РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 4 апреля 2012 года город Москва. Тверской районный суд города Москвы в составе: председательствующего судьи Комиссарова Е.В., при секретаре Захарове В.К., с участием: заявителя Борисова Ю.Б., представителя Министерства финансов Российской Федерации Мустаевой В.Я., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению Борисова Юрия Борисовича об оспаривании бездействия Министерства финансов Российской Федерации, выраженного в невключении в реестр расходных обязательств Российской Федерации обязательства по финансированию обучения в высших учебных заведениях граждан, имеющих высшее военное профессиональное образование, установил: Борисов Ю.Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил: - обязать Министерство финансов Российской Федерации устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению его законных прав. - обязать Министерство финансов Российской Федерации (далее - министерство) включить в реестр расходных обязательств Российской Федерации обязательство с названием «обучение в высших учебных заведениях граждан, имеющих высшее военное профессиональное образование». В судебном заседании Борисов Ю.Б. заявленные требования поддержал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в его заявлении. Сообщил, что ДД.ММ.ГГГГ ему присуждена квалификация офицера с высшим военным образованием. На основе анализа бюджетного процесса Российской Федерации пришел к выводу, что министерство нарушает его права оспариваемы бездействием. ДД.ММ.ГГГГ обратился к Министру финансов Российской Федерации с просьбой сообщить ему о том, включило ли министерство в реестр расходных обязательств указанное выше обязательство. На что 16 июня того же года от заместителя директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки министерства получил ответ. Считает, что министерство не установило порядок перечисления денежных средств, необходимых для осуществления возврата излишне уплаченных платежей гражданами, имеющими высшее военное профессиональное образование и не включило в бюджетные обязательства указанного выше наименования. Представитель министерства требования Борисова Ю.Б. не признала, пояснив, что представляемое ею ведомство прав заявителя не нарушало. Его обращения рассмотрены, даны мотивированные ответы. Представила суду письменные возражения. Заслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного по делу органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено судом и следует из копии письма заявителя к Министерству финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, ответа от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного заместителем директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки министерства, Борисов Ю.Б. обращался в министерство с просьбой сообщить ему, включено ли министерством в реестр расходных обязательств Российской Федерации обязательство «обучение в высших учебных заведениях граждан, имеющих высшее профессиональное образование». Получил письменный, мотивированный ответ по существу поставленных вопросов. Действительно, в силу абзаца 14 пункта 5 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане, имеющие среднее военное или высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования бесплатно. Полномочия Министерства финансов Российской Федерации определены в статье 165 БК РФ, исключительные полномочия руководителя этого министерства определены в статье 166 БК РФ, к которым, в том числе, относится утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета. В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы. В силу статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Согласно части 2 статьи 87 БК РФ под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации» установлено, что реестр расходных обязательств Российской Федерации ведется с целью учета расходных обязательств Российской Федерации и определения объема средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, необходимых для их исполнения. Данные реестра расходных обязательств Российской Федерации используются при формировании перспективного финансового плана Российской Федерации, разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также при определении в плановом периоде объема бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств. Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как установлено судом, все обращения Борисова Ю.Б., упомянутые им и поступившие в министерство, рассмотрены, ему дан письменный мотивированный ответ. Применительно к данному делу суд считает, что оспариваемое Борисовым Ю.Б. бездействие министерства само по себе не нарушает его прав и свобод гражданина; не создает препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на него, как на гражданина незаконно не возложена обязанность или он незаконно не привлечен к ответственности. Суд отмечает, что все военнослужащие, к категории которой относился и заявитель, не уполномочивали его обращаться в суд с заявлением с требованиями, указанными в описательной части настоящего решения. Приведенное выше Положение не содержит правоустановлений, согласно которым министерство обязано именно в отношении Борисова Ю.Б. совершать какие-либо действия, в частности, включать в реестр расходных обязательств Российской Федерации обязательство с названием «обучение в высших учебных заведениях граждан, имеющих высшее военное профессиональное образование». Вопреки мнению Борисова Ю.Б. об обратном, он не является участником бюджетного процесса в том правовом смысле, как это толкуется в статье 6 БК РФ. Суд считает, что введение на законодательном уровне нормы о праве граждан, имеющих высшее профессиональное образование, на бесплатное обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального обучения, не отменяет конкурсной основы получения бесплатного высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Вопрос оценки законности невключения в реестр расходных обязательств Российской Федерации обязательства по финансированию обучения в высших учебных заведениях граждан, имеющих высшее военное профессиональное образование, находится вне сферы правоотношений, имевших место между заявителем и органом государственной власти, действия которого оспариваются. Доводы Борисова Ю.Б. относительно нарушения его прав министерством судом проверены и своего подтверждения материалами дела не нашли. Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении заявления Борисова Юрия Борисовича об оспаривании бездействия Министерства финансов Российской Федерации, выраженного в невключении в реестр расходных обязательств Российской Федерации обязательства по финансированию обучения в высших учебных заведениях граждан, имеющих высшее военное профессиональное образование, - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Е.В. Комиссаров