о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Тушинский районный суд<адрес>в составе

председательствующего судьи Ушаковой Т.Г.,

с участием адвокатаФИО4,

при секретаре Кертиевой Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№по искуФИО1,ФИО2к<данные изъяты>г. Москвы о предоставлении жилого помещения, равнозначного занимаемому, сохранении права пользования жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилисьФИО1,ФИО2с иском к Префектуре СЗАО <адрес>,<данные изъяты>о признании отказов в разрешении на обмен жилого помещения<данные изъяты>. Москвы, Правительства<данные изъяты>в СЗАО<адрес>,<данные изъяты>СЗАО<адрес>«Южное Тушино» СЗАО<адрес>,<данные изъяты>. Москвы,<данные изъяты>- незаконными и недействительными; обязании<данные изъяты>. Москвы,<данные изъяты>исполнить инвестиционный контракт№отДД.ММ.ГГГГв полном объеме и постановлений№отДД.ММ.ГГГГ,№-ПП отДД.ММ.ГГГГв части отселения граждан в стартовые жилые дома из домов №№№, подлежащих сносу, по<адрес>в<адрес>; обязании предоставить истицеФИО2другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма; обязании предоставить другое благоустроенное жилое помещение истицеФИО1, заключив с ней договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение.

Уточнив исковые требования, истицы их уменьшили и просят обязать<данные изъяты>Москвы предоставитьФИО1в собственность по договору мены, взамен комнат№площадью 16,2 кв.м., и№, площадью 17,5 кв.м., в квартире №№, расположенной в<адрес>в<адрес>, другое благоустроенное жилое помещение, в районе проживания истиц, равнозначное освобождаемому, жилой площадью не менее 33,7 кв.м., с количеством комнат не менее двух; сохранить заФИО2право пользования жилым помещением, предоставленным взамен занимаемого.

В судебном заседании истицаФИО1, ее представитель адвокатФИО6, действующая также в интересах истицыФИО2на основании доверенностей, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика<данные изъяты>. МосквыФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель 3-х лиц<данные изъяты>МосквыФИО8, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, представила отзыв.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истицыФИО1,ФИО2зарегистрированы и проживают в коммунальной квартире по адресу:<адрес>(л.д.13).

ФИО1является собственником комнат№площадью 16,2 кв.м. и№площадью 17,5 кв.м., расположенных в указанной квартире на основании договора передачи№отДД.ММ.ГГГГ(л.д.9, 10).

Истицы обосновывают свои требования на постановлениях Правительства Москвы отДД.ММ.ГГГГ№«О мерах по ликвидации ветхого жилищного фонда на территории<данные изъяты>», отДД.ММ.ГГГГ№«О дальнейших мерах по ликвидации ветхого жилищного фонда на территории<данные изъяты>», отДД.ММ.ГГГГ№-ПП «О ходе комплексной реконструкции микрорайона№района<данные изъяты>» и Законе<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».

Между тем, предоставление жилых помещений жителям<адрес>регулируется Жилищным Кодексом РФ и Законом<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» (в ред. Закона<адрес>отДД.ММ.ГГГГN 67), которые устанавливают условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) на основании решений исполнительных органов государственной власти<адрес>, а также предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам.

Так, в соответствии со ст.4 Закона<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с:

1) проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;

2) переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;

3) признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;

4) изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством<адрес>, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом<адрес>, планами развития округов и районов<адрес>, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

2. В случаях освобождения жилых домов по основаниям, указанным в пунктах 1, 2, 3 части 1 настоящей статьи, и при отсутствии сформированного земельного участка принимается правовой акт Правительства Москвы об использовании земельного участка.

3. Правовой акт Правительства Москвы об изъятии земельного участка принимается при наличии сформированного земельного участка, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.

4. В случаях, указанных в федеральном законодательстве, правовые акты Правительства Москвы об использовании земельного участка принимаются при наличии соответствующего решения общего собрания собственников.

5. Правовой акт об изъятии жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

6. Граждане, освобождающие жилые помещения, уведомляются уполномоченным органом исполнительной власти<адрес>о принятом правовом акте письменно в течение двух недель после даты принятия правового акта. Собственник жилого помещения (жилого дома) не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного жилого помещения (жилого дома) должен быть уведомлен в письменной форме о принятом правовом акте об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (жилого дома), о дате осуществленной в соответствии с частью 5 настоящей статьи государственной регистрации такого правового акта уполномоченным органом исполнительной власти<адрес>, принявшим правовой акт об изъятии. Выкуп жилого помещения (жилого дома) до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

В силу ст.5 названного Закона уполномоченные органы исполнительной власти<адрес>на основании правового акта Правительства Москвы принимают Решение по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, по основаниям, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - Решение).

2. В Решении указываются:

1) основания освобождения или изъятия жилых домов;

2) жилые дома, подлежащие освобождению либо изъятию;

3) уполномоченные органы исполнительной власти<адрес>или лицо, осуществляющее переселение граждан, предоставление жилых помещений и/или выплачивающее возмещение (компенсацию) либо выкупную цену собственнику за жилые дома;

4) сроки освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома);

5) общая жилая площадь жилого дома, подлежащего освобождению или изъятию;

6) иные существенные условия освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома).

3. Решение является основанием для заключения договоров либо соглашений о предоставлении жилых помещений нанимателям и пользователям жилых помещений, безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность гражданам, состоящим на жилищном учете, о возмещении (компенсации) либо о выкупной цене жилого помещения (жилого дома) с собственниками, освобождающими жилые помещения (жилые дома).

В соответствии со ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Доказательств признания дома, в котором проживают истицы, аварийным, суду не представлено, ссылка истиц на ветхость жилого помещения не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не основана на нормах права.

Помимо этого, суд обращает внимание на то, что в приложении к постановлению Правительства Москвы отДД.ММ.ГГГГ№– Списке о наличии ветхого жилого фонда<данные изъяты>–<адрес>как сносимый не значится, указанный дом подлежит реконструкции (л.д.17).

Вместе с тем, в ответах<данные изъяты>. Москвы в адрес жителей дома №№№по<адрес>в<адрес>указано, что очередность сноса жилых домов обусловлена проектом планировки микрорайона№<данные изъяты>, разработанного<данные изъяты>Генплана<адрес>и утвержденного в установленном порядке. Очередность сноса жилых домов в данном микрорайоне обусловлена схемой волнового переселения и ситуацией с существующими инженерными коммуникациями. Согласно очередности сноса жилые дома по<адрес>№№№подлежат отселению и сносу вДД.ММ.ГГГГгг. До сноса указанных домов<данные изъяты>района Южное Тушино будет осуществлять контроль за техническим состоянием жилых домов по указанным адресам, при необходимости будут выполнены работы текущего характера. Также указано, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы отДД.ММ.ГГГГ№«О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года» первоочередному сносу до 2010 г. подлежат жилые дома серий: К-7; II-32; II-35; 1МГ-300; 1605-АМ, - жилые дома по указанным выше адресам к перечисленным сериям не относятся.

Одновременно указывалось, что по вопросу неудовлетворительного технического состояния жилых домов заявки жителей по текущей эксплуатации выполняются по мере их поступления в ОДС.

В соответствии со ст.30 ЖК РФсобственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Между тем, из материалов дела видно, что жители квартир косметический ремонт и замену сантехнического оборудования не производят в связи с ожиданием сноса домов, при этом, эксплуатирующей организацией производится планово-предупредительный ремонт подъездов, обслуживание и эксплуатация жилых домов проводится в соответствии с регламентом Правительства Москвы в соответствии с правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда на постоянной основе (л.д.199).

Согласно Положению об административном округе, утвержденному постановлением Правительства Москвы отДД.ММ.ГГГГ№-ПП (действовавшему на момент обращения истиц в суд) префектура административного округа - территориальный орган исполнительной власти<адрес>, подведомственный Правительству Москвы.

В соответствии с указанным Положением префектура осуществляет в пределах установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами<адрес>полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории административного округа.

В области строительства, землепользования и охраны окружающей среды префектура осуществляет контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области градостроительства, за комплексностью застройки новых жилых районов, территорий точечной застройки и микрорайонов, в том числе и объектами социально-культурной сферы.

В соответствии с возложенными на нее задачами префектура осуществляет полномочия в том числе в области жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляя контроль и учет потребностей населения округа в жилой площади.

С учетом предложений управ районов префектура утверждает ежегодную программу округа по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью; принимает решение о предоставлении гражданам жилой площади; распределяет жилую площадь, построенную за счет средств предприятий, организаций и учреждений, в пределах договорных обязательств; принимает решение о выделении жилой площади физическим и юридическим лицам.

Организует работу по реализации утвержденного Правительством Москвы градостроительного плана развития территории административного округа, за исключением территорий производственных (промышленных) зон.

Осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, префектура, согласовывает градостроительную и исходно-разрешительную документацию для проектирования и строительства, реконструкции объектов, находящихся на территории административного округа, за исключением случаев, установленных законодательством, а в отдельных случаях заказывает их разработку.

На основании утвержденной исходно-разрешительной документации принимает решение о предоставлении земельных участков на территории административного округа для осуществления градостроительной деятельности, а также принимает решение по их изъятию.

Осуществляет учет потребности населения округа в жилой площади.

С учетом предложений управ районов утверждает ежегодную программу округа по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью; принимает решение о предоставлении гражданам жилой площади.

В установленном порядке принимает решение о временном использовании маневренного жилищного фонда, предназначенного под переселение жителей из ветхого и морально устаревшего жилищного фонда на время комплексной реконструкции и комплексного капитального ремонта домов.

Префект административного округа издает в пределах своих полномочий распоряжения и приказы, являющиеся правовыми актами<адрес>.

В соответствии с Положением о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда<адрес>, утвержденным постановлением Правительства Москвы отДД.ММ.ГГГГ№-ПП, ДЖП и ЖФ<адрес>(далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти<адрес>, подведомственным Правительству Москвы, образованным в целях проведения единой жилищной политики в городе Москве.

Департамент от имени Правительства Москвы в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере, принадлежащего городу Москве и предназначенного для решения городских жилищных программ и социальных задач, осуществляет правомочия собственника по распоряжению им (за исключением недвижимого имущества, предназначенного для реализации на коммерческой основе и построенного за счет средств целевого бюджетного инвестиционного фонда, если оно не передано в установленном порядке Департаменту, и по взаиморасчетам), в том числе поступающими в собственность<адрес>жилыми домами (жилыми помещениями) в результате реализации инвестиционных контрактов по строительству (реконструкции), а также по сделкам, стороной которых является<адрес>. Департамент является координатором жилищного строительства в городе Москве, осуществляемого за счет средств бюджета<адрес>и по инвестиционным контрактам (п.1.2).

На основании решений органов исполнительной власти<адрес>осуществляет постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятие с учета и предоставление жилых помещений (заключение договоров, их изменение и расторжение) (п.1.27).

Организацию и проведение совместно с префектурами административных округов и управами районов<адрес>переселения граждан в связи с необходимостью нового строительства, развития территории в соответствии с Генеральным планом<адрес>, планами развития округов и районов<адрес>, реализации городских программ, требующих сноса жилых домов (п.2.31).

Между тем, решения органа исполнительной власти о переселении граждан из<адрес>в<адрес>и сроков освобождения жильцами указанного дома суду не представлено.

Представленную в материалы дела переписку и органами исполнительной власти и эксплуатирующими организациями суд не может считать основанием для удовлетворения исковых требований.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя беспристрастность, создал все необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.

Однако, истицами не представлены доказательства, доподлинно свидетельствующие о принятии исполнительными органами государственной власти<адрес>решения о признании<адрес>в<адрес>аварийным и переселении его жителей, в том числе семьи истиц, в связи с ветхостью дома.

Оценивая представленные истицами фотографии (л.д.247-248), суд относится к ним критически, поскольку из представленных снимков невозможно с достоверностью определить их место, время и обстоятельства изготовления.

Помимо этого, суд учитывает, что истицы на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят.

При указанных обстоятельствах, оценивая в совокупности и взаимозависимости доказательства, собранные по делу, с учетом отсутствия решения исполнительных органов государственной власти<адрес>о сносе дома и переселении, суд приходит к выводу об отклонении исковых требований истиц об обязании префектуры СЗАО<адрес>предоставитьФИО1в собственность по договору мены, взамен комнат№площадью 16,2 кв.м., и№, площадью 17,5 кв.м., в<адрес>, расположенной в<адрес>в<адрес>, другое благоустроенное жилое помещение, в районе проживания истиц, равнозначное освобождаемому, жилой площадью не менее 33,7 кв.м., с количеством комнат не менее двух; сохранении заФИО2права пользования жилым помещением, предоставленным взамен занимаемого.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требованийФИО1,ФИО2к<данные изъяты>Москвы о предоставлении жилого помещения, равнозначного занимаемому, сохранении права пользования жилым помещением - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд<адрес>в течение 10 дней с момента его окончательного вынесения.

Судья-