о признании незаконным отказа



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Тушинский районный суд<адрес>в составе

председательствующего федерального судьи Т.В.Астаховой

при секретаре Е.В.Романовой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№по заявлению Адвокатского бюро<данные изъяты>о признании незаконным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы,

УСТАНОВИЛ:

Адвокатское бюро<данные изъяты>обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве№отДД.ММ.ГГГГв государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы.

В обоснование заявленных требований указало, чтоДД.ММ.ГГГГАдвокатское бюро<данные изъяты>(далее Адвокатское бюро) обратилось в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в устав в связи с изменением места нахождения (адреса) Адвокатского бюро.

Письмом отДД.ММ.ГГГГ№Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве сообщило об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Адвокатского бюро. Указанное письмо получено Адвокатским бюроДД.ММ.ГГГГ.

Заявитель считает решение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве об отказе в государственной регистрации необоснованным и незаконным и нарушающим его интересы и права.

Представитель Адвокатского бюро<данные изъяты>, по доверенностиФИО4, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, по доверенностиФИО5, в судебном заседании в удовлетворении заявления просила отказать, ссылаясь на то, что интересы и права заявителя не нарушены, ему не созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод. Заявителю было отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 23.1. Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку необходимые документы были оформлены в ненадлежащем порядке, а именно: в нарушение
п. 5 ст. 13.1 и п. 1 ст. 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не были представлены учредительные документы (Устав) Адвокатского бюро в новой редакции в трех экземплярах. Кроме того, в своем письме Управление Министерства юстиции Российской Федерации обратило внимание Адвокатского бюро, что в
п. 2 заявления по форме РН 0003 не был указан учетный номер, а из протокола
№отДД.ММ.ГГГГсобрания партнеров, невозможно сделать вывод о правомочности данного собрания и принятых на нем решений.

Суд, выслушав представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, не находит оснований для удовлетворения заявления.

В силу ст. 254 ГПК РФ организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как установлено в судебном заседании Адвокатское бюро<данные изъяты>обратилось в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Вместе с заявлением были представлены документы необходимые для государственной регистрации, а именно: изменения устава, протокол, свидетельство о регистрации права, копия протокола№, копия устава, документ об уплате госпошлины, что подтверждается распиской о получении документов отДД.ММ.ГГГГ(л.д. 8).

Ответом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве отДД.ММ.ГГГГ(№) было отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, поскольку необходимые документы оформлены в ненадлежащем порядке (л.д. 9).

Статья 23.1. Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает основания, по которым в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, в частности и по основанию, если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью либо оформлены в ненадлежащем порядке.

Из объяснений представителя Гласного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, по доверенностиФИО5, следует, что основанием для отказа в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы Адвокатскому бюро<данные изъяты>послужило не предоставление заявителем, среди прочих документов, предоставленных для регистрации, именно полного текста устава в трех экземплярах с внесенными в него изменениями.

Представитель Адвокатского бюро<данные изъяты>, по доверенностиФИО4, в судебном заседании полагала, что Адвокатское бюро не обязано было представлять в регистрирующий орган учредительные документы (устав) в трех экземплярах, дополнительно пояснив, что заявителем были представлены в регистрирующий орган изменения Устава Адвокатского бюро<данные изъяты>, утвержденные решением Собрания партнеров (Протокол№
отДД.ММ.ГГГГ). Ссылка же Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве на п. 5 ст. 13.1 Федерального закона
отДД.ММ.ГГГГ№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» несостоятельна, поскольку указанный пункт содержит перечень документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании и совершенно очевидно, что данная норма неприменима для определения перечня документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, поскольку в ней отсутствует такой документ как решение о внесении изменений в учредительные документы некоммерческой организации, без которого регистрация изменений попросту невозможна. Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, содержится в ст. 17 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Подпункт «в» пункта 1 указанной нормы предусматривает представление изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. Учредительные документы юридического лица в указанный перечень не включены и подлежат представлению в только при государственной регистрации юридических лиц при их создании.

Суд не может согласиться с доводами представителя заявителя, по доверенностиФИО4, по следующим основаниям.

Федеральный закон отДД.ММ.ГГГГN129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает несколько видов государственной регистрации: регистрация создания; регистрация изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы; регистрация ликвидации; регистрация иных сведений.

Согласно статье10 данного Федерального закона федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации и требования к их оформлению установлены специальными законами: Федеральным законом отДД.ММ.ГГГГN7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п.5 ст.13-1) и Федеральным законом отДД.ММ.ГГГГN82-ФЗ «Об общественных объединениях» (часть6 ст.21).

Подпунктом 2 пункта5 статьи13-1 Федерального закона
отДД.ММ.ГГГГN7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах. Учредительными документами являются: устав, договор или положение (статья14).

Изменения в учредительные документы и в устав регистрируются в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация (п.1 ст.23 Федерального закона «О некоммерческих организациях», часть9 ст.21 Федерального закона
«Об общественных объединениях»).

Во исполнение федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ№«О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» были утверждены формы заявлений для государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе форма № РН0003 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации» (далее - форма РНОООЗ).

Решением Верховного Суда Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ
(дело № ГКПИ 07-1201) пункт 7 формы № РНОООЗ «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации» был признан недействующим, поскольку указание в пункте 7
формы № РНОООЗ слов «в форме изменений» и «нужное отметить знаком «V» противоречит законодательству и вводит в заблуждение граждан и некоммерческие организации относительно требований к оформлению учредительного документа, представляемого для регистрации его изменений. Заявители расценивают указание в заявлении «в форме изменений», как их право на оформление и представление изменений в устав для государственной регистрации в виде одних только отдельных изменений, без представления полного текста устава с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Поэтому непредставление необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представление их не в полном объеме, либо оформленных в ненадлежащем порядке является в силу пп. 4 п.1 статьи23.1 указанного Федерального закона основанием для отказа в государственной регистрации.

По смыслу приведенных правовых норм для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации необходимо представление учредительных документов в новой редакции в трех экземплярах. Представление учредительных документов в форме изменений указанными федеральными законами не предусмотрено, изменения учредительными документами не являются.

Из материалов дела следует, что Адвокатское бюро «Маргулян и Рахмилович» вместе с заявлением и документами необходимыми для государственной регистрации представило в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве устав для государственной регистрации в виде одних только отдельных изменений, без представления полного текста устава с внесенными в него изменениями и не в трех экземплярах.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве обоснованно отказало Адвокатскому бюро «Маргулян и Рахмилович» в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы на основании п.п. 4 п. 1 ст. 23.1. Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку необходимые документы были оформлены в ненадлежащем порядке, а именно: в нарушение
п. 5 ст. 13.1 и п. 1 ст. 23 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не были представлены учредительные документы (Устав) Адвокатского бюро в новой редакции в трех экземплярах.

Адвокатское бюро «Маргулян и Рахмилович» в обоснование своих доводов о признании незаконным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве№отДД.ММ.ГГГГв государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы, также указало, что ссылка Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в отказе в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы о необходимости также указать в п. 2 заявления по форме РН 0003 учетный номер, необоснованна, поскольку учетные номера некоммерческих организаций были впервые включены в форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Приказом Министерства юстиции Российской Федерации
отДД.ММ.ГГГГ№«Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации». До этого момента применялась форма
№ Р51001 свидетельства о государственной регистрации юридического лица, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации
отДД.ММ.ГГГГ№«Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в форме индивидуальных предпринимателей», не содержащая учетного номера. Адвокатское бюро было зарегистрированоДД.ММ.ГГГГ, то есть до даты введения учетных номеров некоммерческих организаций. По этой причине Адвокатское бюро не имеет и не может иметь учетный номер.

Суд не может согласится с доводами представителя Адвокатского бюро «Маргулян и Рахмилович», по доверенностиФИО4, по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 34 п. 6 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России отДД.ММ.ГГГГN183 (зарегистрирован в Минюсте РоссииДД.ММ.ГГГГN6180), территориальный орган Росрегистрации ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.

Ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций (далее - ведомственный реестр) представляет собой свод сведений о прошедших государственную регистрацию некоммерческих организациях, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом отДД.ММ.ГГГГN7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлен специальный порядок государственной регистрации.

В ведомственном реестре содержится следующее:

- записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации некоммерческих организаций, в отношении которых действующим законодательством предусмотрен специальный порядок государственной регистрации;

- записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческих организаций;

- записи об изменении сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческих организаций;

- документы, представленные в уполномоченный орган, для принятия решения о государственной регистрации, направления в регистрирующий орган для внесения изменений в сведения, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

- материалы проверок некоммерческих организаций; документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческих организаций; документы по осуществлению функции контроля (предупреждения, представления, протоколы об административных правонарушениях, исковые заявления); последующая переписка с некоммерческими организациями.

Ведомственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях.

При этом, согласно п. 6. Методических рекомендаций по ведению территориальными органами Федеральной регистрационной службы ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций при каждой записи о государственной регистрации создания некоммерческой организации (после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом) присваивается учетный номер.

Согласно Приказа Министерства юстиции Российской Федерации
отДД.ММ.ГГГГ№«Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации» (зарегистрирован в Минюсте РоссииДД.ММ.ГГГГN7781) учетный номер включен и в форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.

В настоящее время согласно п. 48 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ№, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.

Как пояснила в судебном заседании представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, по доверенностиФИО5, сведения об Адвокатском бюро «Маргулян и Рахмилович» внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве. Адвокатское бюро имеет учетный номер<данные изъяты>отДД.ММ.ГГГГ, а поэтому доводы заявителя необоснованны, дополнительно пояснив при этом, что Адвокатское бюро имело возможность перед подачей документов и заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, узнать свой ведомственный (учетный) регистрационный номер, поскольку согласно пунктам 7 и 8 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ№, информация о зарегистрированных организациях предоставляется по запросу любого физического или юридического лица. Для получения информации заявителем представляется лично или направляется почтовым отправлением, электронной почтой заявление о предоставлении информации, однако Адвокатское бюро с такого рода заявлением не обращалось.

Кроме того, представитель Адвокатского бюро<данные изъяты>, по доверенностиФИО4, в судебной заседании ссылалась, что указание Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы на отсутствие в протоколе Собрания партнеров№отДД.ММ.ГГГГсписка участников не соответствует действительности, поскольку в протоколе Собрания партнеров указаны партнеры - участники собрания:ФИО1иФИО2. Кроме того, протокол содержит указания на общее число голосов партнеров Адвокатского бюро (6) и число голосов партнеров, принимавших участие в собрании (6), что позволяет сделать вывод о правомочности собрания.

Представитель Гласного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, по доверенностиФИО5, не согласилась с доводами представителя заявителя, указав, что в протоколе Собрания партнеров усматриваются противоречия, поскольку в протоколе указано, что на Собрании партнеров присутствуют управляющий партнер и заместитель управляющего партнера, а число голосов партнеров, принимающих участие в Собрании – 6, что не позволило Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Москве сделать вывод о правомочности данного собрания и принятых на нем решений. При этом, представитель заинтересованного лица указала, что основанием отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Адвокатскому бюро<данные изъяты>послужило именно не предоставление заявителем учредительных документов (Устава) Адвокатского бюро в новой редакции в трех экземплярах.

Изложенные выводы заслуживают внимания.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ№отДД.ММ.ГГГГУправления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве Адвокатскому бюро<данные изъяты>в государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы, принят в соответствии с действующим законодательством, в пределах компетенции, при этом права заявителя не нарушены, поскольку отказ не препятствует при устранении оснований, вызвавших данный отказ, повторно подать документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254-258, 193 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Адвокатского бюро<данные изъяты>о признании незаконным отказ Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве№отДД.ММ.ГГГГв государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд<адрес>в течение 10 дней.

Федеральный судья Т.В.Астахова