Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2012 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Швец О.А., с участием:
заявителя – заместителя прокурора Туруханского района Масленникова А.И.,
представителя органа, бездействие которого оспаривается, - администрации Туруханского района по доверенности Жосан И.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению прокурора Туруханского района об оспаривании бездействия администрации Туруханского района по неисполнению полномочий в части организации водоснабжения населения на территории с.Бакланиха Туруханского района,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Туруханского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации Туруханского района по непринятию мер к организации соответствующего действующему законодательству водоснабжения с.Бакланиха, и возложении на администрацию Туруханского района обязанности обеспечить надлежащую организацию водоснабжения населения питьевой водой, безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу с благоприятными органолептическими свойствами, обеспечить контроль качества воды в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02. Требования заявления мотивированы тем, что при проведении прокурорской проверки исполнения администрацией района федерального законодательства по организации на межселенной территории водоснабжения населения, было установлено, что в с.Бакланиха Туруханского района, находящимся на межселенной территории, водоснабжение населения осуществляется с помощью водозаборной скважины, расположенной на расстоянии около 300 метров в южном направлении от дома по адресу с.Бакланиха, ул.Центральная, д.19. Скважина расположена внутри деревянного строения, на котором имеется табличка с надписью «тех.вода», там же имеется накопительный резервуар, никакая очистка воды не производится. По сведениям территориального управления Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологическое заключение на этот водоисточник не выдавалось, в плановом режиме он не обследовался. Проводились исследования воды из данной скважины, и по ряду показателей химического анализа вода не соответствует нормативам, а именно имеет превышающие значения по мутности, наличию осадка, цветности, содержанию марганца. Сведения о проведении микробиологического анализа воды отсутствуют. Таким образом, по мнению прокурора, население с.Бакланиха использует для питьевых целей воду, контроль качества которой по химическим и бактериологическим показателям систематически не производится. Бездействием администрации района нарушаются права граждан на санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, что явилось поводом для обращения в суд.
В судебном заседании заместитель прокурора Масленников А.И. доводы заявления поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель администрации Туруханского района по доверенности Жосан И.К. в судебное заседание доводы заявления посчитал необоснованными, суду пояснил, что администрация Туруханского района не бездействует при реализации полномочий в сфере организации водоснабжения населения. Функции по водоснабжению населения, в том числе на территории с.Бакланихи переданы ОАО «Туруханскэнерго». Указанным предприятием разработана и согласована с филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в Туруханском районе рабочая программа производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил, санитарно-эпидемиологических мероприятий на объектах питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, которой предусмотрено осуществление мероприятий по контролю за санитарно-гигиеническими нормативами в отношении качества воды, установленными действующим законодательством. Также предприятием получена лицензия на право пользования недрами и источниками водоснабжения, имеющимися на них. Кроме того, администрацией района разработана долгосрочная целевая программа «Об обеспечении хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов муниципального образования Туруханский район на 2011-2020 годы», в рамках которой планируется разработать проект зоны санитарной охраны для скважины водозабора в с.Бакланиха. Учитывая изложенное, считает, что незаконное бездействие при организации водоснабжения в с.Бакланиха со стороны администрации района места не имеет.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Статьями 41-42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Обеспечение населения качественной питьевой водой нашло отражение в Указе Президента РФ от 04.02.1994 N 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
По смыслу статей 2, 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района на межселенных территориях относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Нормами ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно п.1 ст. 254, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, а также прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (п.1 ст. 258 ГПК РФ).
В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем администрации, что организация обеспечения водоснабжения населения на межселенной территории отнесена к вопросам местного значения. Село Бакланиха находится на межселенной территории Туруханского района, то есть не является самостоятельным муниципальным образованием.
Из приведенных выше правовых норм следует, что вопросы организации водоснабжения населения на межселенной территории, отнесены к вопросам местного значения района.
Как видно из содержания заявления, и приложенного к нему акта - забор воды населением села Бакланиха для бытовых нужд и питьевых целей производится из накопительного резервуара через водозаборную скважину, расположенную в деревянном строении. Эксплуатацией скважины занимается предприятие - ОАО «Туруханскэнерго», которое – вопреки доводам прокурора – осуществляет систематический производственный контроль за источниками водоснабжения согласно разработанной на предприятии и согласованной с начальником филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в Туруханском районе рабочей программе. Доказательствами тому являются протоколы лабораторных исследований воды (л.д.19-21), пробы которой отбирались со скважины в д.Бакланиха как 2011 году, так и в текущем 2012 году.
Суд отмечает также, что у ОАО «Туруханскэнерго» имеется лицензия на пользование недрами с целевым назначением для разведки и добычи питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов, при выдаче которой главным специалистом-экспертом отдела геологии по ТПИ давалось заключение о том, что качество подземных вод при эксплуатации водозаборной скважины в с.Бакланиха в основном соответствует требованиям, предъявляемым питьевым водам.
Изложенное опровергает доводы прокурора о том, что сведениями о качестве воды администрация района не располагает, и контроль за качеством воды не ведется.
Вместе с тем, суд учитывает, что санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии эксплуатируемой в с.Бакланиха скважины санитарным правилам отсутствует, что является нарушением п.3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которого использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Кроме того, согласно п.4 ст.18 того же Закона для водных объектов, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны, которые также отсутствуют, что не оспаривается и администрацией района. При этом представитель администрации ссылается на то, что разработанной и принятой постановлением администрации Туруханского района №1047-п от 13.10.2010 г. районной долгосрочной целевой программой «Обеспечение хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения населенных пунктов муниципального образования Туруханский района Красноярского края на 2011-2010 годы» предусмотрена разработка проекта зоны санитарной охраны для действующего в с.Бакланиха водозабора.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований считать незаконным бездействие администрации Туруханского района в части полного неисполнения полномочий по организации водоснабжения населения, однако учитывая особую значимость реализации указанных полномочий, затрагивающих права граждан на охрану жизни и здоровья, суд полагает необходимым возложить на администрацию Туруханского района обязанность организовать получение санитарно-эпидемиологического заключения на действующую в с.Бакланиха скважину водозабора, и организовать разработку проекта зоны санитарной охраны на эту скважины в срок до 01.10.2012 года.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Руководствуясь ст. ст.194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Туруханского района удовлетворить частично.
Обязать администрацию Туруханского района в срок до 01 октября 2012 года организовать получение санитарно-эпидемиологического заключения на действующую в с.Бакланиха скважину водозабора, и организовать разработку проекта зоны санитарной охраны на эту скважину.
В остальной части требования прокурора оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий Ю.В.Вениченко