РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГТушинский районный суд г<адрес> В составе председательствующего федерального судьи Андреевой Т.Е., С участием прокурораФИО4, При секретаре Дудко А.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры<адрес>к ЗАО «<данные изъяты>» о признании деятельности общества незаконной и приостановлении деятельности до заключения охранного обязательства, Установил: Межрайонная природоохранная прокуратура<адрес>предъявила иск к ЗАО «<данные изъяты>» о признании деятельности Общества незаконной и приостановлении деятельности до заключения охранного обязательства. Истец в обоснование требований ссылается на то, что ЗАО уклоняется от заключения охранного обязательства на участок, расположенный по адресу: г<адрес>, с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды<адрес>, которое согласно ст.15 Закона<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«Об особо охраняемых природных территориях в<адрес>» должен заключить каждый землепользователь, находящийся в границах особо охраняемой природной территории, а поэтому деятельность ответчика подлежит приостановлению. В судебном заседании прокурорФИО4иск поддержала. Представитель ЗАО «<данные изъяты>» по доверенностиФИО5иск не признала, указав, что контроль за деятельностью природно-исторического парка «<данные изъяты>» осуществляется Москомнаследием, обязательства по охране памятника – парка Усадьбы «<адрес>» ЗАО «<данные изъяты>» заключило с Москомнаследнием в июлеДД.ММ.ГГГГгода. Ответчик полагает, что территория Парка не имеет двойного статуса – и объекта историко-культурного назначения и объекта особо охраняемых природных территорий, а поэтому считает, что нет оснований в двойном регулировании охраны указанной территории со стороны Москомнаследия и Департамента природных ресурсов г<адрес>. Представитель ЗАО «<данные изъяты>по доверенностиФИО5, не соглашаясь с иском, также ссылается на ничтожность обязательства арендатора ЗАО «<данные изъяты>». Представитель ответчика считает, что ЗАО принял на себя достаточные обязательства по сохранности природных объектов в пунктах 4.2; 4.3;4.5 Договора аренды, которые позволят обеспечить соответствующий режим использования земель, предоставленных в аренду. Также полагает, что охранные обязательства, заключенные с Москомнаследием, и охранные обязательства, о которых заявлено в иске, не могут содержать положений, противоречащих друг другу, поскольку предмет охраны, установленный для объекта культурно-исторического наследия и для объекта особо охраняемых природных территорий – совершенно разные, что не позволяет ЗАО заключить дополнительное охранное обязательство, имея планово-реставрационные задания, выданные Москомнаследием. Представитель ответчика ссылается, что заключение дополнительных охранных обязательств с Департаментом природопользования и природных ресурсов<адрес>будет препятствовать выполнению ЗАО «<данные изъяты>» проекта благоустройства и воссоздания Парка как территории исторического памятника. Представитель Комитета по культурному наследию<адрес>, привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица, по доверенностиФИО6против заявленных требований прокурора возражений не высказал, подтвердил, что территория объекта культурного наследия федерального значения – исторического памятника «УсадьбаФИО7,ДД.ММ.ГГГГв.в.» является частью территории объекта культурного наследия регионального значения – произведения садово-паркового искусства усадьба «<адрес>». Эти две территории являются частью территории природно-исторического парка «<адрес>» - особо охраняемой природной территории. Не отрицал, что территория усадьбы «<адрес>» имеет двойной статус – объекта культурного наследия и объекта особо охраняемой природной территории. Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г<адрес>по доверенностиФИО8иск поддержал, пояснил, что ЗАО «<данные изъяты>занимает земельный участок по адресу г<адрес>на основании договора, заключенного с Департаментом земельных ресурсов г<адрес>отДД.ММ.ГГГГ, этот земельный участок находится в ведении ГПБУ «Управление ООПТ по<адрес>» как часть особо охраняемой природной территории – природно-исторический парк «<адрес>». Деятельность ЗАО «<данные изъяты>» в границах особо охраняемой природной территории может осуществляться после подписания охранных обязательств, но ответчик не оформляет охранные обязательства. Представитель Департамента земельных ресурсов г<адрес>о дне слушания дела извещен, не явился, возражений по иску не представлено. Представитель Государственного природоохранного бюджетного учреждения г Москвы «Управления особо охраняемыми природными территориями по<адрес>» - правопреемник государственного учреждения<адрес>«Специализированный лесхоз «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен. Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, оценив доказательства в совокупности и взаимозависимости, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ, а также Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 21 Закона<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«Об особо охраняемых природных территориях в городе<адрес>» природно-исторический парк - особо охраняемая природная территория, имеющая природоохранное, историко-культурное, просветительское и рекреационное значение как особо ценный для города природный комплекс и памятник отечественной истории и культуры. Природно-исторические парки образуются на природный территориях, включающих памятники истории и культуры(садово-паркового искусства). Природно-исторические парки в городе<адрес>создаются с целью сохранения природного комплекса и памятников истории и культуры в границах особо охраняемой природной территории. Ее использование допускается в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ. Согласно преамбуле Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закон определяет сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, а также регулирует отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации. На основании ст. 4 ГПК РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свободы и законных интересов. В случаях, предусмотренных ГПК РФ, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, предъявляя иск к ЗАО «<данные изъяты>», ссылается на особенности использования особых охраняемых природных зон, отнесенных к объектам общенационального достояния, соблюдения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Постановлением Правительства г<адрес>ДД.ММ.ГГГГ№«О мерах по развитию природного комплекса г<адрес>» образован ООПТ «<данные изъяты>». Статьей 2 Закона<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«Об особо охраняемых природных территориях в городе<адрес>» к категории особо охраняемых природных территорий в городе<адрес>отнесены и природно-исторические парки. Постановлением правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№-ПП «О территориальной схеме сохранения и развития особо охраняемой природной территории «<данные изъяты>» утверждена территориальная схема сохранения и развития ООПТ «<данные изъяты>». Согласно п.1.1 и п. 3.3. Положения о природно-историческом парке «<адрес>», утвержденному Постановлением правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№-ПП, природно-исторический парк «<адрес>» - особо охраняемая природная территория<адрес>, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный, крупный и целостный природно-территориальный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых видов растений и животных и благоприятными условиями для отдыха в природном окружении. На территории природно-исторического парка «<адрес>» запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка «<адрес>». Согласно п.8.5 указанного Положения земельные участки в границах особо охраняемой природной территории – природно-исторического парка «<адрес>» предоставляются государственному природоохранному учреждению «Природно-исторический парк «<адрес>», осуществляющему охрану, содержание и использование парка в постоянное (бессрочное) пользование в установленном порядке в границах, утвержденных постановлением правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№-ПП «О корректировке границ особо охраняемой природной территории «Природный парк «<адрес>», за исключением земельный участков сторонних землепользователей, права которых оформлены в установленном порядке. Согласно ст. 15 Закона<адрес>от 36.09.2001№«Об особо охраняемых природных территориях в городе<адрес>» после принятия решения об образовании особо охраняемой природной территории хозяйственная и иная деятельность в границах территории приостанавливается до подписания охранных обязательств и внесения соответствующих изменений в документы, устанавливающие права владения и пользования земельным участком. В охранных обязательствах предусматривается обеспечение сохранности представленных на занимаемых землепользователями участках природных сообществ и объектов с соблюдением установленных режимов охраны и использования. Частью охранного обязательства является паспорт земельного участка с характеристикой представленных в его границах природных сообществ и объектов и оценкой их состояния, а также режимом охраны и использования данного участка Оформление охранного обязательства осуществляет специально уполномоченный орган Правительства<адрес>. Постановлением Правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№-ПП «О совершенствовании управления особо охраняемыми природными территориями в городе<адрес>» функции специально уполномоченного органа по управлению особо охраняемыми природными территориями в городе<адрес>возложены на Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства<адрес>. Согласно постановлению Правительства<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№-ПП «О мерах по реализации Закона<адрес>«Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» охранные обязательства по утвержденной форме оформляются Департаментом природопользования и охраны окружающей среды по представлению директора государственного природоохранного учреждения, осуществляющего охрану, содержание и использование особо охраняемой природной территории. ЗАО «<данные изъяты>» СТД» занимает земельный участок по адресу г<адрес>на основании Договора аренды земли с Департаментом земельных ресурсов г<адрес>№№отДД.ММ.ГГГГ(л.д.23-36). Указанный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории Природно-исторический парк «<адрес>». Установлено, что в границах особо охраняемой природной территории Природно-исторического парка «<адрес>» ЗАО «<данные изъяты>осуществляется деятельность по организации досуга и отдыха граждан с использованием гостиницы, пункта общественного питания, теннисных кортов и других объектов досуга. ЗАО «<данные изъяты>» уклоняется от заключения охранного обязательства на занимаемый земельный участок с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды<адрес>, которое согласно ст.15 Закона<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«Об особо охраняемых природных территориях в<адрес>» должен заключить каждый землепользователь, находящийся в границах особо охраняемой природной территории. Изложенное усматривается из материалов дела, не отрицалось и представителем ответчика по доверенностиФИО5 В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Согласно ст.80 того же Закона, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан, требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом. Из материалов дела следует и судом установлено, что деятельность ЗАО «<данные изъяты>», до настоящего времени не оформившего охранные обязательства, противоречит требованиям природоохранного законодательства и нарушает право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду. Разрешая спор, суд принимает во внимание, что ответчик, заключая договор аренды земельного участка по вышеуказанному адресуДД.ММ.ГГГГ, знал о нахождении земли в особо охраняемом природном комплексе – природный парк «<адрес>» с особым режимом, устанавливаемом законодательством РФ и г<адрес>. Ответчик ЗАО «<данные изъяты>» принял обязательства не только соблюдать требования режима особой охраны, установленного Положением о природно-историческом парке «<адрес>», а также Законом<адрес>отДД.ММ.ГГГГ№«Об особо охраняемых природных территориях в городе<адрес>», но и обязался оформить охранные обязательства с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды<адрес>по обеспечению сохранности, представленных на занимаемом закрытым акционерным обществом «<данные изъяты>земельном участке природных сообществ и природных объектов, соблюдению установленного режима. Изложенное явствует из пунктов 4.3 и 4.4 Договора долгосрочной аренды земельного участка отДД.ММ.ГГГГмежду ДЗР г<адрес>и ЗАО «<данные изъяты>подписанного сторонами, которые достигли в силу ст.421 ГК РФ соглашения по всем условиям договора, а иное суду не представлено. Доводы представителя ответчика по доверенностиФИО5о ничтожности обязательства, содержащегося в пункте 4.4 вышеприведенного Договора аренды земли, суд признает надуманными, так как это ничем не подтверждено, договор аренды действует, не оспорен, в установленном порядке недействительным не признавался. Из материалов дела следует, что постановлениемФИО1отДД.ММ.ГГГГ№«О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» принят под охрану объект культурного наследия общесоюзного (федерального) значения - «УсадьбаФИО7, 17-19 в.в.». Решением Мосгорисполкома отДД.ММ.ГГГГ№«О принятии под государственную охрану объектов садово-паркового искусства<адрес>в качестве памятников архитектуры и об утверждении проектных предложений по памятникам садово-паркового искусства» парк усадьбы «<адрес>» площадью 42 га был принят под охрану как произведение садово-паркового искусства регионального значения. Разрешая спор, суд принимает во внимание, что п.1 и п.2 ст.94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся также и земли, имеющие особое историко-культурное назначение. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно ст.99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов РФ(памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений. В соответствии с п.2 ст.99 Земельного Кодекса РФ земли историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. Между Комитетом по культурному наследию г Москвы и ЗАО «<данные изъяты>» СТД»ДД.ММ.ГГГГзаключено охранное обязательство пользователя объекта культурного наследия за№(л.д.134-136). Наличие вышеуказанного охранного обязательства не освобождает ответчика от обязанности оформить охранные обязательства с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г Москвы. Территория объекта культурного наследия федерального значения – исторического памятника «УсадьбаФИО7,ДД.ММ.ГГГГв.в.» является частью территории объекта культурного наследия регионального значения – произведения садово-паркового искусства усадьба «<адрес>». Указанные территории являются частью территории природно-исторического парка «<адрес>» - особо охраняемой природной территории, на которой расположены памятники природы:лесная балка в усадьбе<адрес>», пойменный лес в усадьбе «<адрес>», старые деревья в усадьбе «<адрес>» (л.д.200). Федеральным законом отДД.ММ.ГГГГ№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории – участки земли, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. ООПТ относятся к объектам общенационального достояния. Учитывая, что деятельность ЗАО «<данные изъяты>» по организации досуга и отдыха граждан ведется в отсутствии оформленного охранного обязательства на земельный участок по адресу г<адрес>, то ее следует признать незаконной и приостановить до оформления охранных обязательств на этот земельный участок с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г<адрес>. Доводы ответчика о том, что заключение охранных обязательств с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г<адрес>создаст препятствия для выполнения проекта благоустройства и воссоздания Парка как территории исторического парка, являются надуманными и объективно ничем не подтверждены. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконной деятельность ЗАО «<данные изъяты>» по организации досуга и отдыха граждан, ведущуюся в отсутствии оформленного охранного обязательства на земельный участок по адресу г<адрес>. Приостановить деятельность ЗАО «<данные изъяты>» по организации досуга и отдыха граждан до оформления охранных обязательств на земельный участок, расположенный по адресу г<адрес>, с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г<адрес>. Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через Тушинский районный суд г Москвы в течение 10 дней. Судья: