о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Тушинский районный суд<адрес>в составе

председательствующего судьи Ушаковой Т.Г.,

с участием адвокатаФИО7,

при секретаре Сергуниной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№по искуФИО1,ФИО2,ФИО3, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнейФИО4,ДД.ММ.ГГГГгода рождения, к Префектуре<адрес>о признании бездействия незаконным, вынесении решения об освобождении жилого дома, обязании переселить истцов в иное благоустроенное жилье общей площадью не менее нормы предоставления, в районе проживания, по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилисьФИО1,ФИО2,ФИО3, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнейФИО4,ДД.ММ.ГГГГгода рождения, с иском к Префектуре<адрес>, ЗАО «<данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>» о признании отказов в разрешении на обмен жилого помещения Префектуры<адрес>, Правительства<адрес>, Департамента городского строительства, Управления департамента жилищной политики и жилищного фонда в<адрес>, Управления градостроительного регулирования<адрес>, Управы района «<адрес>»<адрес>, Жилищной инспекции по<адрес>, ОАО «<адрес>» («<адрес>») - незаконными и недействительными; обязании Префектуры СЗАО<адрес>, ЗАО «<данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>» исполнить инвестиционный контракт№отДД.ММ.ГГГГв полном объеме и постановления№отДД.ММ.ГГГГ,№отДД.ММ.ГГГГв части отселения граждан в стартовые жилые дома из домов №№ 11, 13, 15, подлежащих сносу, по<адрес>в<адрес>; обязании Префектуры<адрес>, ЗАО «<данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>» предоставить истцам другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Окончательно уточнив исковые требования, истцы просят признать незаконным бездействие Префектуры<адрес>, выразившееся в непринятии решения об освобождении<адрес>в<адрес>; обязать Префектуру<адрес>устранить допущенное нарушение, вынести решение об освобождении жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу; переселить семью в составе трех человек:ФИО2,ФИО3,ФИО4- из жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес>, в иное благоустроенное жилье, общей площадью не менее нормы предоставления по<адрес>в районе проживания истцов по договору социального найма; переселить семью в составе одного человека –ФИО1– из жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, в иное благоустроенное жилье, общей площадью не менее нормы представления по<адрес>в районе проживания истца по договору социального найма.

В судебном заседании представители истцовФИО9и адвокатФИО10, действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Префектуры<адрес>ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, ранее представила отзыв (л.д.268).

Представитель 3-х лиц Правительства<адрес>, Департамента жилищной политики и жилищного фонда<адрес>ФИО12, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеляФИО13, проверив письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истцыФИО1,ФИО2,ФИО3, несовершеннолетняяФИО4,ДД.ММ.ГГГГгода рождения, зарегистрированы и проживают в комнате площадью 19,9 кв.м. в коммунальной квартире по адресу:<адрес>(л.д.9, 10).

Истцы основывают свои требования на постановлениях Правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«О мерах по ликвидации ветхого жилищного фонда на территории<адрес>административного округа», отДД.ММ.ГГГГ№«О дальнейших мерах по ликвидации ветхого жилищного фонда на территории<адрес>административного округа», отДД.ММ.ГГГГ№-ПП «О ходе комплексной реконструкции микрорайона<адрес>административного округа» и Законе<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».

Предоставление жилых помещений жителям<адрес>регулируется Жилищным Кодексом РФ и Законом<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» (в ред. Закона<адрес>отДД.ММ.ГГГГN 67), которые устанавливают условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) на основании решений исполнительных органов государственной власти<адрес>, а также предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам.

В соответствии со ст.4 Закона<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства<адрес>, принимаемый в связи с:

1) проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;

2) переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;

3) признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;

4) изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством<адрес>, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом<адрес>, планами развития округов и районов<адрес>, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

2. В случаях освобождения жилых домов по основаниям, указанным в пунктах 1, 2, 3 части 1 настоящей статьи, и при отсутствии сформированного земельного участка принимается правовой акт Правительства<адрес>об использовании земельного участка.

3. Правовой акт Правительства<адрес>об изъятии земельного участка принимается при наличии сформированного земельного участка, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.

4. В случаях, указанных в федеральном законодательстве, правовые акты Правительства<адрес>об использовании земельного участка принимаются при наличии соответствующего решения общего собрания собственников.

5. Правовой акт об изъятии жилого помещения (жилого дома) в связи с изъятием земельного участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

6. Граждане, освобождающие жилые помещения, уведомляются уполномоченным органом исполнительной власти<адрес>о принятом правовом акте письменно в течение двух недель после даты принятия правового акта. Собственник жилого помещения (жилого дома) не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного жилого помещения (жилого дома) должен быть уведомлен в письменной форме о принятом правовом акте об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (жилого дома), о дате осуществленной в соответствии с частью 5 настоящей статьи государственной регистрации такого правового акта уполномоченным органом исполнительной власти<адрес>, принявшим правовой акт об изъятии. Выкуп жилого помещения (жилого дома) до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

В силу ст.5 названного Закона уполномоченные органы исполнительной власти<адрес>на основании правового акта Правительства<адрес>принимают Решение по каждому жилому дому, подлежащему освобождению или изъятию, по основаниям, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - Решение).

2. В Решении указываются:

1) основания освобождения или изъятия жилых домов;

2) жилые дома, подлежащие освобождению либо изъятию;

3) уполномоченные органы исполнительной власти<адрес>или лицо, осуществляющее переселение граждан, предоставление жилых помещений и/или выплачивающее возмещение (компенсацию) либо выкупную цену собственнику за жилые дома;

4) сроки освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома);

5) общая жилая площадь жилого дома, подлежащего освобождению или изъятию;

6) иные существенные условия освобождения или изъятия данного жилого помещения (жилого дома).

3. Решение является основанием для заключения договоров либо соглашений о предоставлении жилых помещений нанимателям и пользователям жилых помещений, безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность гражданам, состоящим на жилищном учете, о возмещении (компенсации) либо о выкупной цене жилого помещения (жилого дома) с собственниками, освобождающими жилые помещения (жилые дома).

В соответствии со ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в том числе, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Доказательств признания дома, в котором проживают истцы, аварийным, суду не представлено, ссылка истцов на ветхость жилого помещения не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку не основана на нормах права.

Помимо этого, суд обращает внимание на то, что в приложении к постановлению Правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№– Списке о наличии ветхого жилого фонда<адрес>административного округа указано, что<адрес>подлежит реконструкции или сносу.

Вместе с тем, в ответах Префектуры<адрес>в адрес жителей дома №№№по<адрес>указано, что очередность сноса жилых домов обусловлена проектом планировки микрорайона<адрес>, разработанного НИиПИ Генплана<адрес>и утвержденного в установленном порядке. Очередность сноса жилых домов в данном микрорайоне обусловлена схемой волнового переселения и ситуацией с существующими инженерными коммуникациями. Согласно очередности сноса жилые дома по<адрес>№№№подлежат отселению и сносу вДД.ММ.ГГГГгг. До сноса указанных домов ГУП ДЕЗ района<адрес>будет осуществлять контроль за техническим состоянием жилых домов по указанным адресам, при необходимости будут выполнены работы текущего характера. Также указано, что в соответствии с постановлением Правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения доДД.ММ.ГГГГгода» первоочередному сносу доДД.ММ.ГГГГг. подлежат жилые дома серий:№, - жилые дома по указанным выше адресам к перечисленным сериям не относятся.

Одновременно указывалось, что по вопросу неудовлетворительного технического состояния жилых домов заявки жителей по текущей эксплуатации выполняются по мере их поступления в ОДС, о чем представителем Префектуры представлены акт выполненных работ ОАО «РЭП№» («<адрес>») по эксплуатации, ремонту и содержанию жилого дома, акты о приемке выполненных работ.

Ссылка истцов на то, что их переселение неоднократно откладывалось, и в настоящее время планируется лишь доДД.ММ.ГГГГг., является несостоятельной, т.к. из ответа первого заместителя Мэра<адрес>в Правительстве<адрес>ФИО15. депутату<адрес>городской Думы явствует, что вопрос отселения жилых домов №№№по<адрес>будет рассмотрен при составлении графика отселения наДД.ММ.ГГГГгг.

Также не может суд принять во внимание доводы истцов о создании «<данные изъяты>», т.к. в представленном в материалы дела Положении об инициативной группе «<данные изъяты>» отсутствует дата, непонятно, когда создан указанный Совет, регистрировался ли он в установленном порядке соответствии с действовавшим на момент создания законодательством.

Согласно Положению об административном округе, утвержденному постановлением Правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ №(действовавшему на момент обращения истцов в суд) префектура административного округа - территориальный орган исполнительной власти<адрес>, подведомственный Правительству<адрес>.

В соответствии с указанным Положением префектура осуществляет в пределах установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами<адрес>полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территории административного округа.

В области строительства, землепользования и охраны окружающей среды префектура осуществляет контроль за соблюдением нормативных правовых актов в области градостроительства, за комплексностью застройки новых жилых районов, территорий точечной застройки и микрорайонов, в том числе и объектами социально-культурной сферы.

В соответствии с возложенными на нее задачами префектура осуществляет полномочия в том числе в области жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляя контроль и учет потребностей населения округа в жилой площади.

С учетом предложений управ районов префектура утверждает ежегодную программу округа по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью; принимает решение о предоставлении гражданам жилой площади; распределяет жилую площадь, построенную за счет средств предприятий, организаций и учреждений, в пределах договорных обязательств; принимает решение о выделении жилой площади физическим и юридическим лицам.

Организует работу по реализации утвержденного Правительством<адрес>градостроительного плана развития территории административного округа, за исключением территорий производственных (промышленных) зон.

Осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, префектура, согласовывает градостроительную и исходно-разрешительную документацию для проектирования и строительства, реконструкции объектов, находящихся на территории административного округа, за исключением случаев, установленных законодательством, а в отдельных случаях заказывает их разработку.

На основании утвержденной исходно-разрешительной документации принимает решение о предоставлении земельных участков на территории административного округа для осуществления градостроительной деятельности, а также принимает решение по их изъятию.

Осуществляет учет потребности населения округа в жилой площади.

С учетом предложений управ районов утверждает ежегодную программу округа по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилой площадью; принимает решение о предоставлении гражданам жилой площади.

В установленном порядке принимает решение о временном использовании маневренного жилищного фонда, предназначенного под переселение жителей из ветхого и морально устаревшего жилищного фонда на время комплексной реконструкции и комплексного капитального ремонта домов.

Префект административного округа издает в пределах своих полномочий распоряжения и приказы, являющиеся правовыми актами<адрес>.

В соответствии с Положением о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда<адрес>, утвержденным постановлением Правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№, ДЖП и ЖФ<адрес>(далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти<адрес>, подведомственным Правительству<адрес>, образованным в целях проведения единой жилищной политики в городе<адрес>.

Департамент от имени Правительства<адрес>в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере, принадлежащего городу<адрес>и предназначенного для решения городских жилищных программ и социальных задач, осуществляет правомочия собственника по распоряжению им (за исключением недвижимого имущества, предназначенного для реализации на коммерческой основе и построенного за счет средств целевого бюджетного инвестиционного фонда, если оно не передано в установленном порядке Департаменту, и по взаиморасчетам), в том числе поступающими в собственность<адрес>жилыми домами (жилыми помещениями) в результате реализации инвестиционных контрактов по строительству (реконструкции), а также по сделкам, стороной которых является<адрес>. Департамент является координатором жилищного строительства в городе<адрес>, осуществляемого за счет средств бюджета<адрес>и по инвестиционным контрактам (п.1.2).

На основании решений органов исполнительной власти города<адрес>Департамент осуществляет постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, снятие с учета и предоставление жилых помещений (заключение договоров, их изменение и расторжение) (п.1.27).

Организацию и проведение совместно с префектурами административных округов и управами районов<адрес>переселения граждан в связи с необходимостью нового строительства, развития территории в соответствии с Генеральным планом<адрес>, планами развития округов и районов<адрес>, реализации городских программ, требующих сноса жилых домов (п.2.31).

Между тем, решения органа исполнительной власти о сносе дома и переселении граждан из<адрес>в<адрес>и сроков освобождения жильцами указанного дома суду не представлено, т.к. указанные распорядительные документы не издавались, в связи с чем, по мнению суда, у истцов не возникло право требования.

Представленную в материалы дела переписку и органами исполнительной власти и эксплуатирующими организациями суд не может считать основанием для удовлетворения исковых требований.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя беспристрастность, создал все необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.

Однако, истцами не представлены доказательства, доподлинно свидетельствующие о принятии исполнительными органами государственной власти<адрес>решения о признании<адрес>в<адрес>аварийным и переселении его жителей, в том числе семьи истцов, в связи с ветхостью дома.

Разрешая спор, суд учитывает, что истцы состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сДД.ММ.ГГГГг. по льготной категории «Иные долгожители<адрес>, проживающие в условиях коммунального заселения», учетное дело№, копия которого представлена в материалы дела.

В соответствии с постановлением Правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«Об итогах выполнения городских жилищных программ вДД.ММ.ГГГГгоду и о городских жилищных программах наДД.ММ.ГГГГгоды» предусмотрено обеспечение жилой площадью очередников округа, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготным категориям доДД.ММ.ГГГГ.

Из учетного дела видно, чтоФИО1неоднократно обращался с просьбой ускорения улучшения жилищных условий и с целью ускорения улучшения жилищных условий его семье рекомендовано приобретение жилья по платным городским программам, однако семья ни одним из способов не воспользовалась.

ДД.ММ.ГГГГбывшая женаФИО1-ФИО9обратилась на личном приеме к главе управы района<адрес>с просьбой о предоставлении комнаты с целью отселения сынаФИО3с внучкойФИО4,ДД.ММ.ГГГГгода рождения, до подхода очереди. Общественная жилищная комиссия управы района<адрес>отДД.ММ.ГГГГприняла решение в отселении в комнату отказать, т.к. все освобождающиеся комнаты присоединяются гражданам, проживающим в квартирах коммунального заселения в зависимости от года постановки на учет, либо они их выкупают.

При этом,ФИО1разъяснено, что с целью ускорения улучшения жилищных условий его семья может воспользоваться правом приобретения жилой площади с использованием безвозмездной жилищной субсидии в размере 70% от нормативной стоимости жилья или принять участие в программе «<данные изъяты>» для приобретения жилого помещения с использованием средств ипотечного банковского кредита и собственных накоплений. Также сынФИО3со своей семьей может воспользоваться городской программой «Молодой семье -доступное жилье» либо заключить договор о компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«О предоставлении гражданам нуждающимися в улучшении жилищных условий, компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой найма (поднайма) жилого помещения».

В настоящее время семьяФИО1может заключить договор на жилое помещение в бездотационных домах принадлежащих городу<адрес>.

К сведению указано, что в Северо-Западном административном округе<адрес>до семьиФИО1состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной категории «Иные долгожители<адрес>, проживающие в условиях коммунального заселения»№семей/№человек.

Касательно бездействия Префектуры<адрес>, суд обращает внимание на то, что во исполнение постановления Правительства<адрес>№за период сДД.ММ.ГГГГпоДД.ММ.ГГГГгг. в<адрес>по инвестиционным контрактам построено 5 жилых домов площадью 67,2 тыс.кв.м. (с долей города 30%) из 6 запланированных. Полученная площадь была использована для отселения жителей из трех домов из 6 предусмотренных к сносу. Строительство жилого дома по<адрес>(29,0 тыс.кв.м.), не начато, так как на месте его строительства расположен бассейн, являющийся федеральной собственностью.

В Единой автоматизированной информационной системе торгов<адрес>(ЕАИСТ) зарегистрирован инвестиционный контракт отДД.ММ.ГГГГ№(реестровый№), заключенный между Правительством<адрес>в лице префекта<адрес><адрес>, ЗАО «<данные изъяты>» и 3АО «<данные изъяты>» на реализацию инвестиционного проекта по комплексной реконструкции микрорайона<адрес>, в том числе на строительство жилых домов по адресам:<адрес>.

Данные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании свидетелемФИО13, который также показал, что в случае, если бы был построен дом по<адрес>, жилых помещений для отселяемых граждан могло бы хватить.

Таким образом, доводы истцов о бездействии Префектуры<адрес>являются безосновательными.

При указанных обстоятельствах, оценивая в совокупности и взаимозависимости доказательства, собранные по делу, с учетом отсутствия решения исполнительных органов государственной власти<адрес>о сносе дома и переселении, суд приходит к выводу об отклонении исковых требований истцов о признании незаконным бездействия Префектуры<адрес>; обязании Префектуры<адрес>: устранить допущенное нарушение, вынести решение об освобождении жилого дома, расположенного по адресу:<адрес>; переселении семьи в составе трех человек:ФИО2,ФИО3,ФИО4- из жилого помещения, расположенного по адресу:<адрес>, в иное благоустроенное жилье, общей площадью не менее нормы предоставления по<адрес>в районе проживания истцов по договору социального найма; переселении семьи в составе одного человека –ФИО1– из жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, в иное благоустроенное жилье, общей площадью не менее нормы представления по<адрес>в районе проживания истца по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требованийФИО1,ФИО2,ФИО3, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнейФИО4,ДД.ММ.ГГГГгода рождения, к Префектуре<адрес>о признании бездействия незаконным, вынесении решения об освобождении жилого дома, обязании переселить истцов в иное благоустроенное жилье общей площадью не менее нормы предоставления, в районе проживания, по договору социального найма – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд<адрес>в течение 10 дней с момента его окончательного вынесения.

Судья-