Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2012 года с. Туруханск
Туруханский районный суд Красноярского края в составе
председательствующей судьи Асеевой Е.А.,
при секретаре Толстокулакове А.М.,
с участием:
заявителя – помощника прокурора Туруханского района Шелковского М.О.,
представителя администрации Туруханского района по доверенности Каминской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело,
по заявлению прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Туруханского района по непринятию мер в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к аптеке,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Туруханского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Туруханского района по непринятию мер в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к аптеке, и обязанности установить пандус для инвалидов на входе в аптеку, расположенную по адресу с. Бор Туруханского района, ул. Кирова, 94. В заявлении ссылается на то, что в нарушение Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Санитарных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», вход не оборудован пандусом, что делает невозможным доступ в помещение аптеки инвалидов. Просит суд установить ответчику срок исполнения решения суда в 3 месяца.
Помощник прокурора Шелковский М.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель администрации Туруханского района Каминская Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора не признала, пояснив, что Администрация района не является надлежащим ответчиком по данным требованиям. Так, согласно Отраслевым стандартам правил отпуска лекарственных средств в аптечных организациях, для осуществления своей деятельности аптечная организация должна предусмотреть возможность входа людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Несоблюдение данных требований является одним из грубых нарушений Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, что влечет лишение лицензии. При заключении договора аренды недвижимого имущества, «Арендатор», в лице филиала ГПКК «Губернские аптеки» ГПКК не заявлял о несоответствии арендуемой недвижимости требованиям Отраслевого стандарта «Арендодателю»- Администрации Туруханского района.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица – филиала № 179 ГПКК «Губернские аптеки», уведомлен своевременно и надлежащим образом посредством электронной почты. Из пояснений Тихомировой Ж.А., действующей на основании доверенности генерального директора ГПКК «Губернские аптеки», следует, что установка пандуса при входе в аптеку по адресу п. Бор ул. Кирова, 94 лежит на Администрации Туруханского района, как собственника объекта недвижимого имущества.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется специальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Из преамбулы Федерального закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, является обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами.
Как следует из материалов дела, в собственности муниципального образования Туруханский район находится нежилое помещение по адресу: с. Бор Туруханского района, ул. Кирова, 94, в котором расположено помещение филиала №179 ГПКК «Губернские аптеки».
В судебном заседании установлено, и не оспаривается участниками процесса, что для входа в помещение аптеки по необходимо преодолеть лестницу. Пандусами лестница не оборудована, что свидетельствует о недоступности входа в аптеку для инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения, и соответственно, является нарушением положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также положений СНиП 35-01-2001.
Определяя орган, на который должна быть возложена обязанность по оборудованию входа в аптеку пандусом, суд исходит из того, что публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. В этой связи суд считает, что соответствующая обязанность должна быть возложена на администрацию Туруханского района, поскольку рассматриваемое здание является муниципальной собственностью.
Доводы представителя администрации о том, что в силу заключенного договора аренды не арендодатель, а арендатор должен нести обязанность по текущему и капитальному ремонту арендуемого здания, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с договором от 6.05.2011 г. в обязанности арендатора входит текущий ремонт арендуемого помещения. Предусмотренная пунктами 2.2.4 и 2.2.5 обязанность арендатора не производить никаких капитальных (затрагивающих несущие конструкции) перепланировок и переоборудования арендуемых помещений без разрешения арендодателя, и неотделимые улучшения арендуемых помещений производить только с разрешения арендодателя, не может быть расценена как обязанность по проведению капитального ремонта арендуемого здания.
Представителем администрации района и представителем третьего лица – ГПКК «Губернские аптеки», не оспаривается, что вход в аптеку в настоящее время не в полной мере отвечает требованиям беспрепятственного доступа инвалидов, чем нарушаются права лиц с ограниченными возможностями.
Доказательств, подтверждающих законность бездействия органа местного самоуправления в части не проведения работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к аптеке, администрацией района не представлено.
Суд считает, что не обеспечение администрацией Туруханского района условий для беспрепятственного доступа в помещение аптеки граждан с ограниченными возможностями (инвалидов) существенно нарушает их законные права и интересы. Поскольку у администрации района имеется реальная возможность осуществления такого доступа.
Требования прокурора подлежат удовлетворению.
Соблюдая баланс прав и законных интересов сторон, а, также то, что возможная отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства, суд полагает необходимым продлить срок исполнения решения.
Учитывая специфику территориальной отдаленности района, расположение с. Бор в районе Крайнего Севера, длительность процедуры организации реконструкции, предполагаемые финансовые затраты на проведение указанных работ, невозможность проведения строительных работ в зимне-весенний период, и соблюдая баланс интересов сторон, суд считает возможным отсрочить исполнение решения для оформления необходимых документов, транспортировки оборудования в период открытия водной навигации, проведения работ до 1 августа 2012 года.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Туруханского района по непринятию мер в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к аптеке.
Обязать администрацию Туруханского района установить пандус на входе в аптеку, расположенную по адресу с. Бор Туруханского района, ул. Кирова, 94.
Установить срок исполнения решения до 1 августа 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, с подачей жалобы через Туруханский районный суд.
Председательствующая Е.А. Асеева