решение о принятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов



Мотивированное решение изготовлено:_____________________

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

с участием прокурора Новиковой Д.Е.

при секретаре Овтиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Константиновского сельского поселения, Администрации Тутаевского муниципального района о принятии мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки),

у с т а н о в и л:

Тутаевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе который установлено: несанкционированное размещение отходов (свалка) – твердых бытовых отходов (в том числе прошлогодняя трава, ветки, венки, пластиковые пакеты и бутылки, надгробия), локализованные на земельном участке по внешнему и внутреннему периметру кладбища <адрес> <адрес>. Наличие данной свалки свидетельствует о том, что Администрация Константиновского сельского поселения не выполняет обязанности, установленные федеральными законами, что ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения. Тем самым нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан – жителей Константиновского сельского поселения и иных граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурором может быть подано заявление в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Отсюда, истец просит обязать Администрацию Константиновского сельского поселения принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) на указанном земельном участке. В ходе рассмотрения иска в качестве соответчика к участию в деле была привлечена Администрация Тутаевского муниципального района.

Прокурор Новикова Д.Е. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что кладбище находится у <адрес> <адрес>. Территория кладбища относится к границам Константиновского сельского поселения. Согласно ст. 8 и 26 Устава поселения к вопросам местного значения Администрации поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полагала, что Администрация ТМР не должна отвечать по предъявленным требованиям. В настоящее время мусор на территории кладбища частично убран, но не в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации Константиновского сельского поселения по доверенности ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснил, что в настоящее время Администрация Константиновского сельского поселения заключила договор с ООО «Экономическая инициатива» на вывоз мусора. Была проведена работа по вывозу мусора, но полностью мусор убран не был. Просил предоставить срок для исполнения решения суда – 2 месяца.

Представитель ответчика – Администрации ТМР в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, в удовлетворении исковых требований к Администрации ТМР отказать. В отзыве дополнительно пояснил, что согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а не к вопросам местного значения муниципального района. Каких-либо соглашений о передаче указанных вопросов району между Администрацией Константиновского сельского поселения и Администрацией ТМР не заключалось.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно представленных в материалах дела фотографиям объекта от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, сообщению прокурора, акту рейдовой проверки по выявлению нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ , проведенному Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, подтверждается факт наличия свалки в указанном прокурором месте. Данный факт стороной ответчика не оспаривается. На земельном участке зафиксированы: прошлогодняя трава, ветки, венки, пластиковые пакеты, бутылки, надгробия.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона РФ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. (ст.3).

В соответствии со ст. 13 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствие с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 8 того же Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращений с отходами относится организация сбора и вывоза отходов и мусора.

Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ст.14).

Согласно ст. 34 указанного закона в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

В соответствии с п. 3 ч. 1 Устава Константиновского сельского поселения в структуру органов поселения входит Администрация Константиновского сельского

поселения – исполнительно-распорядительный орган поселения.

Пунктом 17 ч. 1 ст. 8 Устава к вопросам местно значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как установлено в судебном заседании, обнаруженная свалка находится в границах территории Константиновского сельского поселения, что подтверждено схемой генерального плана поселения.

Между ответчиком – Администрацией Константиновского сельского поселения и ООО «Фонд «Экономическая инициатива»» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на сбор, транспортировку, обезвреживание сверхлимитного КГМ и уборку стихийных свалок. Но при этом, как установлено в судебном заседании, подтверждено пояснениями сторон, фотоснимками, до настоящего времени свалки на территории кладбища у дер. Зарницыно полностью не ликвидированы.

Суд считает, что именно Администрация Константиновского сельского поселения при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалки) обязана выполнять мероприятия по очистке территории от мусора. Названные выше правовые нормы не дают оснований для привлечения в качестве соответчика Администрацию ТМР. Последние такие полномочия в границах Константиновского сельского поселения передали Администрации КСП.

Суд устанавливает ответчику – Администрации Константиновского сельского поселения срок – 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу для принятия мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов, т.к. этот срок является разумным, соответствующим выполнению необходимых мероприятий, объему работ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 195-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Тутаевского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию Константиновского сельского поселения в течение двух месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалок), локализованных на земельном участке по внешнему и внутреннему периметру кладбища у <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Нуждин С.В.