Решение Именем Российской Федерации 30 марта 2012 г. Тверской районный суд г.Москвы В составе председательствующего федерального судьи Рачиной К.А. С участие прокурора Беляковой Н.Н. При секретаре Гусевой Н.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-164/2012 по иску Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы к Крекшиной Надежде Юрьевне о выселении и снятии с регистрационного учета и встречному иску Крекшиной Надежды Юрьевны к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признании права пользования квартирой, третье лицо – УФМС России по г. Москве Установил: Департамент жилищной политики и жилищного фонда <адрес> обратился в суд с иском к Крекшиной Надежде Юрьевне о выселении и снятии с регистрационного учета. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что ответчик в составе семьи из пяти человек (она, муж и трое несовершеннолетних сыновей) занимали однокомнатную <адрес> площадью 18,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Указанная квартира была предоставлена ответчику в 1990 году в связи с трудовыми отношениями с государственным унитарным предприятием «Дирекция единого заказчика». Семья ответчика состояла на учете по улучшению жилищных условий по категории «многодетные семьи, 3-е детей». С 2010 года семья ответчика принята на учет на получение субсидии для приобретения или строительства жилых помещений. Распоряжением префектуры ЦАО от ДД.ММ.ГГГГ №-рзп семье ответчика на основании личного заявления была предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилых помещений в размере 100 % при норме предоставления 90 кв.м. в размере 8416440 рублей, при условии освобождения спорной занимаемой жилой площади. В июле 2010 года Крекшина Н.Ю. и ее муж Крекшин С.Н., действующие за себя и за своих несовершеннолетних детей, обратились с заявлением о разрешении приобретения с использованием субсидии 3-х комнатной квартиры площадью 71,7 кв.м. по адресу: <адрес>, со снятием с жилищного учета всей семьи и освобождением занимаемой жилой площади. На основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ семья Крекшиной приобрела в равнодолевую собственность указанную квартиру. ДД.ММ.ГГГГ Крекшины были сняты с регистрационного учета в ранее занимаемой ими однокомнатной квартире, за исключением Крекшиной Н.Ю., которая до настоящего времени спорное жилое помещение не освободила и с регистрационного учета не снялась. Освобождать добровольно указанное жилое помещение ответчик отказывается, в результате чего истец, осуществляющий правомочия собственника, лишен возможности реализовать свои права наймодателя жилых помещений. С учетом изложенного, просит суд выселить Крекшину Надежду Юрьевну из <адрес> со снятием с регистрационного учета. Ответчиком Крекшиной Надеждой Юрьевной заявлен встречный иск к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда <адрес> о признании права пользования квартирой, в обоснование которого истец по встречному иску ссылается на то, что <адрес> она занимает на основании договора найма жилого помещения. Оснований для расторжения указанного договора у Департамента жилищной политики и жилищного фонда <адрес> не имеется. Субсидия была получена исходя из нормы 90 кв. м на состав семьи из пяти человек, однако она и ее семья с использованием субсидии приобрели квартиру площадью 71, 7 кв.м., то есть меньшей площадью. Согласие на приобретение квартиры меньшей площадью было следствием тяжелых жизненных обстоятельств, а именно наличие на иждивении трех несовершеннолетних детей, необходимость проживания недалеко от места лечения и обучения детей, низкие доходы семьи и невозможность подобрать квартиру соответствующей площади за сумму выделенной субсидии. Поэтому семье Крекшиных должно быть обеспечено получение недостающих кв.м., то есть с учетом занимаемой Крекшиной Н.Ю. однокомнатной квартиры. С учетом изложенного просит суд признать за Крекшиной Надеждой Юрьевной право пользования квартирой по адресу: <адрес>. Представитель истца по основному иску, ответчика по встречному иску - Департамента жилищной политики и жилищного фонда <адрес> по доверенности Лиховидова Н.И. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, против удовлетворения встречного иска возражала. Ответчик по основному иску, истец по встречному иску Крекшина Н.Ю. и ее представитель Кубышкин А.В. в судебное заседание явились, встречные исковые требования поддержали, против удовлетворения основного иска возражали. Представитель третьего лица - УФМС России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные исковые требования Департамента жилищной политики и жилищного фонда <адрес> подлежат удовлетворению, а встречное исковое заявление Крекшиной Н.Ю. удовлетворению не подлежит, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Крекшина Н.Ю. в составе семьи из пяти человек (она, муж Крекшин С.Н. 1858 г.р., сын - Крекшин И.С. 1999 г.р., сын - Крекшин Н.С. 2005 г.р., сын - Крекшин А.С. 2008 г.р.) занимали служебную однокомнатную <адрес> площадью 18,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>. Указанная квартира была предоставлена ответчику в 1990 году в связи с трудовыми отношениями с государственным унитарным предприятием «Дирекция единого заказчика <адрес>», в котором Крекшина Н.Ю. проработала 10 месяцев, после чего была уволена по собственному желанию (л.д. 37-42, 44). ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения (л.д. 45-46). Квартира является собственностью горда Москвы, и была предоставлена Крекшиной Н.Ю. по договору срочного коммерческого найма (л.д.6-7, 43). Семья Крекшиной Н.Ю. состояла на учете по улучшению жилищных условий по категории «многодетные семьи, 3-е детей», учетное дело №. Распоряжением управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О принятии на учет на получение субсидии для приобретения или строительства жилых помещений» семья Крекшиной Н.Ю. из пяти человек принята на учет на получение субсидии на строительство или приобретение жилья. В соответствии с п.п. 1,3 ст. 31 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения» жители <адрес> признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий имеют право на основании собственного заявления на предоставление субсидии в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <адрес>. Субсидия может быть использована жителями Москвы, в том числе на приобретение жилого помещения в виде отдельной квартиры (жилого дома) на рынке недвижимости по их выбору, как на территории <адрес>, так и за ее пределами на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения» жилые помещения предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью горда жителями <адрес>: 1) с освобождением занимаемого жилого помещения; 2) в дополнение к занимаемому жилому помещению (с учетом размера площади занимаемых жилых помещений). ДД.ММ.ГГГГ Крекшина Н.Ю. обратилась с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья с условием освобождения занимаемого жилого помещения (л.д. 58). Судом установлено, что на основании указанного заявления Крекшиной Н.Ю. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением префектуры ЦАО №-рзп семье Крекшиной Н.Ю. была предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилых помещений в размере 100 % при норме предоставления 90 кв.м. в размере 8416440 рублей, с условием освобождения занимаемой площади, со снятием с учета (л.д. 23). Таким образом, в данном случае на основании заявления ответчика субсидия на приобретение жилого помещения была рассчитана и предоставлена Крекшиной Н.Ю. в размере 100 % при норме предоставления 90 кв.м. на семью из пяти человек с условием освобождения занимаемого жилого помещения. Согласно п. 4 ст. 22 вышеназванного Закона в случае приобретения гражданами жилого помещения размером менее нормы предоставления, субсидия перечисляется на счет продавца жилого помещения только при наличии личного заявления гражданина о снятии его с жилищного учета. В судебном заседании установлено, что в соответствии с указанной нормой закона ДД.ММ.ГГГГ Крекшина Н.Ю. и ее муж Крекшин С.Н., действующие за себя и за своих несовершеннолетних детей, обратились в Департамент жилищной политики и жилищного фонда <адрес> с заявлением о разрешении приобретения с использованием субсидии 3-х комнатной квартиры площадью 71,7 кв.м. по адресу: <адрес>, то есть с заявлением о приобретении на всю сумму субсидии жилого помещения меньшей площади, чем норма представления, на которую указанная субсидия была рассчитана, при этом подтвердили снятие с жилищного учета всей семьи, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, и освобождение занимаемой жилой площади (л.д. 22). В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ семья Крекшиной Н.Ю. приобрела с использованием субсидии в равнодолевую собственность трехкомнатную квартиру площадью 71,7 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 25). Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. В связи с приобретением квартиры с использованием субсидии, рассчитанной в соответствии с установленной п. 5 ст. 31 вышеуказанного Закона <адрес> нормой предоставления 90 кв.м. на семью из пяти человек, с учетом личного заявления Крекшиной Н.Ю. и ее мужа на приобретение за указанные денежные средства квартиры меньшей площади и подтверждением ими снятия с жилищного учета, семья Крекшиной Н.Ю. в соответствии с требованиями действующего законодательства была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 2 ст. 22 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения» при предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилого помещения с освобождением занимаемого жилого помещения граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое жилое помещение городу Москве или уполномоченным органам исполнительной власти. В соответствии с п.3 ст. 32 указанного закона приобретенное с использованием субсидии жилое помещение должно быть оформлено в общую собственность всех членов семьи, на которых рассчитана субсидия. В течение месяца после оформления права собственности на приобретаемое с использованием субсидии жилое помещение граждане обязаны освободить и передать городу Москве занимаемое жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных законом. Таким образом, с учетом требований вышеприведенных норм закона, в течение месяца после приобретения в собственность с использованием субсидии жилого помещения, семья Крекшиной Н.Ю. обязана была освободить занимаемую ими квартиру по адресу: <адрес>, являющуюся собственностью <адрес>. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ муж и дети Крекшиной Н.Ю. были сняты с регистрационного учета в ранее занимаемой ими однокомнатной квартире (л.д. 11-13). Однако сама Крекшина Н.Ю. до настоящего времени спорное жилое помещение не освободила и с регистрационного учета не снялась, что Крекшниой Н.Ю. не оспаривается (л.д.8). Каких-либо правовых оснований для проживаний в указанной квартире и сохранения регистрации в ней у Крекшиной Н.Ю. не имеется. Более того, проживание и регистрация в данной квартире является нарушением со стороны Крекшиной Н.Ю. требований действующего законодательства об обязанности освободить жилое помещение после предоставления субсидии на приобретение в собственность квартиры и реализации своего права на улучшение жилищных условий. Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Департаментом жилищной политики и жилищного фонда <адрес> исковых требований о выселении Крекшиной Н.Ю. из спорной квартиры и снятии с регистрационного учета. Заявленный Крекшиной Н.Ю. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда <адрес> встречный иск о признании права пользования квартирой удовлетворению не подлежит в связи со следующим. В обоснование заявленных требований Крекшина Н.Ю. ссылается на то, что <адрес> она занимает на основании договора найма жилого помещения. Указанный договор не прекращен, не оспорен, недействительным не признан, оснований для расторжения указанного договора у Департамента жилищной политики и жилищного фонда <адрес> не имеется, в связи с чем, по мнению, истца по встречному иску проживание у указанной квартире является ее законным правом. Между тем, в соответствии со ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. Кроме того, как следует из п. 5.3.2. договора найма, заключенного с Крекшиной Н.Ю. ДД.ММ.ГГГГ, договор прекращается с выбытием нанимателя на иное постоянное место жительства в иное жилое помещение. В данном случае прекращение права пользования спорным жилым помещением и обязанность по его освобождению установлена Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения». При этом о прекращении права пользования занимаемым жилым помещением, после реализации субсидии на улучшение жилищных условий, Крекшиной Н.Ю. было известно, о чем свидетельствуют ее заявления, в которых она подтвердила освобождение занимаемой жилой площади. Таким образом, договор найма прекратит свое действие с момента выбытия нанимателя на новое место жительства. Также Крекшина Н.Ю. ссылается на то, что субсидия была получена исходя из нормы 90 кв. м на состав семьи из пяти человек, однако она и ее семья с использованием субсидии приобрели квартиру площадью 71, 7 кв.м., то есть меньшей площадью. Согласие на приобретение квартиры меньшей площадью было следствием тяжелых жизненных обстоятельств, а именно наличие на иждивении трех несовершеннолетних детей, необходимость проживания недалеко от места лечения и обучения детей, низкие доходы семьи и невозможность подобрать квартиру соответствующей площади за сумму выделенной субсидии. Между тем, данный довод истца по встречному иску суд также не может признать обоснованным. В судебном заседании установлено и Крекшиной Н.Ю. не отрицается, что субсидия была рассчитана и предоставлена исходя и законодательно установленной нормы 90 кв.м. на семью из пяти человек (18 кв.м. на человека). Закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей <адрес> на жилые помещения» предусматривает право граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на предоставленные городом денежные средства, рассчитанные в соответствии с нормой предоставления, в данном случае 90 кв.м., приобрести жилое помещение меньшей площади. При этом реализация данного права в любом случае означает исполнение городом своих обязательств по улучшению жилищных условий граждан в соответствии с установленной нормой предоставления. Важно лишь то, чтобы размер предоставленных денежных средств был достаточен для приобретения жилого помещения соответствующего установленной норме. В данном случае Крекшина Н.Ю. воспользовалась своим правом и, на предоставленные городом денежные средства, достаточные для покупки жилья площадью 90 кв.м., приобрела жилое помещение меньшей площади, отдав при этом предпочтение району <адрес> более удобному для проживания ее семьи, расположенному в ЦАО <адрес>. При этом Крекшина Н.Ю. в поданном ей заявлении о разрешении приобрести квартиру меньшей площади подтвердила снятие ее семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных Крекшиной Н.Ю. исковых требований о признании права пользования квартирой. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования Департамент жилищной политики и жилищного фонда <адрес> удовлетворить. Выселить Крекшину Надежду Юрьевну из <адрес> Снять Крекшину Надежду Юрьевну с регистрационного учета по адресу: <адрес>. В удовлетворении встречного иска Крекшиной Надежды Юрьевны к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда <адрес> о признании права пользования квартирой, отказать. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Рачина К.А.