РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена г.Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
с участием Тутаевского межрайонного прокурора Новиковой Е.Е.,
при секретаре Соловьёвой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора, действующего в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному учреждению «Районный дворец культуры», Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о понуждении к исполнению противопожарных мероприятийуждении к исполнению ах прав, свобод и законных интересов неопеделенного круга лиц,
у с т а н о в и л:
Тутаевский межрайонный прокурор обратился в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к МУ «Районный дворец культуры», Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, в котором с учётом уточнённых исковых требований, просит обязать МУ «Районный дворец культуры» в срок до Дата обезличена в здании структурного подразделения МУ «Районный дворец культуры» Городской клуб по адресу: ...:
- оборудовать помещения здания автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03, табл.1 п.9 НПБ110-03;
- оборудовать помещения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии п.3 ППБ01-03, табл.2 п.9 НПБ104-03;
- разработать оперативный план пожаротушения;
Обязать Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области произвести финансирование названных противопожарных мероприятий в здании структурного подразделения МУ «Районный дворец культуры» Городской клуб.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что вышеуказанные нарушения были выявлены ОГПН Тутаевского района в ходе проведения внеплановой проверки. Ответчиком нарушены вышеуказанные пункты Правил Пожарной безопасности в РФ ППБ-01-03, утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003г. Нарушение требований пожарной безопасности подвергают опасности жизнь и здоровье не только работников учреждения, но и посетителей, могут повлечь негативные социальные последствия, затрагивающие их общественные интересы и привести к нарушению конституционного права на охрану здоровья, гарантированного ст.41 Конституции РФ. Круг лиц, детей и взрослых постоянно и периодически посещающих структурное учреждение МУ «Районный дворец культуры» Городской клуб меняется, в связи с чем, меняется их число и состав, а поэтому определить круг лиц, чьи жизнь и здоровье подвергаются опасности в случае возникновения пожара, не представляется возможным.
В судебном заседании помощник прокурора Новикова Е.Е. уточненные исковые требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержала, пояснила, что МУ «Районный Дворец культуры» не выполнено три пожарных мероприятия, но постепенно начинается их исполнение. Поскольку у МУ «Районный Дворец культуры» необходимые финансовые средств отсутствуют, учредителем учреждения является Администрация ТМР, то последняя несёт субсидиарную ответственность и должна выделять средства из бюджета ТМР необходимые для выполнения указанных противопожарных мероприятий.
Представитель ответчика - Должность1 МУ «Районный Дворец культуры» структурное подразделение Городской клуб Авдоян О.В. в судебном заседании против исковых требований не возражала, пояснила, что большая часть пунктов ОГПН по Тутаевскому району выполнены, остались три пункта, которые требуют больших вложений. Уже сейчас в Департамент культуры подана смета, чтобы в бюджет внесли предложения. Заключены два договора, деньги на проектирование выделены. Произведена плата за план оперативного тушения. Денег хватает только на развитие учреждения, на пожарные мероприятия не хватает.
Представитель ответчика Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области по доверенности Маринина А.С. против исковых требований не возражала, пояснила, что Администрация района является учредителем МУ «Районный Дворец культуры». Срок для устранения нарушений устраивает. Денежные средства будут на основании проектов.
Представитель третьего лица ОГПН по Тутаевскому району в суд не явился, ранее в судебном заседании от Дата обезличена Мисенов С.Г. исковые требования поддержал, пояснил, что ОГПН Тутаевского района выходило в МУ «Районный дворец культуры» с плановой проверкой, которая проводится один раз в три года. Оборудование помещений системой оповещения, автоматической пожарной сигнализацией необходимо во всех помещениях здания, для чего необходимо составить проект, по которому ставятся датчики, проводится сигнализация в одном помещении и шлейф. Датчики раскидываются по всему помещению. Оперативный план пожаротушения - это правильная и грамотная расстановка сил и средств. Оборудование помещения здания автоматической пожарной сигнализацией производится в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03, табл.1 п.9 НПБ110-03; оборудование помещения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре производится в соответствии п.3 ППБ01-03, табл.2 п.9 НПБ104-03; оперативный план пожаротушения предусмотрен ст.22 ФЗ «О пожарной безопасности».
Изучив исковое заявление, выслушав пояснения представителей ответчика, третьего лица и заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ. В соответствии со ст.2 Федерального закона «О пожарной безопасности» Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст.20 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативным регулированием в области пожарной безопасности является установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии со ст.37 ФЗ от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 утверждены и введены в действие с 30 июня 2003 года «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Допущенные ответчиком нарушения установленных пожарных норм и правил подтверждены в суде предписаниями государственного инспектора ОГПН по Тутаевскому району Номер обезличен от Дата обезличена по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Прокуратурой Тутаевского района по результатам проверки в адрес Должность1 МУ «Районный Дворец культуры» Авдоян О.В. Дата обезличена вынесено представление об устранении нарушений противопожарного законодательства.
Постановлением Тутаевского городского суда Ярославской области от Дата обезличена деятельность МУ «Районный дворец культуры» была приостановлена на срок 10 суток.
Согласно представленным сведениям ОГПН по Тутаевскому району от Дата обезличена, в рамках проведённых прокуратурой района с привлечением специалистов ОГПН по Тутаевскому району в декабре Дата обезличена проверочных мероприятий объектов с массовым пребыванием людей, в Городском клубе вновь были выявлены значительные нарушения противопожарной безопасности.
Решением Тутаевского городского суда от Дата обезличена деятельность структурного подразделения МУ «Районный дворец культуры» Городской клуб была приостановлена на 30 суток.
Согласно сведениям ОГПН по Тутаевскому району от Дата обезличена, сотрудниками отделения госпожнадзора по Тутаевскому району с Дата обезличена по Дата обезличена было проведено внеплановое мероприятие по выполнению предписания Номер обезличен от Дата обезличена в структурном подразделении МУ «Районный дворец культуры» городской клуб, в ходе которого выявлено, что ряд грубых нарушений норм пожарной безопасности не устранены.
В суде установлено, что МУ «Районный Дворец культуры» устранило некоторые нарушения, выявленные в ходе обследования, а именно за Дата обезличена из 30 выявленных нарушений – 26 пунктов выполнено, невыполненные пункты по Предписанию: оборудование помещения автоматической пожарной сигнализацией; оборудование помещения системой оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; разработка плана пожаротушения. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела сообщениями МУ «Районный дворец культуры» Департамента культуры, туризма и молодёжной политики ТМР, прокурор уточнил исковые требования с учетом устранения вышеуказанных нарушений. Тем самым ответчик в своей деятельности допустил несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности, так как предприятием не осуществляются должным образом мероприятия по профилактике пожаров, не принимаются первичные меры пожарной безопасности, не соблюдается противопожарный режим. Вследствие чего существует реальная угроза возникновения пожара, при котором может быть причинен материальный вред, а также вред здоровью и жизни граждан, интересам общества и государства.
Деятельность учреждения определяется Уставом, утверждённым Постановлением Главы Тутаевского муниципального района № 119 от 29.12.2006г., в котором определено:
п.4.1 Учредителем Учреждения является Администрация ТМР;
п.1.6 Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс (или смету), расчётный и иные счета в учреждениях банка;
п.1.10 Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несёт Учредитель;
п.5.2 высшим органом управления является Учредитель, к компетенции которого относится: определение приоритетных направлений деятельности Учреждения, принципов формирования и использования его имущества; утверждение годового отчёта и годового бухгалтерского баланса; утверждение сметы доходов и расходов Учреждения, внесение в неё изменений и др.;
п.6.1 имущество Учреждения является муниципальной собственностью, закрепляется за ним на праве оперативного управления и учитывается на самостоятельном балансе;
п.6.2 источником формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное собственником или государством; капитальные вложения и бюджетные дотации; доходы, полученные от платных видов разрешённой Учреждению деятельности; безвозмездные взносы и пожертвования юридических и физических лиц; иные источники в соответствии с законодательством РФ;
п.6.4 контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, закреплённого за Учреждением на праве оперативного управления, возлагается на Учредителя.
Ст.120 ч.1 ГК РФ определено, что учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник имущества (ч.2 ст.120 ГК РФ).
На основании изложенного обязанность по выполнению вышеуказанных противопожарных мероприятий должна быть возложена на МУ «Районный Дворец культуры» в пределах имеющихся в его распоряжении денежных средств, а при их недостаточности – на собственника имущества, т.е. Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области.
Ст.206 ч.2 ГПК РФ установлено, что в случае принятия судом решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Срок для устранения нарушений суд считает необходимым установить до Дата обезличена, так как ответчик является бюджетным учреждением, его финансирование по осуществлению противопожарных мероприятий затруднительно и не стабильно. Устранение указанных нарушений связано с существенным финансированием. Установленный срок суд находит разумным.
Таким образом, МУ «Районный Дворец культуры» следует обязать к исполнению противопожарных мероприятий в срок до Дата обезличена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 195-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать МУ «Районный Дворец культуры» в пределах имеющихся в его распоряжении денежных средств, в срок до Дата обезличена выполнить противопожарные мероприятия:
в здании структурного подразделения МУ «Районный Дворец культуры» Городской клуб, расположенного по адресу: ...
- оборудовать помещения здания автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с п.3 ППБ 01-03, табл.1 п.9 НПБ110-03;
- оборудовать помещения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии п.3 ППБ01-03, табл.2 п.9 НПБ104-03;
- разработать оперативный план пожаротушения.
При недостаточности денежных средств у МУ «Районный дворец культуры» обязанность по оборудованию здания структурного подразделения МУ «Районный Дворец культуры» Городской клуб автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и по разработке оперативного плана пожаротушения возложить на Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 10-дневный срок в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд.
Судья С.В. Нуждин