РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 2 февраля 2012 года город Москва. Тверской районный суд города Москвы в составе: председательствующего судьи Комиссарова Е.В., при секретаре Захарове В.К., с участием: представителя истца по доверенности Андреевой Н.Ю., представителей ответчика Правительства Москвы Колесниковой Ю.А., Белкиной А.Ю., представителя третьего лица Московского государственного унитарного предприятия «Мосводоканал» Леонтьевой Е.Н., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Безус Елены Владимировны к Правительству Москвы, третьи лица Департамент имущества города Москвы, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, префектура Юго-Западного административного округа города Москвы, отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Щербинка о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выраженного в несоблюдении процедуры изъятия недвижимого имущества, и возложении обязанности по предоставлению недвижимого имущества, установил: Безус Е.В. обратилась в суд с иском, в котором с последующими изменениями, письменно поданными ДД.ММ.ГГГГ, просила: - признать незаконными бездействие Правительства Москвы по несоблюдению процедуры изъятия недвижимого имущества: жилого <адрес> и земельного участка при доме площадью 1626 кв. м, попадающего в санитарную зону очистных сооружений, для городских нужд; - обязать Правительство Москвы предоставить ей взамен жилого <адрес> и земельного участка при доме площадью 1626 кв. м, иное равнозначное недвижимое имущество в пределах данного населенного пункта. В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, дала объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему. Указала, что на основании договора дарения в 2004 году получила дом и земельный участок от своей бабушки. Дом расположен вблизи очистных сооружений, построенных ответчиком в 1998 году. В настоящее время проживание в доме невозможно по причине сырости. Считает, что были нарушены права истца при возведении очистных сооружений. Представители ответчика иск Безус Е.В. не признали, дали объяснения по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Указали, что оснований, предусмотренных статьей 8 ГК РФ для возложения обязанностей на Правительство Москвы по предоставлению жилого помещения истцу, не имеется. Сообщили, что Безус Е.В. на жилищном учете в городе Москве не состоит. Представитель третьего лица Московского государственного унитарного предприятия «Мосводоканал» иск Безус Е.В. также не признала, указала, что каких-либо правоотношений между представляемым ею лицом и истцом не имеется. Истец, Департамент имущества города Москвы, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, префектура Юго-Западного административного округа города Москвы, отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Щербинка извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не прибыли. Отдел опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Щербинка представил письменный отзыв на иск, в котором поддержал иск Безус Е.В. Истец просила о рассмотрении дела без ее участия, о чем ее представитель сообщила суду. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пункту 2 статьи 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. В пункте 3 статьи 10 ГК РФ закреплена норма презумпции добросовестности и разумности действий участников гражданских правоотношений: в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Не сомневаясь в добросовестности и разумности действий Безус Е.В., как участника гражданских правоотношений вопреки требованиям глав 23-25 ГПК РФ избравшей исковой порядок рассмотрения требований о признании незаконными действий и бездействия Правительства Москвы, нарушивших ее права, суд с учетом приведенных законоположений при разрешении данного спора руководствуется исключительно нормами подраздела II ГПК РФ, именуемого как «Исковое производство». Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу. Как установлено судом и следует из материалов дела, в частности свидетельств о государственной регистрации права собственности серии <адрес>, <адрес>, кадастрового паспорта земельного участка, выписки из домовой книги на основании договора дарения жилого дома, заключенного между Сидельниковой А.Г. и истцом, с ДД.ММ.ГГГГ Безус Е.В. приобрела право собственности на жилой <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 1626 кв. м с кадастровым номером 50:61:0020305:4, а с ДД.ММ.ГГГГ приобрела право собственности на этот земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ Безус Е.В. и ее дети, ранее постоянно проживавшие в <адрес>, постоянно зарегистрировались в указанном выше доме по <адрес>. Согласно письму Государственного учреждения «Центр государственного санэпиднадзора в <адрес>, Щербинке, Троицке и <адрес>» указанный выше дом находится в 200 метрах от территории очистных сооружений в пределах санитарно-защитной зоны. Закрепленное и гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации, а также статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, нашло свое отражение и в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в силу которой граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Согласно пункту 2 статьи 12 названного Федерального закона при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в редакции, действующей на момент получения истцом дома в собственность, было установлено, что утверждение норм проектирования и проектной документации о планировке и застройке городских и сельских поселений, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации объектов, предоставление земельных участков под строительство, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений в целях: - установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека; - установления причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); - установления соответствия (несоответствия) проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12 и 13, 15 - 28, 40 и 41 названного Федерального закона, санитарным правилам. В силу пункта 2 названной статьи на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответствии со статьей 51 указанного Федерального закона даются санитарно-эпидемиологические заключения. В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Федерального закона № 52-ФЗ действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд. На момент строительства очистных сооружений действовал Закон РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В силу пункта 3 статьи 11 Закона предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной и нормативно - технической документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно - бытового, жилищно - коммунального назначения, промышленных, транспортных и других предприятий (пусковых комплексов) и сооружений, а также транспортных средств допускается только при наличии заключения органов или учреждений Государственной санитарно - эпидемиологической службы РСФСР об их соответствии санитарным правилам. Статья 40 Закона предусматривала право граждан на обжалование действий должностных лиц и специалистов Государственной санитарно - эпидемиологической службы РСФСР вышестоящему по подчиненности главному государственному санитарному врачу, либо в суд. Таким образом, действующее законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения как на момент строительства очистных сооружений, так в настоящее время предусматривало заключение компетентного органа о соответствии предполагаемого строительства санитарным правилам. В целях реализации постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «О проекте размещения жилищного и других видов строительства на период до 2000 года», предусматривающего строительство и пуск в эксплуатацию в 1998 году локальных очистных сооружений, и в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «Об организации и проведении международного тендера на проектирование, строительство и эксплуатацию станции очистки сточных вод в Южном Бутово» Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено решение конкурсной комиссии по выбору победителя международного тендера на финансирование и строительство станции очистки сточных вод в Южном Бутово по системе «ВООТ» (строить, владеть, эксплуатировать, передавать) в лице германской фирмы «Саарберг - Хельтер Вассертехник ГмбХ» (протокол заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №). В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Первого заместителя премьера Правительства Москвы утвержден акт государственной приемочной комиссии о приемке ДД.ММ.ГГГГ в эксплуатацию законченного строительством объекта - станции очистки сточных вод в Южном Бутово. Таким образом, на момент строительства и ввода в эксплуатацию станции очистки сточных вод в Южном Бутово истец не располагала никакими правоустанавливающими документами, подтверждающими ее право собственности на упомянутый выше дом. В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В связи с этим обязанность доказать обстоятельства незаконности бездействия Правительства Москвы по несоблюдению процедуры изъятия недвижимого имущества, допущенного в отношении истца, а также наличие обязанности у Правительства Москвы по предоставлению Безус Е.В. недвижимого имущества в пределах Щербинки, в рассматриваемом случае возлагается на нее саму. Между тем, таких доказательств стороной истца суду не представлено. Доказательств признанных незаконными действий должностных лиц и специалистов Государственной санитарно - эпидемиологической службы, согласовавших строительство этих сооружений вблизи <адрес>ской <адрес>, стороной истца суду в силу статьи 56 ГПК РФ не представлено, а в материалах дела не имеется. В равной степени отсутствуют достоверные фактические данные о том, что Безус Е.В. в установленном порядке признана нуждающейся в жилом помещении в городе Москве. Так, в судебном заседании сторона истца утверждала, что по причине расположения дома вблизи от очистных сооружений в доме всегда очень сыро, в связи с чем прогнивают полы и стены и проживание в доме невозможно, а также, что на принадлежащем истцу земельном участке она не имеет возможности выращивать какие-либо культурные растения, поскольку они от повышенной влажности загнивают. Однако данные утверждения судом признаются не состоятельными, поскольку ничем не подтверждены. Более того, обследование дома в 2000 году Государственным учреждением «Центр государственного санэпиднадзора в <адрес>, Щербинке, Троицке и <адрес>» показало, что на ДД.ММ.ГГГГ дом, построенный в 1952 году, имел степень износа 62 %. Установленное обследованием состояние дома, не отвечающее санитарным требованиям по причине ветхости, сырости, отсутствия вентиляции, централизованного водоснабжения и канализации, не связано с нахождением его вблизи очистных сооружений. Таких выводов письмо не содержит. Ссылки стороны истца на положения Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» в обоснование иска не состоятельны, поскольку ни Безус Е.В., ни члены ее семьи не являются жителями города Москвы в том правовом смысле, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 3 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ «Устав города Москвы», поскольку постоянно по месту жительства зарегистрированы и проживают в <адрес>. Утверждения стороны истца относительно нарушения ответчиком жилищных прав Безус Е.В. и членов ее семьи строительством очистных сооружений также не состоятельны, поскольку ничем не подтверждены. Действия Правительства Москвы, связанные с изданием распоряжений о согласовании и строительстве сооружений очистных сооружений не оспаривались, предметом по настоящему делу не являются, иное противоречило бы положениям части 3 статьи 196 ГПК РФ. В равной степени не имеется в материалах дела достоверных фактических данных о нарушении Правительством Москвы права собственности Безус Е.В. на указанный выше жилой дом. Более того суд отмечает следующее. Пунктом 1 статьи 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из анализа содержания иска и дополнений к нему, а также объяснений представителя истца, данных в судебном заседании, следует, что Безус Е.В., приобретая в собственность дом по указанному адресу с дефектом расположения относительно очистных сооружений, знала о том, что он находится в санитарно-защитной зоне. Следовательно, она должна была осознавать последствия приобретения данного дома в дар и последующего затем постоянного проживания ее и ее детей в указанных выше жилье и условиях. Изложенное при отсутствии иного соответствует пункту 2 статьи 1 ГК РФ. Ссылка представителя истца на решение Подольского городского районного суда <адрес> судом также отвергается как не состоятельная, поскольку упомянутый акт в силу статьи 61 ГПК РФ не имеет преюдициального значения для рассмотрения данного дела в отношении ответчика. Ходатайств об истребовании дополнительных доказательств сторонами не заявлялось. Оснований для освобождения от доказывания обстоятельств иска не имеется. Учитывая изложенное, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказано незаконным бездействие Правительства Москвы по несоблюдению процедуры изъятия недвижимого имущества: жилого <адрес> и земельного участка при доме площадью 1626 кв. м, попадающего в санитарную зону очистных сооружений, для городских нужд, в связи с чем ее иск в указанной части судом признается необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении. Поскольку истцом не доказано в силу статьи 56 ГПК РФ наличие оснований, указанных в статье 8 ГК РФ, влекущих безусловную обязанность у Правительство Москвы по предоставлению Безус Е.В. взамен жилого <адрес> и земельного участка при доме площадью 1626 кв. м, иное равнозначное недвижимое имущество в пределах данного населенного пункта, то ее иск в указанной части требований также признается необоснованным, подлежащим отказу в удовлетворении. Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд решил: в удовлетворении иска Безус Елены Владимировны к Правительству Москвы, третьи лица Департамент имущества города Москвы, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, префектура Юго-Западного административного округа города Москвы, отдел опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Щербинка о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выраженного в несоблюдении процедуры изъятия недвижимого имущества, и возложении обязанности по предоставлению недвижимого имущества, - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий Е.В. Комиссаров