о праве на пенсию, вступление в зак. силу 30.12.2011



Дело .

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Тутаев Ярославской области

Судья Тутаевского городского суда Ярославской области Смирнова А.В.,

при секретаре Соловьевой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой М.В. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тутаевском муниципальном районе» о признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ Сидорова М.В. обратилась с письменным заявлением в ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тутаевском муниципальном районе» о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа.

Истец Сидорова М.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тутаевском муниципальном районе», в котором просит обязать Управление пенсионного фонда РФ в ТМР включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды прохождения курсов по повышению квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; отменить решение Управления пенсионного фонда РФ в ТМР об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ; обязать ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика понесенные расходы по оплате госпошлины. В обоснование требований указала, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством, было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. С ДД.ММ.ГГГГ продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет, указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. С принятием Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Ее отпуск по уходу за ребенком начался ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период действия законодательства, предусматривающего включение отпуска по уходу за ребенком в стаж. Курсы по повышению квалификации также подлежат зачету в стаж, поскольку в период их прохождения она продолжала работать, курсы являются частью ее педагогической деятельности.

В судебном заседании истец Сидорова М.В. исковые требования уточнила, просила обязать Управление пенсионного фонда РФ в ТМР включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды в количестве 23 дней: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; признать решение Управления пенсионного фонда РФ в ТМР об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать ответчика назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление пенсионного фонда, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика пользу понесенные расходы по госпошлине. Доводы, изложенные в иске, поддержала. Пояснила, что когда ушла в отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста ребенком трех лет, она работала в Савинской школе. Уволилась оттуда в ДД.ММ.ГГГГ, не выходя из отпуска по уходу за ребенком. Вышла на работу в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была направлена в <адрес> на курсы повышения квалификации. За пять лет она должна набрать определенное количество часов для аттестации. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – проходила курсы повешения квалификации. Это однодневные курсы. На курсы повышения квалификации ее направлял работодатель на основании приказа, заработная плата выплачивалась. В период прохождения повышения квалификации она давала уроки. В выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ допущена ошибка, фактически она проходила курсы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а не в ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика по доверенности <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что согласно разъяснениям от ДД.ММ.ГГГГ в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ Российской Федерации". До ДД.ММ.ГГГГ период они зачли в специальный стаж, остальную часть только в общий трудовой стаж. Согласно 516 Постановлению в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в стаж работы входят периоды работы, выполняемые в течение полного рабочего дня, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Курсы повышения квалификации не поименованы, поэтому их не приняли к зачету.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с правилами, установленными пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного срока назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утверждены Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. N 781, а в части не урегулированной данными Правилами, соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. N 516.

При обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ № 173 Сидорова М.В. получила отказ по причине отсутствия необходимого специального стажа работы. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к зачету в специальный стаж не принят, поскольку такой период подлежит включению только до ДД.ММ.ГГГГ в связи со вступлением в силу закона РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ». Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ исключены из специального стажа, поскольку в выписке из ИЛС застрахованного лица сведения о специальном стаже отсутствуют.

В соответствии с копией трудовой книжки, протоколом заседания комиссии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сидорова М.В. занимала должность учителя немецкого языка Савинской восьмилетней школы Тутаевского района. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы <адрес>. Как указано в протоколе заседания комиссии, в период работы в должности учителя Савинской восьмилетней школы, Сидорова М.В. пользовалась отпуском по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая истцу во включении в стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ответчик исходил из того, что указанный период имел место после ДД.ММ.ГГГГ, то есть после даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Однако с приведенной позицией пенсионного органа суд не соглашается по следующим основаниям.

Так, до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08. 1989г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ 3543-1 от 25.09.1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком Сидоровой М.В. начался ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ст.ст. 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18,19 и 55 ч.1 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы Сидоровой М.В., дающий ей право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Относительно периодов курсов по повышению квалификации суд приходит к следующему.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, в соответствии со ст.27 и ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002г., в соответствующий период засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для педагогических работников в силу ведомственных правовых актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Согласно трудовому законодательству, а именно ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы, и средняя заработная плата. Направление Сидоровой М.В. на курсы повышения квалификации в спорные периоды подтверждаются представленными выписками из приказов. В выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ допущена ошибка, фактически Сидорова М.В. проходила курсы по повышению квалификации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено копией приказа. В период прохождения курсов повышения квалификации за истцом сохранялись рабочее место, заработная плата, прохождение данных курсов связано непосредственно с осуществлением педагогической деятельности.

Отсутствие сведений о специальном стаже Сидоровой М.В. не влечет правовых последствий для истца при определении его специального стажа работы, поскольку представлять справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника входит в обязанность работодателя.

При указанных обстоятельствах суд признает отказ ответчика во включении данных периодов в льготный стаж незаконным, полагает необходимым зачесть данные периоды в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии у Сидоровой М.В. имелся педагогический стаж 25 лет, право на досрочную пенсию по старости у неё возникло.

С учетом изложенного решение от ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тутаевском муниципальном районе» об отказе в установлении пенсии должно быть признано незаконным, пенсия должна быть назначена с момента обращения в силу ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Сидоровой М.В. удовлетворить.

Признать решение от ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тутаевском муниципальном районе» об отказе Сидоровой М.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тутаевском муниципальном районе» зачесть Сидоровой М.В. в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Тутаевском муниципальном районе» в пользу Сидоровой М.В. государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Смирнова А.В.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.