о признании договора недействительным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Тушинский районный суд<адрес>в составе председательствующего судьи Никифоровой Е.А. при секретаре Романовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№по искуФИО1кФИО2о признании договора дарения квартиры недействительным, включении квартиры в наследственную массу, признании права собственности на наследственное имущество,

у с т а н о в и л:

ИстецФИО1обратился в суд с иском кФИО2о признании договора дарения<адрес>отДД.ММ.ГГГГ, заключенного междуФИО3иФИО2, недействительным, признании записи регистрации№отДД.ММ.ГГГГв ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности недействительной, включении квартиры по адресу:<адрес>, в наследственную массу после смертиФИО3, признании заФИО1права собственности на наследственное имущество, оставшееся после смертиФИО3и состоящее из квартиры, расположенной по адресу:<адрес>.

В обосновании иска указано, что истецФИО1является единственным наследником по закону после смерти своей женыФИО3, умершейДД.ММ.ГГГГ. При жизни его супруга имела в собственности однокомнатную<адрес>. В данной квартире они проживали вместе с супругой, и истец продолжает проживать до настоящего времени. После смерти супруги истец обратился с заявлением к нотариусуФИО5о принятии наследства. Во время сбора документов необходимых для получения свидетельства о праве на наследственное имущество, на основании справки отДД.ММ.ГГГГиз Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии выяснилось, чтоДД.ММ.ГГГГ, после смерти его супругиФИО3право собственности па спорную квартиру было оформлено на ответчикаФИО2на основании договора дарения квартиры отДД.ММ.ГГГГ, заключённого междуФИО3иФИО2, о чем в ВГРП на недвижимое имущество и сделок с нимДД.ММ.ГГГГбыла сделана запись регистрации№. Однако договор дарения недействителен в силу ничтожности. Согласно ч. 2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. Таким образом, при жизниФИО3A. договор дарения спорной квартиры отДД.ММ.ГГГГявлялся незаключённым, а после смертиФИО3на момент регистрацииДД.ММ.ГГГГдоговор не мог быть заключён, так как после смерти супруги право собственности на принадлежавшее ей имущество перешло по наследству истцу.

Истец в судебное заседании не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель истца по доверенностиФИО6в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно просил взыскать с ответчика судебные расходы и расходы по оплате услуг представителя.

ОтветчикФИО2и представитель ответчика по доверенностиФИО7в судебное заседание явились, исковые требования не признали, при этом пояснили, чтоФИО1было известно о совершенной сделке дарения квартиры еще до смертиФИО3, после смерти которой он обращался к ответчику с просьбой пожить некоторое время в квартире, в чем ему не было отказано и разрешено жить в квартире доДД.ММ.ГГГГгода.ФИО3работала у ответчика няней, воспитывала ее детей в течение№лет, отношения между ними были как у матери с дочерью. Напротив, отношения междуФИО1иФИО3не были семейными, брак был формальностью, они не жили вместе одной семьей, не имели общего бюджета. Осознавая возможные претензии истца на наследство,ФИО3подарила квартируФИО2, долго уговаривая ее принять квартиру.ФИО3сама с помощью своей подруги нашла нотариуса, а также нашла риэлтора, который получил необходимые для сделки документы и сдал их на государственную регистрацию, и настояла, чтобыФИО2явилась к нотариусу на подписание договора. Договор дарения квартиры был подписанДД.ММ.ГГГГВ отличие от договора купли-продажи недвижимого имущества договор дарения является безвозмездной сделкой. В виду этого обстоятельства даритель не может без веской причины отказаться от совершенного дарения. Согласно п. 2 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, однако в отличие от купли-продажи не указано, что договор считается заключенным с момента такой регистрации. ДарительФИО3при жизни не отменяла и не отказывалась от дарения. Соответственно,ФИО3при жизни не только выразила намерение подарить квартируФИО2, но и совершила все необходимые для этого действия, в том числе собрала документы к сделке, нашла нотариуса и риэлтора, подписала договор дарения и передала правоустанавливающие документыФИО2, которая приняла дар. Соответственно, квартира, подареннаяФИО3при жизни, не переходит в наследственную массу. Истец злоупотребляет правом, так как, являясь в силу закона наследником по закону, пытается претендовать на отчужденноеФИО3при жизни имущество.

Третье лицо УФРС по<адрес>в судебное заседание не явилось, о дате и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, возражений на иск не предоставило.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истецФИО1состоял в браке сФИО3сДД.ММ.ГГГГ(л.д. 8).ФИО3умерлаДД.ММ.ГГГГ(л.д.7).

Согласно справке отДД.ММ.ГГГГи регистрационным документам из УФРС<адрес>,ДД.ММ.ГГГГправо собственности на<адрес>зарегистрировано наФИО2на основании договора дарения квартиры отДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с нимДД.ММ.ГГГГбыла внесена регистрационная запись№. (л.д.10).

Судом установлено, что умершаяФИО3при жизниДД.ММ.ГГГГна основании договора дарения, заключенного в простой письменной форме, подарила квартиру по адресу:<адрес>ФИО2(л.д.23). Договор дарения был зарегистрирован УФРС<адрес>после смертиФИО3ДД.ММ.ГГГГДокументы на регистрацию были сданыФИО8по нотариальной доверенности, выданнойФИО3ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 23-27, 32-56).

В судебном заседании представитель истца не оспаривал ни сам факт заключения договора дарения, ни волюФИО3на совершение дарения.

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству ответчика в качестве свидетеляФИО9пояснила, что работает в хосписе, в концеДД.ММ.ГГГГгода в отделение поступил звонок, чтобы бригада проконсультировала онкологическую больную. Они с заведующей отделения выехали по адресу в<адрес>, им открыла дверьФИО2, они прошли, взяли документы, больнаяФИО3лежала на кровати, они произвели медицинский осмотр, предложили госпитализировать через несколько дней, когда освободиться место. При осмотре они увидели, чтоФИО3была в синяках, на лице и предплечье, об их происхождении она сказала, что ночью пошла в туалет и упала, попросила мужа довести до кровати, он не помог. Муж ей не помогал, она говорила, что за ней ухаживаютФИО2и племянница. Вела себяФИО3адекватно, понимала все происходящее вокруг.

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству ответчика в качестве свидетеляФИО10пояснила, что она является внучатой племянницей умершейФИО3ФИО1она знает как мужаФИО3, которую знает с детства, приходила к ней почти каждый день, перезванивались каждый день.ФИО3жила с мужем, часто его выгоняла, так как он пил. СФИО2она познакомились в серединеДД.ММ.ГГГГгода уФИО3До этого она знала, чтоФИО3долго работала уФИО2, ухаживая за ее двумя детьми, к которым привязалась как к родным, пока не заболела раком, вДД.ММ.ГГГГгода ей стало хуже. ЗаФИО3по очереди ухаживала она,ФИО2иФИО11ФИО1не ухаживал заФИО3ФИО3при жизни говорила ей, что подарила квартиру младшей дочериФИО2, но поскольку она была маленькой квартиру оформила наФИО2Также она ей лично сказала, что говорилаФИО1про дарение, после чего он перестал ей помогать и говорил, что пусть за ней ухаживают ее новые родственники.ФИО3до последнего дня была адекватна, за день до смерти они отгадывали кроссворды,ФИО3ей помогала их решать, все помнила и все понимала.ФИО3не хотела расторгать договор дарения, была спокойна и счастлива, думая, что с квартирой решен вопрос. Расходами на похороны занималасьФИО2

Допрошенная в судебном заседании по ходатайству ответчика в качестве свидетеляФИО11пояснила, что дружила сФИО3сДД.ММ.ГГГГг., часто общались, каждый день созванивались, перед смертью 1 раз в неделю ее навещала, в субботу и воскресенье часто приезжала к ней. ПроживалаФИО3практически одна, с мужем у нее были плохие отношения, она часто его выгоняла в Медведково, поскольку он пил. Когда мужа не была, она иногда жила сФИО3СФИО2познакомились уФИО3, отношения между ними были хорошие.ФИО3ей сказала, что квартиру оставитФИО13– младшей дочериФИО2Она сказала, что завещание муж может опротестовать, поэтому хотела оформить договор дарения. С словФИО3ей известно о том, что она сказала мужу про дарение, а он ей сказал, что не будет ездить к ней даже на могилу.ДД.ММ.ГГГГона приехала кФИО3и она сказала, давай оформлять квартиру, позвонилаФИО2, она приехала, и они все вместе поехали в нотариальную контору, заполнили договор дарения, все подписали, но когда зачитывали, оказалось, что в отчествеФИО2сделали ошибку, так как оформление происходило в пятницу в конце дня, не успели оформить, в понедельник приехали и подписали.ФИО3до конца жизни была в здравом уме, и была рада, что с квартирой все решилось. ПохоронамиФИО3занималасьФИО2и понесла расходы на похороны она же. В расходах на похороны муж не участвовал.

У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей, поскольку они последовательны и не противоречат письменным материалам дела, и подтверждают доводы ответчика о том, что квартираФИО3ФИО2была подарена по ее воле, которую при своей жизни она не изменяла и не отменяла, при этом нотариально уполномочила третье лицо на совершение всех действий по регистрации договора. Также из показаний свидетелей усматривается, что истец знал о заключении договора дарения еще при жизниФИО3

В силу ч. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает другой стороне (одаряемому) вещь в собственность.

Согласно ч. 1 ст. 574 ГК РФ дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т.п.) либо вручения правоустанавливающих документов.

В соответствии с ч. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

На основании ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не представляет иных последствий нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Согласно ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224). Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Судом установлено, что оспариваемая сделка дарения совершена в надлежащей простой письменной форме, выражает волю дарителя на отчуждение квартиру, воля дарителя вплоть до ее смерти не изменялась, сторонами сделки достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, договор дарения в установленном законом порядке был сдан на государственную регистрацию в УФРС<адрес>.

Представленные на регистрацию документы соответствовали требованиям ст. ст. 9, 13, 16 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу ч. 3 ст. 13 указанного закона государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.

При принятии решения суд учитывает, что документы по регистрации договора дарения были сданы в УФРС<адрес>при жизниФИО3ДД.ММ.ГГГГи от нее при жизни в УФРС<адрес>не поступало никаких заявлений об отзыве документов с регистрации.

Ровно черезДД.ММ.ГГГГдней после смертиФИО3ДД.ММ.ГГГГдоговор дарения был зарегистрирован в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что сам по себе факт смерти дарителя до момента окончания государственной регистрации перехода права собственности не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку даритель, выразив при жизни свою волю на отчуждение принадлежащего ему имущества, не отозвал свое заявление о регистрации договора, в котором ему не могло быть отказано.

В силу ст. 10 ГК РФ разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, пока не доказано иное.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, чтоФИО3выразила свою волю по заключению сделки дарения и распорядилась принадлежащим ей имуществом в пользу ответчикаФИО2

Суд также учитывает, что длительность процесса регистрации договора и окончательная дата ее регистрации не зависела от воли как дарителя, так и одаряемого.

Суд также учитывает, что нормы главы ГК РФ о дарении связывают момент заключения договора не только с датой его регистрации, но и с фактической или символической передачей дара одаряемому, которая была совершена при жизниФИО3

В силу ч. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается в связи с его смертью, следовательно, прекращается также и способность гражданина иметь гражданские права, в том числе и право оспорить либо приостановить указанную сделку.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Однако, посколькуФИО3при жизни распорядился принадлежащим ей имуществом в пользу ответчикаФИО2, данное имущество не может быть включено в наследственную массу умершей, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковыхФИО1кФИО2о признании договора дарения квартиры недействительным, включении квартиры в наследственную массу, признании права собственности на наследственное имущество отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд<адрес>в течение 10 дней.

Федеральный судья Е.А. Никифорова