Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДД.ММ.ГГГГ Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Крайнова А.А.
при секретаре Морозовой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Соловьевой Н.А. к администрации Тутаевского муниципального района (администрация ТМР), департаменту агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования администрации Тутаевского муниципального района (департамент АПК) о взыскании денежной суммы,
у с т а н о в и л
Соловьева Н.Р. обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором указала, что является участником мероприятий по улучшению жилищных условий, проводимых в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ»; по договору с департаментом АПК от ДД.ММ.ГГГГ последний обязался частично возместить ей расходы по строительству дома, однако своего обязательства надлежащим образом не выполнил, денежные средства в сумме 105 300 руб., причитающиеся из местного бюджета, ей не выплатил, поэтому она просила взыскать солидарно с ответчиков указанную сумму задолженности, а также понесенные ею судебные расходы на уплату госпошлины в размере 3306 руб. и оплату юридических услуг в сумме 1400 руб.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Шишанова К.С. увеличила размер исковых требований в части возмещения расходов на юридические услуги до 3900 руб., в том числе 1400 руб. за составление искового заявления, 2500 руб. – за представление интересов в суде; в остальной части исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, не возражала против принятия судом заочного решения, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы ТМР истцу в аренду для индивидуального жилищного строительства был предоставлен земельный участок в <адрес>, после чего она была включена в Список участников программы «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ»; на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ истец приступила к исполнению обязательств по строительству жилого дома, стоимость которого по договору от ДД.ММ.ГГГГ была определена в размере 2 560 040 руб., используя собственные, а также перечисленные из федерального и областного бюджета денежные средства. По настоящее время местный бюджет не возместил истцу часть расходов на строительство жилья.
Ответчики Департамент АПК, администрация ТМР своих представителей в суд не направили, причины неявки суду не сообщили.
Рассмотрев дело в порядке заочного производства, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Как установлено судом из представленных документов и пояснений представителя истца, Соловьева Н.Р., <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Чебаковского сельского поселения поставлена на очередь по улучшению жилищных условий; ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы ТМР № ей в аренду для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок в <адрес>; в ДД.ММ.ГГГГ администрацией ТМР истец включена в список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ.» (Федеральная Программа); в ДД.ММ.ГГГГ Соловьевой Н.Р. получено свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверяющее право на социальную выплату на строительство индивидуального жилого дома в сумме 737100 руб., из которых <данные изъяты> составляли средства федерального бюджета, <данные изъяты> – средства бюджета Ярославской области, <данные изъяты> – средства бюджета ТМР; ДД.ММ.ГГГГ департамент АПК, Соловьева Н.Р., а также МУЗ «Тутаевская ЦРБ» заключили договор №, предметом которого являлись взаимоотношения сторон, возникающие в связи с реализацией Федеральной программы «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. По этому договору департамент АПК обязался на основании документально подтвержденных затрат истца на строительство жилья (локальная смета, акт о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ) по мере поступления денежных средств, в пределах лимитов бюджетных средств с именного блокированного счета Соловьевой Н.Р. возместить их стоимость продавцу, у ловьевой Н.казанному в договоре купли-продажи материалов, оборудования для строительства жилого дома собственными силами в размере предоставленной социальной выплаты. Выпиской из лицевого счета по вкладу подтверждается, что в ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ поступившие средства федерального и областного бюджетов, соответственно, были перечислены на открытый Соловьевой Н.Р. в кредитном учреждении блокированный именной счет, а с него - ООО «Ремдизельсервис». Часть социальной выплаты, приходящаяся на долю бюджета ТМР в сумме 105300 руб., истцу до настоящего времени не предоставлена.
Статья 314 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) устанавливает, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода;
в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства;
обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.
Согласно ст. 190 ГК РФ установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами; срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Договором № от ДД.ММ.ГГГГ день перечисления департаментом АПК денежных средств или период времени, в течение которого они должны быть перечислены на возмещение затрат истицы, не предусмотрены (буквально не указаны).
Однако возникшее обязательство позволяет однозначно определить период его исполнения.
В соответствии со ст. 422, п.1 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Предметом рассматриваемого договора являются права и обязанности сторон как участников мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ.»
Эта долгосрочная (на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ) целевая программа (статья 179 Бюджетного кодекса РФ) была утверждена постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, и после изменений редакции, внесенных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, называется «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ».
На момент заключения договора сторонами и предоставления субсидий бюджету ТМР Программа действовала в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым в нее введены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение №).
Согласно Правилам (п.2) субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих:
предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением (приложение № к Правилам).
Обязательными условиями предоставления субсидий (выделения на безвозвратной основе) бюджету субъекта РФ на софинансирование расходных обязательств являлись (п.п.3, 8):
наличие долгосрочных региональной и (или) муниципальных целевых программ, предусматривающих мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов аналогичные мероприятиям, предусмотренным пунктом 1 Правил;
наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств по софинансированию (финансированию) в соответствующем финансовом году мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, с учетом установленного уровня софинансирования;
наличие бюджетной заявки о размерах субсидий на очередной финансовый год, необходимых для выполнения соответствующих мероприятий в рамках реализации Программы, и сведений о размерах средств, которые планируется направить на реализацию этих мероприятий.
В Ярославской области областная целевая программа «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ.» была утверждена постановлением Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № (вступившим в силу с момента признания утратившим силу Закона Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № Законом Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №, опубликованным ДД.ММ.ГГГГ), отменившим действовавшие до этого Правила предоставления муниципальным районам области субсидий на проведение мероприятий по улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности за счет средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели областной целевой программой «Социальное развитие села до ДД.ММ.ГГГГ.» (постановления Правительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №-п).
Приведенные нормативные акты Ярославской области так же, как и федеральное законодательство, предусматривали, что обязательным условием предоставления муниципальным районам субсидий из областного бюджета является участие местного бюджета в софинансировании в соответствующем финансовом году указанных выше мероприятий.
Трехсторонний договор № от ДД.ММ.ГГГГ как предусмотренный п.31 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № к Правилам), не может противоречить как этому Типовому положению, так и другим нормативным актам, составной частью которых является само это Типовое положение.
По смыслу которых, денежное обязательство перед истцом по произведению ей социальной выплаты, предусмотренное заключенным департаментом АПК с Соловьевой Н.Р. договором в пределах доведенных бюджетных лимитов на ДД.ММ.ГГГГ является бюджетным обязательством АПК и администрации ТМР, т.е. в силу ст.3 Бюджетного кодекса РФ расходным обязательством, подлежащем исполнению в текущем финансовом году – до ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, обязательство АПК по договору от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Соловьевой Н.Р. позволяет определить период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, - после предъявления истцом документов, подтверждающих произведенные затраты (локальная смета, акт о приемке выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ), в любой момент в пределах текущего ДД.ММ.ГГГГ, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Смета № на строительство жилого дома, а также акт о приемке выполненных работ по состоянию на октябрь 2009 г., справка о стоимости выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ были представлены истцом департаменту АПК на момент заключения договора от ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку по Типовому положению обязанность по заключению договора и предоставлению социальной выплаты гражданину-участнику Программы возложена на орган местного самоуправления, которым является администрация ТМР, то, несмотря на то обстоятельство, что администрация передала эти свои полномочия департаменту АПК, она не может быть освобождена от предусмотренной договором ответственности.
Понесенные Соловьевой Н.Р. судебные расходы в общей сумме 7206 руб., в том числе по уплате государственной пошлины при подаче настоящего искового заявления в размере 3306 руб., оплате услуг представителя в сумме 2500 руб. и оплате юридических услуг по составлению искового заявления в сумме 1400 руб., в соответствии со ст. ст. 98, 100 ГПК РФ подлежат возмещению ответчиками.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л
Исковые требования Соловьевой Н.А. удовлетворить, взыскать в его пользу с департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования администрации Тутаевского муниципального района и администрации Тутаевского муниципального района солидарно:
- 105300 руб. в счет причитающейся социальной выплаты;
- 7206 руб. в возмещение судебных расходов.
Ответчик вправе подать в Тутаевский городской суд Ярославской области в течение 7 дней со дня вручения ему копии настоящего решения заявление об отмене заочного решения с предоставлением доказательств уважительности причины неявки его в судебное заседание.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае подачи такого заявления – в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.А. Крайнов