Оспаривание бездействия администрации Туруханского сельсовета по неисполнению полномочий в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории с. Туруханск



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Швец О.А., с участием:

заявителя – помощника прокурора Туруханского района Шелковского М.О.,

представителя заинтересованного лица – ГУ «ОФПС-17» Черкашина О.Н.,

представителя администрации Туруханского сельсовета по доверенности Минкова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-378/2011, возбужденное по заявлению прокурора Туруханского района об оспаривании бездействия администрации Туруханского сельсовета по неисполнению полномочий в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории с.Туруханск,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Туруханского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации Туруханского сельсовета, выразившегося в не обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Свои требования прокурор мотивирует тем, что проведенной ГУ «ОФПС-17» проверкой наружного противопожарного водоснабжения в с.Туруханск было установлено, что неисправными с 2005 года остаются 3 пожарных водоема - №45 по ул.Пионерской, 16, №31 по ул.Почтовая, 37, №35 по ул.Надежды, 1. Существуют препятствия в надлежащей эксплуатации ряда других пожарных водоемов, расположенных в с.Туруханск, заключающиеся в отсутствии к ним подъездных путей, отсутствии указателей, отсутствии воды в резервуарах пожарных водоемов, в некоторых случаях недостатки наружных коробов пожарных водоемов не позволяют осуществлять из них забор воды пожарной техникой. Вновь оборудованный пожарный водоем по ул.Дружбы народов не принят в эксплуатацию в связи с недостатками конструкции. Учитывая, что в соответствии с п.9 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также принимая во внимание масштабность нарушений и длительность неисполнения возложенных законом обязанностей, прокурор просит в судебном порядке признать бездействие администрации Туруханского сельсовета незаконным, и обязать этот орган восстановить целостность пожарного водоема №45, обеспечить наличие воды не менее 50% резервуара в пожарных водоемах №31,35,13,47,45, организовать подъездные пути к пожарным водоемам №35,19,34,7, разместить указатели к пожарным водоемам №35,16,34,47,7,50,55, восстановить пришедшую в негодность емкость пожарного водоема №16, обеспечить возможность забора воды пожарным автомобилем из пожарных водоемов №40, №55, привести их наружные коробы в соответствии с установленными требованиями, привести вновь оборудованный пожарный водоем по ул.Дружбы народов в надлежащее для приема в эксплуатацию состояние. Также установить срок для исполнения решения суда 3 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Шелковский М.О. доводы заявления поддержал по вышеизложенным основаниям.

Представитель 17-го отряда Федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю (ГУ «ОФПС-17») Черкашин О.Н. в судебном заседании пояснил, что их учреждением каждый год проводятся плановые проверки наружного противопожарного водоснабжения в с.Туруханск и д.Селиваниха, и на протяжении ряда лет выявляемые ими неисправности и недостатки пожарных водоемов не устраняются. Несколько лет назад пожарные водоемы в с.Туруханск обслуживало предприятие «Туруханскэнерго», соответственно, с этой организацией они и работали, но фактически на балансе этого предприятия находятся всего 1 или 2 пожарных водоема, все остальные являются бесхозными, следовательно, ими должен заниматься Туруханский сельсовет. Информацию по результатам проверок они вносят в адрес главы Туруханского сельсовета, который должным образом на нее не реагирует. Не производится очистка емкостей водоемов от мусора, не проводится диагностика состояния водоемов на предмет утечки воды, не осуществляется откачка и заливка свежей воды. Ряд пожарных водоемов имеет такие недостатки, которые вообще препятствуют их эксплуатации по целевому назначению. Учитывая все изложенное, поддерживает требования прокурора.

Представитель органа, чьё бездействие оспаривается – администрации Туруханского сельсовета по доверенности Минков В.В. в судебном заседании требования прокурора не признал. Суду показал, что администрация Туруханского сельсовета не бездействует при осуществлении своих полномочий в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности, только в текущем году на проведение мероприятий в этой сфере потрачено 856169,10 рублей. Ведется планомерная работа по приведению в соответствие с требованиями законодательства расположенных на территории Туруханского сельсовета пожарных водоемов. Чтобы заключить договоры на обслуживание пожарных водоемов необходимо установление на них права муниципальной собственности, поскольку на сегодняшний день только 3 пожарных водоема значатся в реестре муниципального имущества администрации Туруханского сельсовета. В отношении остальных пожарных водоемов в 2011 году были выполнены работы по межеванию границ и изготовлению межевых планов с целью последующего изготовления технических паспортов на эти объекты, и постановке их на учет в регистрирующий орган в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Помимо этого было проведено устройство нового пожарного водоема по ул.Дружбы народов в с. Туруханск, и вопреки доводам прокурора и ГУ «ОФПС-17» этот пожарный водоем принят в эксплуатацию. Также сельсоветом заключались договоры со сторонними предприятиями на выполнение работ по ремонту оголовок пожарных водоемов, утеплению горловин пожарных водоемов. В ноябре 2011 года был заключен и исполнен договор по наполнению водой пожарных водоемов. Сейчас проводятся работы по изготовлению и установке информационных табличек на пожарные водоемы. Кроме того, администрацией Туруханского сельсовета в администрации Туруханского района были запрошены сведения о принадлежности земельных участков, на которых расположены пожарные водоемы, с целью определения вариантов подъездных путей к этим водоемам. Также стоит учитывать, что пожарные водоемы №40 и №7 расположены на территории других организаций – РКЦ и «Туруханскэнерго», следовательно, эти организации и должны заниматься их обслуживанием. Исходя из изложенного считает, что незаконное бездействие со стороны администрации сельсовета места не имеет, а потому просит отказать в удовлетворении требований прокурора.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные ими доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.9 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п.2 ст.63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

Исходя из положений п.89 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.

Пункт 90 тех же Правил предписывает устанавливать у водоисточников и по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления) (пункт 94 Правил).

В судебном заседании установлено, что при проведении плановой осенне-зимней проверки состояния наружного противопожарного водоснабжения в с.Туруханск и д.Селиваниха со стороны ГУ «ОФПС-17» было выявлено, что расположенные в указанных населенных пунктах пожарные водоемы не в полной мере отвечают установленным требованиям, часть из них вообще непригодна к использованию по назначению вследствие отсутствия воды, подъездных путей, разрушения резервуаров. Аналогичная проверка ГУ «ОФПС-17» проводилась весной 2011 года, о чем вносилась соответствующая информация в адрес главы администрации Туруханского сельсовета (л.д.7-8). В 2011 году администрацией Туруханского сельсовета проделана определенная работа, направленная на реализацию вопроса местного значения в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Вместе с тем, представленные доказательства позволяют делать вывод о том, что данная работа проведена в объеме, не позволяющем констатировать факт надлежащего состояния всех расположенных на территории Туруханского сельсовета источников противопожарного водоснабжения, а именно пожарных водоемов.

Так, согласно информации ГУ «ОФПС-17» пожарный водоем №45 по ул.Пионерской в с.Туруханск непригоден к эксплуатации вследствие нарушения целостности бетонного основания резервуара, что не оспаривалось и представителем администрации Туруханского сельсовета в судебном заседании. При этом администрацией сельсовета представлено распоряжение №112 от 18.11.2011 г. о списании пожарного водоема по ул.Пионерской,16, а также акт от 03.10.2011 г. о том, что восстанавливать указанный пожарный водоем нецелесообразно, поскольку затраты на его восстановление соизмеримы с затратами на устройство нового пожарного водоема. В этой связи, по словам представителя администрации Туруханского сельсовета, в 2012 году планируется по ул.Пионерской оборудовать новый пожарный водоем.

Рассматривая требования прокурора о возложении на администрацию Туруханского сельсовета обязанности по восстановлению целостности пожарного водоема №45, суд считает, что в таком виде они не подлежат удовлетворению, поскольку в силу конституционного принципа разделения властей, закреплённого в статье 10 Конституции РФ, не допускается вмешательство судебной власти в деятельность органов местного самоуправления, в том числе при определении порядка решения вопросов местного значения. Учитывая, что суд не вправе определять, каким образом администрация обязана решать вопрос местного значения, то есть каким способом приводить пожарный водоем в соответствие предъявляемым требованиям, суд считает, что на администрацию Туруханского сельсовета должна быть возложена только обязанность обеспечить надлежащее состояние водоема №45 по ул.Пионерской с.Туруханск.

По этим же основаниям суд считает, что требования заявления о восстановлении пришедшей в негодность емкости пожарного водоема №16, о приведении в соответствии наружного короба пожарного водоема №40, обеспечении возможности забора из него воды, сформулированы с учетом конкретного способа исполнения органом местного самоуправления вопроса местного значения, который суд определять не вправе. В этой связи суд полагает необходимым возложить на администрацию Туруханского сельсовета обязанность обеспечить надлежащее состояние пожарных водоемов №16 в районе базы «Клен», №40 по ул.Шадрина.

При этом доводы представителя администрации Туруханского сельсовета о том, что пожарный водоем №40 по ул.Шадрина расположен на территории РКЦ, а потому именно эта организация должна обеспечивать его надлежащее состояние, суд не принимает во внимание, поскольку доказательств этого суду не представлено.

Учитывая характер работ, необходимых для выполнения мероприятий по обеспечению надлежащего состояния пожарных водоемов №45,№16 и №40, суд считает срок 3 месяца, предлагаемый прокурором, явно недостаточным для проведения таких мероприятий, а потому полагает разумным определить такой срок до 01.09.2012 г.

Что касается требования заявления об обеспечении возможности забора воды пожарным автомобилем, и приведении наружного короба в соответствие предъявляемым требованиям пожарного водоема №55, расположенного по ул.60 лет Октября,20, то суд не находи оснований для их удовлетворения, поскольку в соответствии с представленным администрацией Туруханского сельсовета договором №138 от 02.11.2011 г. работы по ремонту указанного пожарного водоема уже выполняются подрядчиком ООО «Жилсервис», и будут закончены в срок до 20 декабря 2011 года.

Рассматривая требования заявления о возложении обязанности по обеспечению наличия воды в количестве не менее 50% воды резервуара в пожарных водоемах, суд учитывает, что в соответствии с договором №132 от 02.11.2011 г. были заполнены водой ряд пожарных водоемов на территории с.Туруханск, в том числе пожарные водоемы №13 по ул.Борцов революции,2 и №35 по ул.Надежды,1, о которых упоминает прокурор в своем заявлении. В этой связи суд находит подлежащими удовлетворению только требования о возложении обязанности по наполнению водой пожарных водоемов №31 по Почтовой, 37, и №47 по ул.Октябрьской.

Разрешая требования об установке указателей к пожарным водоемам, суд считает обоснованными доводы заявления о возложении указанной обязанности применительно к пожарным водоемам №16 в районе базы «Клен», №47 по ул.Октябрьской, №7 в районе базы ГСМ ОАО «Туруханскэнерго», №50 по ул.Новой, 11 в д.Селиваниха. Что касается возложения такой обязанности применительно к пожарным водоемам №№35,34,55, суд не находит оснований для удовлетворения требований в этой части, поскольку в соответствии с договором №138 от 02.11.2011 г. информационные таблички на эти пожарные водоемы установлены.

Также суд считает подлежащими удовлетворению требования заявления об организации подъездных путей к пожарным водоемам №35 по ул.Надежды, 1, №34 по ул.Нансена, 28, №7 в районе базы ГСМ ОАО «Туруханскэнерго», №19 по ул.Лесная,33, поскольку представителем администрации Туруханского сельсовета в судебном заседании не отрицалось, что проезд пожарной техники к этим пожарным водоемам действительно затруднен, и ведется работа по установлению правовой принадлежности земельных участков, на которых расположены пожарные водоемы, с целью последующего определения вариантов подъездных путей к ним.

Что касается требований заявления о приведении вновь оборудованного пожарного водоема по ул.Дружбы народов в надлежащее для приема в эксплуатацию состояние, суд считает их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как указано в информации ГУ «ОФПС-17» - пожарный водоем по ул.Дружбы народов не принят в эксплуатацию, при этом не отражено, что он неисправен, или требует каких-то работ по приведению его в надлежащее состояние. Не приведено таких данных представителем ГУ «ОФПС-17» и в судебном заседании. Кроме того, согласно представленного администрацией Туруханского сельсовета акта от 18 ноября 2011 года, составленного между заказчиком в лице администрации Туруханского сельсовета и подрядчиком в лице ООО «Норд Винг», пожарный водоем по адресу с.Туруханск, ул.Дружбы народов (в районе дома №1) принят и введен в эксплуатацию. Изложенное опровергает доводы прокурора.

Таким образом, с учетом выполнения администрацией Туруханского сельсовета части работы, направленной на организацию надлежащего состояния пожарных водоемов, расположенных на территории Туруханского сельсовета, суд находит требования заявления подлежащими удовлетворению частично, установив срок для их исполнения в 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.194-198, 254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Туруханского сельсовета в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории с.Туруханск.

Обязать администрацию Туруханского сельсовета Туруханского района в срок 6 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести следующие мероприятия, направленные на обеспечение первичных мер пожарной безопасности:

-обеспечить наличие воды в количестве не менее 50% резервуара в следующих пожарных водоемах, расположенных на территории с.Туруханск:- №31 по ул.Почтовая,37, №47 по ул.Октябрьская;

-обеспечить установку указателей к пожарным водоемам №16 в районе базы «Клен», №47 по ул.Октябрьской, №7 в районе базы ГСМ ОАО «Туруханскэнерго», №50 по ул.Новой,11 в д.Селиваниха;

-организовать беспрепятственный проезд пожарной техники к пожарным водоемам №35 по ул.Надежды 1,№34 по ул.Нансена,28, №7 в районе базы ГСМ ОАО «Туруханскэнерго», №19 по ул.Лесная,33.

Обязать администрацию Туруханского сельсовета в срок до 01.09.2012 г. обеспечить надлежащее состояние пожарного водоёма №45 в районе дома №16 по ул.Пионерской, пожарного водоема №16 в районе базы «Клен», пожарного водоема №40 по ул.Шадрина.

В остальной части требования заявления оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий Ю.В.Вениченко