65 (1/2 доли 51,30 кв.м в жилом помещении, двухкомнатной <адрес> города Москвы) + 67,10 кв.м ( в двухкомнатной <адрес>, общей площадью расположенной в <адрес> по Марксистской улице города Москвы), что в сумме составляет 92,75 кв.м), истцы получают пенсию и социальные доплаты, супруг истца не работает, получает пособие по безработице. На жилищном учете в качестве нуждающихся в жилье не состояли до ДД.ММ.ГГГГ, не состоят после указанной даты. По мнению суда, отсутствие дополнительной жилой площади в виде отдельного жилого помещения не является самостоятельным основанием для постановки на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилье при установленных выше обстоятельствах. Изложенное не дает суду оснований для принятия решения об удовлетворении иска Ахременкова Г.Д., Ахременковой С.И. в части требований о признании их нуждающимися в жилом помещении с правом на дополнительную жилую площадь в виде отдельного жилого помещения, как каждого в отдельности, так и в общем. Следовательно, иск в указанной части, безусловно, подлежит отказу в удовлетворении. Поскольку законных оснований для возложения обязанности на Правительство Москвы принять на истцов учет по месту жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении с правом на дополнительную жилую площадь в виде отдельного жилого помещения, то их иск в указанной части требований также подлежит отказу в удовлетворении. Разрешая иск Ахременкова Г.Д. и Ахременковой С.И. в остальной части требований, суд исходит из следующего. В пункте 3 статьи 10 ГК РФ закреплена норма презумпции добросовестности и разумности действий участников гражданских правоотношений: в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Не сомневаясь в добросовестности и разумности действий Ахременкова Г.Д., Ахременковой С.И., их представителей как участников гражданских правоотношений избравших способы защиты нарушенных прав, изложенные в описательной части настоящего решения, суд с учетом приведенных законоположений при разрешении данного спора руководствуется исключительно нормами подраздела II ГПК РФ, именуемого как «Исковое производство» и рассматривает дело только по заявленным требованиям к Правительству Москвы, что соответствует предписаниям части 3 статьи 196 ГПК РФ. Судом неоднократно предлагалось представителям истцов в рамках рассмотрения дела уточнить заявленные требования, выбрать надлежащий способ защиты нарушенных прав, избрать надлежащего ответчика, однако этого сделано не было ни в стадии подготовки дела к рассмотрению, ни при рассмотрении его по существу, ни в уточненных требованиях от 23 апреля сего года. В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Таких оснований, которые бы повлекли безусловную обязанность у Правительства Москвы по признанию нуждающимися в жилье, либо признанию малоимущими Ахременкова Г.Д., Ахременковой С.И., стороной истца суду не представлено. Согласно приведенному выше Положению о департаменте, именно Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы принимает решения о постановке на жилищный учет, о признании малоимущими и оформляет свои решения в виде распоряжения. По смыслу действующего гражданского процессуального законодательства истец может предъявить иск к ненадлежащему ответчику, т.е. лицу, которое не несет перед ним ответственности. В этом случае суд, согласно части 2 статьи 41 ГПК РФ, рассматривает дело по предъявленному иску и при подтверждении в судебном заседании факта предъявления исковых требований к ненадлежащему ответчику выносит решение об отказе в иске. В судебном заседании сторона истца настаивала на рассмотрении дела с данным ответчиком,- Правительством Москвы. На замену ненадлежащего ответчика, надлежащим – Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы категорически не согласна. Возражала относительно привлечения названного юридического лица и в качестве третьего лица по делу. Ходатайств об истребовании дополнительных доказательствах не заявлялось. Оснований для освобождения обстоятельств иска судом не установлено. При таких данных суд, рассмотрев дело по заявленным требованиям к ненадлежащему ответчику, отказывает в удовлетворении иска Ахременкова Г.Д., Ахременковой С.И. в полном объеме заявленных требований. Доводы представителя истцов Ханиной Е.М. о том, что Правительство Москвы обязано выполнить их требования, не состоятельны, по следующим мотивам. Действительно, в силу Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы. Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти г. Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции (пункт 2 статьи 3 указанного Закона). Правительство Москвы руководит деятельностью департаментов, комитетов, главных управлений, управлений инспекций, префектур и т.д. (пункт 8 статьи 3 Закона). Как уже неоднократно отмечалось судом, отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище является Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Частью 3 статьи 9 Закона установлено, что Правительство Москвы осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы. В статье 10 Закона определены полномочия Правительства Москвы по руководству органами исполнительной власти города Москвы. Бесконтрольное, безмотивное вмешательство Правительства Москвы в деятельность отраслевого органа исполнительной власти города Москвы указанный выше Закон не допускает. Требуемое стороной истца вмешательство в деятельность департамента, нарушило бы не только принцип единоначалия, на основе которого осуществляется его деятельность, но вызовет правовую неопределенность в осуществлении полномочий власти в субъекте Российской Федерации, - городе Москвы, что, по мнению суда, недопустимо. Ссылки стороны истца на необходимость при разрешении спора руководствоваться только законодательством о социальной защите инвалидов в Российской Федерации не состоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании жилищного законодательства и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Остальные доводы и утверждения представителя истцов Ханиной Е.М. судом отвергаются, как основанные на неверной оценке имеющихся в деле доказательств и установленных судом обстоятельств. Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении иска Аременкова Георгия Дмитриевича, Ахременковой Светланы Ильиничны к Правительству Москвы о признании малоимущими и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Е.В. Комиссаров