О компенсации морального вреда



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 февраля 2012 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Швец О.А., с участием:

заместителя прокурора Туруханского района Масленникова А.И.,

ответчика И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш. к И. о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Ш., признанная потерпевшей по уголовному делу, возбужденному по факту убийства А., <...> года рождения, при расследовании уголовного дела заявила гражданский иск о взыскании с обвиняемой И. компенсации морального вреда в размере 300000 рублей, обосновывая это нравственными страданиями, связанными с утратой дочери.

Приговором Туруханского районного суда от 5 сентября 2011 года И. была признана виновной в убийстве А., ей назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. При разрешении гражданского иска суд посчитал требования потерпевшей Ш. обоснованными, и взыскал с И. в пользу Ш. 25000 рублей материального ущерба и 2000000 рублей компенсации морального вреда.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 25 октября 2011 года приговор Туруханского районного суда от 05.09.2011 г. в отношении И. в части разрешения гражданского иска – морального вреда был отменен, дело в этой части направлено на новое рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, в остальной части приговор оставлен без изменения.

В этой связи Туруханским районным судом были выделены из уголовного дела по обвинению И. по ч.1 ст.105 УК РФ соответствующие материалы, касающиеся гражданского иска Ш. о компенсации морального вреда, и возбуждено гражданское дело.

В судебное заседание истец Ш. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, настаивала на удовлетворении иска в полном объеме.

Ответчик И. в судебном заседании требования иска не признала, пояснив, что поводом для совершения убийства явилось противоправное поведение самой А.. В этой связи не считает себя виновной в причинении какого-либо морального вреда истцу.

Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие истца, выслушав заключение прокурора, поддержавшего гражданский иск в полном объеме, изучив представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению частично.

Как установлено ст. 151 Гражданского Кодекса РФ – если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с положениями ст. 1101 Гражданского Кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В судебном заседании установлено:

В ночь с 3 на 4 мая 2011 года И. убила А., 1987 года рождения, за что осуждена приговором Туруханского районного суда от 05.09.2011 г. по ч.1 ст.105 Уголовного Кодекса РФ к наказанию в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строго режима.

Мать убитой А.Ш. обосновывает причинение ей морального вреда нравственными страданиями, связанными с утратой дочери, необходимостью содержания троих малолетних детей дочери, находящихся теперь в связи с её смертью у неё под опекой.

Суд полагает, что в сложившейся ситуации насильственная смерть родной дочери безусловно причинила истцу определенные нравственные страдания, связанные с невосполнимой утратой близкого человека, и переживаниями по поводу дальнейшей судьбы её троих малолетних детей.

Доводы ответчика о противоправном поведении А., послужившем поводом для совершения преступления, суд не принимает во внимание как обстоятельство, освобождающее её от обязанности компенсации морального вреда, поскольку вступившем в законную силу приговором суда установлены умышленные виновные действия ответчика, вызвавшие причинение смерти А.

С учетом этого суд полагает разумным и справедливым оценить нравственные страдания истца, связанные со смертью дочери А., в денежной сумме, равной 200000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ш. к И. о компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с И. в пользу Ш. компенсацию морального вреда в сумме 200000 (двести тысяч) рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районной суд в течение одного месяца.

Председательствующий Ю.В.Вениченко