о предоставлении условий работы на дому



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Тушинский районный суд<адрес>

в составе председательствующего федерального судьи Т.В.Астаховой

при секретаре Е.В.Романовой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№по искуФИО1к Фонду «<данные изъяты>» о предоставлении условий работы на дому, взыскании не полученного заработка за незаконное лишение возможности трудиться, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1обратилась в суд с иском к Фонду «<данные изъяты>» и окончательно уточнив исковые требования, просила обязать Фонд<данные изъяты>» предоставить ей условия работы на дому, с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию, взыскать с Фонда «<данные изъяты>» не полученный заработок за незаконное лишение возможности трудиться в период с
ДД.ММ.ГГГГпо день вынесения решения суда в размере№коп., взыскать компенсацию морального вреда в размере№коп., мотивируя уточненные исковые требования тем, что на основании трудового договора
сДД.ММ.ГГГГработает в Фонде «<данные изъяты>», а сДД.ММ.ГГГГв должности грант-менеджера. В настоящий момент находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В период нахождения в отпуске по уходу за ребенком истица решила приступить к выполнению своих обязанностей в должности грант-менеджера на условиях работы на дому, в связи с чем,ДД.ММ.ГГГГистица подала на имя Генерального директора Фонда «<данные изъяты>» заявление о предоставлении ей условий работы на дому с сохранением пособия по социальному страхованию на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, однако ей было отказано со ссылкой на невозможность предоставления условий работы на дому, поскольку законодательство не предусматривает в обязательном порядке предоставление работы на дому, а также в связи с тем, что специфика работы грант-менеджера Фонда «<данные изъяты>» не предполагает такой возможности в силу должностных обязанностей.

Истица считает, что ответчик нарушил ее права, закрепленные
ст.ст. 254 и 256 ТК РФ, незаконно лишив ее возможности трудиться, получив соответствующую заработную плату и причинив ей тем самым моральный вред.

В судебном заседании истицаФИО1уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика - Фонда «<данные изъяты>», по доверенностиФИО3иФИО4, в судебном заседании уточненные исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать, считая их необоснованными, пояснив следующее.

Труд надомных работников регулируется главой 49 ТК РФ и содержит ряд признаков понятия «надомный работник», а именно: выполнение работы на дому и использование инструментов или механизмов работодателя, допуская и приобретение их за свой счет с последующей компенсацией расходов. Из содержания указанных признаков следует, что работы на дому не могут выполняться частично в домашних условиях, а частично по месту нахождения работодателя. Весь объем работ должен выполняться на дому. Истица полагает, что не требуется постоянного ее нахождения в офисе работодателя, ошибочно расценив это в качестве одного из доводов, по которым работодатель обязан предоставить ей возможность выполнять свои трудовые обязанности частично на дому, частично в офисе.

В ст.256 ТК РФ содержится положение, устанавливающее право женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком обратиться с заявлением к работодателю о предоставлении возможности работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом действующее законодательство не содержит положений, обязывающих работодателя предоставлять работнику работу исключительно на дому, т.к. выполнение такой обязанности бывает просто невозможно в силу характера выполняемых работником трудовых функций или экономической нецелесообразности. Именно характер выполняемых истицей обязанностей и послужил одной из причин отказа в предоставлении возможности выполнять свои обязанности на дому.

Кроме того, в своих возражениях представители ответчика ссылались на особенности труда надомных работников, которые регулируются и Положением об условиях труда надомников, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и секретариатом ВЦСПС отДД.ММ.ГГГГ№, действующее в части не противоречащей законодательству Российской Федерации, из которого следует, что труд надомников должен быть направлен, как правило, на производство товаров народного потребления, оказание отдельных видов услуг гражданам и предприятиям (через ателье и приемные пункты системы бытового обслуживания населения). Администрация может использовать труд надомников и для изготовления (выполнения) других видов изделий (работ), если по характеру и технологии производства это возможно в надомных условиях и экономически целесообразно. Работы и услуги, выполняемые работником на дому, подразумевают обязательный конечный результат. Оплата с надомным работником производится за фактически выполненные работы или произведенную продукцию. Обязанности грант-менеджера не подразумевают под собой ни того, ни другого.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истицаФИО1работает в Фонде «<данные изъяты>» сДД.ММ.ГГГГ, а сДД.ММ.ГГГГв должности грант-менеджера.

В соответствии с ч.1, 2 и 4 ст.256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Судом также установлено, что по заявлению истицыФИО1, ей сДД.ММ.ГГГГпредоставлен отпуск по уходу за ребенком, что подтверждается приказом№-от отДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов дела,ДД.ММ.ГГГГистицаФИО1, находясь в отпуске по уходу за ребенком, обратилась к Генеральному директору
Фонда «<данные изъяты>» с заявлением о предоставлении ей условий работы на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию, указав в заявлении, что в случае невозможности предоставления условий работы на дому, перевести ее на другую работу.

Рассмотрев заявлениеФИО1, Генеральный директор Фонда «<данные изъяты>» уведомил истицуФИО1о невозможности предоставить ей условий работы на дому ссылаясь на невозможность предоставления таких условий в силу должностных обязанностей грант-менеджера, а также ссылаясь на то, что у Фонда отсутствует экономическая целесообразность предоставленияФИО5условий работы на дому.

Согласно ч.3 ст.256 ТК РФ по заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

При этом, труд надомных работников регулируется главой 49 ТК РФ.

В соответствии со ст. 310 ТК РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. На надомников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом.

В этой связи в п.4 Положения об условиях труда надомников, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС отДД.ММ.ГГГГ
N 275/17-99, (применяется в части, не противоречащей ТК РФ) установлено преимущественное право на получение работы на дому некоторых категорий граждан: в частности женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Пункт 3 названного Положения указывает, что труд надомников должен быть направлен, как правило, на производство товаров народного потребления, оказание отдельных видов услуг гражданам и предприятиям (через ателье и приемные пункты системы бытового обслуживания населения). Выполнение заданий может производиться при участии членов семьи надомника.

Администрация можетиспользовать труд надомников и для изготовления (выполнения) других видов изделий (работ),если по характеру и технологии производства это возможно в надомных условиях и экономически целесообразно.

Представитель Фонда «Центр социального развития и информации», по доверенностиФИО3, в судебном заседании, возражая в удовлетворении исковых требованияФИО5, дополнительно аргументировал нецелесообразность для работодателя предоставлять истице условия работы на дому, отметив следующее.

Из должностных обязанностей грант-менеджера Фонда «<данные изъяты>», следует, что работник в указанной должности может выполнять свои должностные обязанности исключительно в офисе по следующим причинам.

Грант-менеджер участвует в составлении конкурсных предложений для получателей субгрантов, а исполнение происходит совместно с непосредственным руководителем - директором коммуникативных программ и программными менеджерами Фонда; для каждого конкурса составляется отдельно конкурсное предложение с полным пакетом требований к заявкам; после выявления соискателей и получения от них заявок, проводится рассмотрение заявок, совместно Грант-менеджером, директором коммуникативных программ и руководителем организации посредством обсуждения; грант-менеджер обязан участвовать в составлении договора на получение субгранта и пяти приложений к нему, а именно: рабочий план; бюджет; график платежей и отчетов; формы финансовой отчетности; политика и процедура доноров. Документы составляются и оформляются одновременно с директором коммуникативных программ путем обсуждения и согласования, а затем грант-менеджер составляет весь пакет документов, который утверждается Директором коммуникативных программ и передается грант-менеджером на подписание руководителю, что выполнить невозможно находясь вне офиса.

В должностные обязанности грант-менеджера входит и оформление дополнительных соглашений к договорам на получение субгрантов. Процедура оформления документов обязывает грант-менеджера ежедневно общаться с бухгалтерией и координатором получателя субгранта для оперативного и нормального выполнения проектов в рамках заключенного договора, что требует постоянного согласования, консультирования с руководителями организации. Кроме того, общение с получателями субгранов по телефону стационарному, находящемуся в офисе работодателя значительно дешевле, чем такие же звонки, произведенные с мобильного телефона. Увеличить расходную часть по своему усмотрению, в т.ч. и на телефонную связь не представляется возможным, так как бюджет утверждается грантодателем. Исходя из должностных обязанностей, грант-менеджер использует в своей работе систему ввода индикаторов и финансового мониторинга по программе, которая установлена на сервере в офисе работодателя. Использование программы возможно только при наличии доступа в базу данных индикаторов. В должностные обязанности грант-менеджера входит также предоставление в бухгалтерию счета на согласование и документов на оплату и присутствие истицы на рабочем месте в офисе работодателя, только для проведения платежей необходимо 130 дней в году, и как минимум 95 дней в году для получения и проверки отчетов. Большинство документооборота ведется в Фонде на бумажных носителях, т.е. для обмена документами между истицей и руководством Фонда или между истицей и иными работниками Фонда возникает необходимость в дополнительных затратах на курьерское обслуживание. Данные расходы ответчик не может себе позволить, в т.ч. и в связи с тем, что бюджет фонда складывается из взносов учредителя. Кроме того, в должностные обязанности грант-менеджера входит в обязательном порядке выполнять проверку предоставленной получателем субгранта отчетности с обязательным составлением Акта, который подписывается у руководителя организации, а проведение проверок документации получателей субгрантов (аудит), обязывает грант-менеджера выезжать на место нахождения получателей субгрантов. По должностной инструкции грант-менеджер обязан хранить в офисе полученные по договору субгранта финансовые документы, в т.ч. финансовые документы третьих лиц.

В должностные обязанности грант-менеджера входит обязательное участие в организации ежегодных конференций, рабочих встреч, тренингов субгрантеров, для чего необходимо совершать постоянные телефонные звонки, поиск места проведения мероприятий, организацию сбора участников, предоставление документов на оплату в бухгалтерию, контроль за приездом участников.

Перевод истицы на другую должность не представляется возможным, поскольку Фонд «<данные изъяты>» - некоммерческая организация. Бюджет фонда складывается из взносов учредителя. Бюджет согласовывается и утверждается на период 1 год. Утверждается штат сотрудников, с учетом выделенных денежных средств. Штатное расписание фонда утверждено Приказом№
отДД.ММ.ГГГГи не содержит свободной штатной единицы.

Доводы представителя ответчика заслуживают внимания, они являются логичными, последовательными и не противоречат законодательству и собранным по делу доказательствам и нашли свое подтверждение в материалах дела.

Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика, по доверенностиФИО3, ссылался, что в ответ на заявленные истицей требования ей было предложено воспользоваться своим правом на выполнение своих трудовых обязанностей на условиях неполного рабочего времени. Получать при этом денежное вознаграждение пропорционально отработанному времени, которое ей предоставлено ст. 256 ТК РФ. Данное предложение сохраняется и в настоящее время.

ИстицаФИО1, в судебном заседании отказалась выполнять свои трудовые обязанности на условиях неполного рабочего времени, с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию, и полагала, что трудовое законодательство предполагает безусловную обязанность работодателя предоставить ей условия работы на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 55 ГПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценивая имеющиеся доказательства, суд полагает установленным, что действующим трудовым законодательством не предусмотрено в обязательном порядке предоставлять работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком работу на дому, равно как и не предусмотрена возможность при условии работы на дому совмещать выполнение работы частично на дому и частично на рабочем месте по месту нахождения работодателя, а исходя из буквального толкования положений действующего законодательства, регулирующего надомный труд, следует, что возможность заключения договора с надомником напрямую зависит от характера выполнения работ и экономически целесообразно для работодателя.

Таким образом, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении исковых требованийФИО1о предоставлении ей условий работы на дому.

А поскольку суд отказывает в удовлетворении исковых требований о предоставлении ей условий работы на дому, то у суда нет никаких оснований и для удовлетворения ее исковых требований о взыскании не полученного заработка за незаконное лишение возможности трудиться и компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требованийФИО1к Фонду «<данные изъяты>» о предоставлении условий работы на дому, взыскании не полученного заработка за незаконное лишение возможности трудиться, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд<адрес>в течение 10 дней.

Федеральный судьяФИО6