РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Тушинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьиУшаковой Т.Г.,
при секретареКертиевой Д.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к Государственному учреждению <адрес> «Инженерная служба района <адрес>», <адрес> «<адрес>» <адрес>, Государственному унитарному предприятию <адрес> единого заказчика района «<адрес>» о возмещении солидарно ущерба, причиненного в результате падения дерева на автомобиль,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился ФИО1 с иском к <адрес> «<адрес>» <адрес>, ГУП ДЕЗ района «<адрес>» <адрес>, о возмещении ущерба, причиненного падением дерева на принадлежащий ему автомобиль Форд Фокус, государственный регистрационный знак №, припаркованный у здания мировых судей по адресу: <адрес>, которым на основании доверенности управляла его супруга – ФИО3 Так, в результате падения дерева автомобилю причинены механические повреждения, размер ущерба согласно Отчету об оценке ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ с учетом 40% износа составил 215392 руб. 36 коп., расходы за составление отчета составили 5000 руб., государственная пошлина, уплаченная за обращение с иском в суд - 5403 руб. 92 коп., - указанные денежные средства истец просит взыскать с ответчиков.
ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил исковые требования, дополнительно указал в числе ответчиков ГУ «ИС района «<адрес>», просил солидарно взыскать с ответчиков причиненный ему ущерб в заявленном размере (л.д.75-77).
В судебном заседании представитель истца ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика - <адрес> «<адрес>» ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца, ранее представила письменный отзыв (л.д.217-218).
Представитель ответчика - ГУ «ИС района «<адрес>» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ранее представила отзыв (л.д.131-132).
Представитель ответчика - ГУП ДЕЗ района «<адрес>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Представитель 3-го лица – Управления по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования истца.
Представитель 3-го лица – Департамента природопользования и охраны окружающей среды <адрес> ФИО7, действующий на основании доверенности, оставил разрешение спора на усмотрение суда.
3-е лицо ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимозависимости, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> в <адрес> произошло падение дерева, в результате чего был поврежден принадлежащий истцу на праве собственности автомобиль Форд Фокус, государственный регистрационный знак № доверенность на управление которым была выдана ФИО3, являющейся супругой истца, работающей по указанному адресу.
Из материалов дела усматривается, что стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца с учетом износа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 215392 руб. 36 коп., что подтверждается актом осмотра транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ и отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ, составленными ФИО11 (л.д.23а-43).
ФИО3 по факту повреждения автомобиля Форд Фокус, государственный регистрационный знак №, обратилась с заявлением в ОВД по району «<адрес>» <адрес>, однако согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении уголовного дела по п.1 ч.1 ст.24, ст.ст.144, 145, 148 УПК РФ было отказано (л.д.38, 39).
Вместе с тем, из указанного постановления явствует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ у <адрес> в <адрес> на автомобиле Форд Фокус, государственный регистрационный знак №, в результате падения дерева были зафиксированы многочисленные повреждения, ствол дерева лежит на правой задней двери, части упавшего дерева валяются возле автомашины. В ходе проверки было установлено, что здание по адресу: <адрес>, находится на балансе Департамента имущества <адрес> и находится в оперативном управлении Управления по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>, в связи с чем ФИО3 было рекомендовано обратиться в частном порядке в суд на Управление по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> (л.д.39-оборот).
ФИО1 обратился с иском к Управлению по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> в Савеловский районный суд <адрес>, однако, на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено по основаниям ст.ст.173, 220, 221 ГПК РФ ввиду отказа истца от иска и принятия его судом (л.д.43).
На основании п.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды <адрес>» установлено, что Департамент является:
- органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве;
- специально уполномоченным органом Правительства <адрес> по защите зеленых насаждений;
- уполномоченным органом Правительства <адрес> в области экологического мониторинга;
- специально уполномоченным органом Правительства <адрес> в области государственного экологического контроля.
В соответствии со ст.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите зеленых насаждений» зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
В силу положений ст.2 указанного Закона собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
Согласно п.2.12 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений <адрес>, утвержденных Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм в летнее и зимнее время. Содержание зеленых насаждений включает:
уход за деревьями и кустарниками - подкормка, полив, рыхление, прополка, защита растений, утепление корневой системы, связывание и развязывание кустов морозостойких видов, укрытие и покрытие теплолюбивых растений (со всеми сопутствующими работами), погрузка и разгрузка удобрений, мусора, своевременное удаление сухих и аварийных деревьев и др.;
уход за различными видами газонов, в том числе - прочесывание, рыхление, подкормка, полив, прополка, сбор мусора и опавших листьев, землевание, обрезка растительности у бортов газона, скашивание травостоя и прочее.
В соответствии с разделом 6 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений <адрес>, утвержденных постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, система контроля состояния зеленых насаждений предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению зеленых насаждений, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Контроль состояния зеленых насаждений осуществляют организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами, сигнализацией о наблюдаемых негативных явлениях и процессах в вышестоящие организации и городскую службу защиты зеленых насаждений.
Обследование проводится по единым утвержденным методикам (глава 7), показатели состояния фиксируются в установленном порядке. Результаты обследования (в части состояния зеленых насаждений) находятся в организации, являющейся юридическим владельцем территории.
На основании ст.3 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите зеленых насаждений» вырубка деревьев и кустарников при выполнении требований настоящего Закона может быть разрешена в случае проведения санитарных рубок и реконструкций зеленых насаждений на основании правил, утверждаемых Правительством Москвы.
Согласно п.п.5.2, 5.3., 5.4 Порядка осуществления вырубки зеленых насаждений и проведения компенсационного озеленения на территории Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, владелец озелененной территории организует обследование зеленых насаждений с привлечением представителя специализированной организации, производящей вырубку зеленых насаждений и имеющей соответствующую лицензию, а также представителей ОАТИ и Департамента.
По результатам обследования составляются акт обследования и перечетная ведомость с полной характеристикой каждого дерева (кустарника), подлежащего вырубке.
На обследуемую территорию составляется план с нанесением зеленых насаждений, подлежащих вырубке, с указанием их порядкового номера согласно перечетной ведомости, подписанный лицами, указанными в п.5.2 Порядка, заверенный печатью владельца территории.
Согласно п.5.6 указанного порядка сухостойные и аварийные зеленые насаждения, подлежащие вырубке на основании обследования и предписания ОАТИ, вырубаются по заявлению владельца территории в первоочередном порядке.
Статьей 7 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите зеленых насаждений» предусмотрено, что юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях. Лица, имеющие права на земельный участок, принимают на охрану и содержание находящиеся на нем зеленые насаждения, что может закрепляться специальным охранным свидетельством, и несут ответственность в соответствии с главой 6 настоящего Закона.
В соответствии с п.1.4 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в <адрес>» организация работ по уборке, санитарной очистке и благоустройству территорий возлагается в пределах закрепленных правовыми актами территорий на управы районов, префектуры административных округов, балансодержателей, владельцев и арендаторов земельных участков.
Пунктом 4.12 вышеуказанного постановления предусмотрено, что спил деревьев и их вывоз осуществляется организациями, производящими работы по удалению сухостойных, аварийных, потерявших декоративность деревьев и обрезке ветвей в кронах, в течение рабочего дня с озелененных территорий вдоль основных улиц и магистралей и в течение суток с улиц второстепенного значения и дворовых территорий. Пни, оставшиеся после вырубки сухостойных, аварийных деревьев, должны быть удалены в течение суток на основных улицах и магистралях города и в течение трех суток на улицах второстепенного значения и дворовых территориях.
Упавшие деревья должны быть удалены балансодержателем территории немедленно с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов жилых и производственных зданий, а с других территорий - в течение 6 часов с момента обнаружения.
Согласно п.4.5.18 названного постановления ответственность за организацию и производство уборочных работ, содержание территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов, прилегающей к ним пятиметровой зоны (от границ участков, ограждения, зданий), подъездов к ним возлагается на предприятия, организации, учреждения и хозяйствующие субъекты, в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях.
Из ответа <адрес> «<адрес>» <адрес> видно, что территория вокруг здания № по <адрес> в <адрес> в границы, обслуживаемые ГУ «ИС района «<адрес>» <адрес>, не входит (л.д.135).
В соответствии с п.п.3.1, 3.1.4 постановления Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации» функцией заказчика и получателя бюджетных средств с направлением их на оплату работ, выполняемых по городскому заказу на конкурсной основе, был наделен ГУ «ИС района <адрес>». К этим работам, в том числе, относятся работы по комплексному содержанию и текущему ремонту дворовых территорий (включая расположенные на них объекты озеленения и благоустройства). При этом, непосредственное выполнение указанных работ осуществляют организации, отобранные на конкурсной основе, с которыми ГУ «ИС района» заключает договоры.
Между тем, упавшее дерево произрастало в непосредственной близости от нежилого, отдельно стоящего здания, данная площадь земельного участка не входит в уборочную площадь ответчика в лице ГУ «ИС района «<адрес>», что подтверждает представленная классификация уборочных площадей по ОДС-2 (л.д.129-130).
Из ответа ДЗР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ видно, что земельный участок по адресу: <адрес>, вл.4, не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, земельно-правовые отношения на данную территорию не оформлены, в настоящее время в Управлении находится на рассмотрении обращение от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> о выпуске распоряжения Департамента земельных ресурсов <адрес> «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: <адрес>, вл.4, на кадастровой карте территории» на основании свидетельства на право собственности от ДД.ММ.ГГГГ № на помещения в здании по указанному адресу (л.д.197).
Также территория по адресу: <адрес>, не находится на балансе ГУ «<данные изъяты>», в оперативном управлении последнего находятся территории, относящиеся к объектам озеленения второй категории, информацией о правообладателе здания, расположенного по вышеуказанному адресу, ГУ «<данные изъяты>» не располагает (л.д.216).
В соответствии с пп.2.1, 2.2.1.4, 2.2.1.5, 2.2.1.6 Положения Об управе района <адрес>, приложения № к постановлению Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, действовавшего на момент возникновения правоотношений, управа района осуществляет в пределах, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами <адрес>, исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района; управляет объектами собственности <адрес>, переданными управе района в оперативное управление; по поручению префекта принимает меры по регистрации прав города на имущество, находящееся на территории района; вносит в префектуру административного округа предложения по вопросам распоряжения имуществом, находящимся в собственности города и расположенным на территории района.
В соответствии с пп.2.2.1.9, 2.2.1.10, 2.2.1.13 названного Положения, осуществляя координирующую деятельность, управа района участвует в работе по разграничению собственности на территории района; участвует в установленном порядке в инвентаризации государственного имущества и имущества, находящегося в собственности города, в том числе нежилого фонда <адрес> на территории района; представляет в префектуру административного округа предложения по формированию и размещению городского заказа, финансированию из бюджета <адрес> затрат на содержание жилищного фонда, коммунальных служб, работ по благоустройству и санитарной очистке территории района, объектов социально-культурного и бытового назначения.
Между тем, согласно информации, представленной Департаментом имущества <адрес> здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 1906,1 кв.м., на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также на основании контракта на право оперативного управления нежилым фондом (нежилым помещением, зданием, сооружением), находящимся в собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, передано Управлению по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> на 15 лет (л.д.199, 200-214).
Аналогичные документы представлены в материалы дела представителем Управления по обеспечению деятельности мировых судей <адрес>.
Как уже указывалось выше, в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в <адрес>, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № за уборку и содержание территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций и учреждений, иных хозяйствующих субъектов, прилегающей к ним пятиметровой зоны (от границ участков, ограждений, зданий), подъездов к ним - возлагается ответственность на предприятия, организации, учреждения и хозяйствующие субъекты, в собственности, владении, аренде или на балансе которых находятся строения, расположенные на указанных территориях.
Из материалов дела явствует, что между Управлением по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> (Заказчик), с одной стороны, и ГУП <адрес> «Специализированное пуско-наладочное управление» (Подрядчик), с другой стороны, заключен Государственный контракт на комплексное эксплуатационное обслуживание помещений участков мировых судей от ДД.ММ.ГГГГ №, п.1.2 которого предусмотрен перечень работ, осуществляемых подрядчиком, в том числе, санитарного содержания территорий (включая вывоз мусора, покос травы), прилегающих к отдельно стоящим зданиям размещения участков мировых судей, в соответствии с Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в <адрес>, утвержденными постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно перечню объектов, приведенному в Приложении № (л.д.147-153, 162-173, 174-176, 177-181).
Согласно п.п.10.31-10.35 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в <адрес>, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрены и правила содержания зеленых насаждений.
Кроме того, п.1.1 Государственного контракта на комплексное эксплуатационное обслуживание помещений участков мировых судей от ДД.ММ.ГГГГ № заключенного между Управлением по обеспечению деятельности мировых судей <адрес> и ГУП <адрес> «<данные изъяты>» заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ согласно адресному списку объектов нежилого фонда и их площади, которые определены Приложением № к Контракту № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 154-157).
В данном адресном списке указан в том числе адрес объекта: <адрес>, внутренняя площадь помещения участка 1906,1 кв.м. и площадь прилегающей территории 1440, 3/381,7 кв.м.
В соответствии с п.2.3 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в <адрес>, утвержденных постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №, прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц.
Кроме этого, согласно п.10.32 указанных Правил стрижка газонов производится балансодержателем газонов или (по договору) подрядной организацией на высоту до 3-5 см периодически при достижении травяным покровом высоты 10-15 см.
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления деликтной ответственности, предусмотренной ст.1064 ГК РФ и являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Отсутствие одного из вышеназванных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении вреда.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
На основании ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя беспристрастность, создал все необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.
Между тем, в материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, свидетельствующие о противоправном поведении ответчиков, их вине в причинении ущерба истцу, наличии причинно-следственной связи между действиями ответчиков и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Вместе с тем, в соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст.322 ГК РФ солидарная обязанность возникает, если она предусмотрена договором или установлена законом.
Однако, представителем истца не представлены суду достаточные, достоверные и допустимые доказательства, согласно которым ответчики несут солидарную ответственность перед истцом по возмещению ущерба, договорных отношений между сторонами судом не установлено.
При указанных обстоятельствах, оценивая в совокупности и взаимозависимости доказательства, представленные сторонами и собранные по делу, суд приходит к выводу о том, что основания для возложения солидарной ответственности на ответчиков: ГУ «ИС района «<адрес>», <адрес> «<адрес>» и ГУП ДЕЗ района «<адрес>» - по возмещению ущерба, причиненного падением дерева на автомобиль истца, отсутствуют, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований ФИО1 по возмещению ущерба.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также не находит оснований для взыскания с ответчиков в солидарном порядке расходов, понесенных за составление отчета, в размере 5000 руб., государственной пошлины в размере 5403 руб. 92 коп.
Одновременно суд обращает внимание, что истец не лишен возможности предъявить самостоятельные требования к надлежащему ответчику в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению <адрес> «Инженерная служба района <адрес>», <адрес> «<адрес>» <адрес>, Государственному унитарному предприятию <адрес> единого заказчика района «<адрес>» о возмещении солидарно ущерба, причиненного в результате падения дерева на автомобиль - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента его окончательного вынесения.
Судья–