РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва 25 июля 2011 г.
Тушинский районный суд г.Москвы в составе
председательствующего судьи Иванова Д.А.,
при секретаре Седень А.М., Кутузове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–3447/11 по иску Злыденного О. Н. к командиру войсковой части № Внутренних войск МВД РФ Княжеву И. В. о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения и о возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, ссылаясь на то, что он, Злыденный О.Н., проходил действительную военную службу по контракту в войсковой части № ВВ МВД РФ (далее - в/ч №), состоя на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы по состоянию здоровья с оставлением его и членов его семьи в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ему было предоставлено жилое помещение по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
За период прохождения военной службы Злыденному О.Н. по решению Московского военного гарнизонного суда в/ч № была выплачена компенсация за наем жилого помещения. Однако в выплате таковой за период после увольнения со службы ему было отказано. Между тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи продолжали снимать жилье, что подтверждено договорами найма, уплатив в указанный период в общей сложности 367 282 руб.
Отказ в выплате компенсации истец считает незаконным. В связи с этим, просит взыскать в свою пользу указанную сумму, а также 500 000 руб. в счет причиненного морального ущерба.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Чшиев Т.Г. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что требования истца подлежат рассмотрению исключительно в порядке Главы 25 ГПК РФ, предусматривающей обжалование действий должностного лица. Кроме того, по его мнению, для получении компенсации истец должен состоять на учете в органе местного самоуправления, в не на учете по месту прохождения службы. Кроме того, заявитель утратил статус военнослужащего, воспользовавшись своим правом на увольнение из рядов внутренних войск, в связи с чем на него не могут в полном объеме распространяться все гарантии, предоставляемые военнослужащим. Кроме того, истцом неправильно рассчитаны суммы, предъявленные к взысканию. Выплата денежной компенсации бывшему военнослужащему и членам его семьи по закону предусмотрена исключительно при переселения его после окончания службы на другое местожительство.
Представитель третьего лица – МВД РФ, в чьем ведении находится в/ч №, привлеченного к участию в деле на основании ст.43 ГПК РФ и по доверенности Ретивых А.С., привеченный к участию в деле на основании ст.43 ГПК РФ, возражения ответчика против удовлетворения иска поддержал.
Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился. уведомлен.
Выслушав в судебном заседании стороны, представителя третьего лица, изучив представленные документы, оценив собранные доказательства в совокупности и взаимозависимости, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 п.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон), социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей.
Согласно подп. "б" п. 3 ст. 51 Закона, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
Пунктом 1 ст.15 Закона определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В силу пункта 2.1 ст.15 Закона, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, может осуществляться за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Пунктом 3 ст.15 Закона определено, что в случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.14 статьи 15 Закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно представленному в судебном заседании решению, Московским гарнизонным военным судом было удовлетворено заявление Злыденного О. Н. об оспаривании действий командира в/ч №, связанных с отказом в выплате ему за период с марта по ДД.ММ.ГГГГ денежной компенсации за наем жилого помещения, и об обязании выплатить ему данные денежные средства.
При этом суд исходил счел доказанным, что Злыденный О.Н. находился на военной службе с ДД.ММ.ГГГГ, его выслуга на момент его увольнения ДД.ММ.ГГГГ составила 17 лет 9 месяцев. Решением жилищно-бытовой комиссии войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ Злыденный О.Н. был включен в списки бесквартирных и нуждающихся в улучшении жилищных условий начиная с ДД.ММ.ГГГГ Суд нашел доказанным факт найма заявителем и членами его семьи жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ г. по день увольнения в общежитии РХТУ им.Менделеева по адресу: <адрес> обязав командира в/ч № выплатить заявителю компенсацию в размере и порядке, установленным Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Решение суда вступило в законную силу.
Согласно представленной в деле выписке из приказа и свидетельству о болезни, Злыденный О.Н. был уволен с военной службы с исключением из списков личного состава войсковой части в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13, 15).
Гарантийным обязательством командира в/ч 3272 Злыденный О.Н. был оставлен в списках военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после его увольнения в военной службы, с правом представления ему и членам его семьи жилого помещения в порядке и по нормам, установленным законодательством РФ и нормативно-правовыми актами <адрес> (л.д.14).
Согласно представленным договорам найма жилого помещения в студенческом городке РХТУ им Менделеева от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Злыденный О.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ снимал жилье по адресу: <адрес> (л.д.33-36).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец на основании договора найма жилого помещения проживал в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей ФИО (л.д.28-30).
Факт оплаты по договорам денежных средств подтверждается представленными квитанциями и расписками (л.д.31-32. 37-40).
Таким образом, установлено, что после увольнения с военной службы истец был оставлен в списках лиц, имеющих право на представление жилья в соответствии с гарантиями, предусмотренными статусом военнослужащего, при этом продолжая пользоваться жилым помещением по найму.
ДД.ММ.ГГГГ ему было предоставлено жилое помещение в виде отдельной квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой заместителя командующего войсками ЦРК ВВ МВД России по тылу (л.д.11).
Определением Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление Злыденного О.Н. о возмещении денежной компенсации за наем жилого помещения после увольнения с военной службы было возвращено ему на основании 254 ч.2 ГПК РФ, поскольку заявитель утратил статус военнослужащего, и предъявляемый им спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, определен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Согласно пункту 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ, при перемене места жительства гражданами, указанными в пункте 1 настоящего Положения, и невозможности обеспечения их жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы выдают документы, необходимые для принятия решения о выплате денежной компенсации. Решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений пунктов 3 и 14 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пункта 2 Положения, а также пункта 14 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№76-ФЗ «О статусе военнослужащих», суд соглашается с мнением представителя ответчика о том, что выплата денежной компенсации за наем жилого помещения предусмотрена исключительно для лиц, уволенных с военной службы, в случае изменения ими местожительства.
Конституционный суд в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан» указал, что реализация гражданами, увольняющимися с военной службы, права на жилище непосредственно связана с реализацией другого закрепленного в Конституции Российской Федерации права - на выбор места жительства (статья 27). Названные взаимосвязанные конституционные права не носят абсолютного характера и могут ограничиваться федеральным законодателем исходя из финансовых, экономических и социальных условий, определяющих как рыночные цены на жилье, так и соответствующие финансовые затраты государства (п.3.2).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку федеральный законодатель в пределах своих полномочий прямо установил, что компенсация за наем жилого помещения выплачивается лицу, уволившемуся из рядов Вооруженных Сил РФ, в случае изменения им своего местожительства, а Злыденный О.Н. вместе с членами своей семьи после увольнения продолжал проживать по месту службы в <адрес>, то правовые основания для выплаты компенсации в его пользу за счет ответчика отсутствуют.
Оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу Злыденного О.Н. суд не находит, поскольку, как видно из объяснений истца, причиненные ему нравственные страдания он связывает с длительным проживанием его и членов его семьи на съемных квартирах по вине ответчика, в результате чего его семья распалась, он был длительное время вынужден заниматься перепиской и тяжбами с в/ч №, а выделенная ему квартира в <адрес> по стоимости не соответствует аналогичной квартире в <адрес>, которую он мог бы получить при добросовестном отношении ответчика к своим обязанностям.
Между тем, эти обстоятельства в целом предметом настоящего судебного разбирательства не являются, и предусмотренных законом оснований для компенсации морального вреда в связи с рассматриваемым спором нет.
В свою очередь, доводы ответчика о том, что истец должен был непременно обратиться в суд с заявлением в порядке ст.25 ГПК РФ, а также о том, что для осуществления своих жилищных прав Злыденный О.Н. обязан был встать на учет в органе местного самоуправления, суд также отклоняет, находя их несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Злыденного О. Н. к командиру войсковой части № Внутренних войск МВД РФ Княжеву И. В. о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения и о возмещении морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд г.Москвы в течение 10 дней.
Федеральный судья