РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва 22 июня 2011 г.
Тушинский районный суд г.Москвы в составе
председательствующего судьи Иванова Д.А.,
при секретаре Седень А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–2916/11 по заявлению Еремеевой Н. И. об оспаривании решения Военного комиссариата <адрес> об отказе в выплате пенсии по утрате кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратилась в суд в порядке Главы 25 ГПК РФ, указала, что она является вдовой ФИО 1, проходившего при жизни военную службу в качестве капитана первого ранга на атомных подводных лодках в районе Крайнего Севера. ДД.ММ.ГГГГ ФИО 1 скончался, причиной его смерти стал рак сигмовидной кишки. В соответствии с заключением военно-врачебной комиссии при госпитале им.Бурденко, подтвержденным ФГУ Главное Бюро МСЭ по <адрес>, данное радиационно обусловленное заболевание было получено умершим при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Заявитель, являясь получателем пенсии по старости, и полагая себя имеющей право на получение дополнительной пенсии по утрате кормильца на основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», обратилась в Военный комиссариат <адрес> с соответствующим заявлением. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей в начислении второй пенсии было отказано, при этом представитель военкомата сослался на Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому, выплата двойной пенсии родственникам умершего ветерана подразделений особого риска не положена.
Данный отказ заявитель считает незаконным, просит суд обязать военкомат назначить ей пенсию по случаю потери кормильца при одновременном сохранении пенсии, получаемой по линии Пенсионного фонда РФ по старости.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Еремеева А.В. требования своего доверителя поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель Военного комиссариата <адрес> по доверенности Суднишников М.В. в судебном заседании требования заявителя не признал, пояснил, что в соответствии с действующим законодательством, на умершего распространяется Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в силу ст.29 которого, вдовы подразделений ветеранов особого риска не имеют права на получение одновременно двух пенсий, а Еремеев Н.И. от получения пенсии по старости отказываться не желает.
Выслушав в судебном заседании стороны, представителя третьего лица, изучив представленные документы, оценив собранные доказательства в совокупности и взаимозависимости, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ скончался гражданин ФИО 1 ДД.ММ.ГГГГ
Как видно из представленных документов и из заявления Ереминой Н.И., при жизни умерший проходил военную службу в звании капитана первого ранга.
Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии ФГУ «Главный военный клинический госпиталь им.Бурденко», причиной смерти ФИО 1 стал рак дистальной трети сигмовидной кишки IV стадии. Хирургическое лечение. Полихимиотреапия». Данное заболевание является радиационно обусловленным и полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска (л.д.7).
Такое заключение военно-врачебной комиссии подтверждено заключением о причине смерти кормильца, выданным заявителю Главным бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ Еремеева Н.И. обратилась к начальнику социального обеспечения Военного комиссариата <адрес> с заявлением о назначении пенсии по утере кормильца в дополнение к выплачиваемой пенсии по старости (л.д.6).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении просьбы по основаниями, приведенным в судебном заседании представителем военкомата (л.д.11).
Правоотношения, возникающие между Еремеевой Н.И. и Военным комиссариатом <адрес> по поводу пенсионного обеспечения в связи с утратой кормильца-военнослужащего, регулируются Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также иными законодательными актами.
В соответствии с пунктом «а» ст.1 вышеупомянутого Закона, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные им, распространяются, помимо прочего, на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
В соответствии со ст.7 Закона, супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Статьей 21 п.«а» Закона инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности, подразделяются на следующие категории: инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» установлено, что в целях защиты прав и интересов граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, Верховный Совет Российской Федерации постановляет: распространить действие Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением. К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел: а) непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений; б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия; в) непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах; г) личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих; д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
В свою очередь, согласно ст.13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», его действие распространяется на граждан, так или иначе пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, в том числе лиц, перенесших лучевую болезнь, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы, отдавших костный мозг организации эвакуации из зоны отчуждения. эвакуированных, постоянно проживающих, работающих в зоне отселения, и т.д.
Таким образом, законодатель принял меры к усилению социальной защищенности лиц, служивших в подразделениях особого риска, деятельность которых связана с разработкой, производством и испытанием ядерного оружия, приравняв их в льготном статусе к лицам, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы.
Исходя из этого обстоятельства, суд приходит к выводу, что применение положений Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не должно лишать кого бы то ни было тех льгот и преимуществ, которые предоставлены ему в силу других законов, действующих на территории РФ.
Свои требования заявитель основывает на Законе РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», положения которого устанавливают льготный статус для вдов военнослужащих, что представляется правомерным.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.
Согласно ст.3 вышеназванного Закона, правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В силу ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно ст.24 вышеупомянутого Закона, члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
То обстоятельство, что умерший ФИО 1 являлся военнослужащим, подтверждается имеющимися документами, и никем не оспаривается. Вследствие этих обстоятельств, собственно, и возникли рассматриваемые правоотношения между его вдовой и Военным комиссариатом <адрес>.
Законодательством при этом определен единый правовой статус военнослужащих на всей территории РФ вне зависимости от места и прохождения службы, связанный с повышенными социальными гарантиями как для самих военнослужащих, так и для членов их семей, в том числе в случае его гибели.
А поскольку в силу ст.7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» супруги военнослужащих, погибших вследствие причин, заболеваний, связанных с прохождением службы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, и любую другую пенсию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации, то требования Еремеевой Н.И. о начислении ей второй пенсии следует признать обоснованными и законными.
Доводы ответчика, изложенные в представленном письме на имя Еремеевой Н.И., и подтвержденные в судебном заседании, о том, что ст.29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрена выплата двух пенсий одновременно родственникам умершего, правового значения не имеют, поскольку фактически снижают правовой стаус военнослужащего в связи с тем обстоятельством, что он проходил службу в подразделениях особого риска, что противоречит принципу разумности, справедливости, и не может быть закреплено решением суда.
Статья 7 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является нормой прямого действия и не нуждается в применении норм других нормативно-правовых актов.
Установлено, что заявитель Еремеева Н.И. повторно замуж не вышла, вследствие чего имеет право на получение одновременно пенсии по случаю потери кормильца, и по старости, начисляемой ей Пенсионным фондом РФ.
Таким образом, отказ военкомата в начислении ей второй пенсии является необоснованным.
На основании ст.98 ГПК РФ суд при удовлетворении требований заявителя взыскивает в ее пользу оплаченную при подаче иска госпошлину (л.д.2).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Еремеевой Н. И. об оспаривании решения Военного комиссариата <адрес> об отказе в выплате пенсии по утрате кормильца удовлетворить.
Обязать Военный комиссариат <адрес> начислять Еремеевой Н. И. пенсию по случаю утраты кормильца на основании поданного ей ДД.ММ.ГГГГ заявления.
Взыскать с Военного комиссариата <адрес> в пользу Еремеевой Н. И. госпошлину в размере 200 (двухсот) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд г.Москвы в течение 10 дней.
Федеральный судья