Об оспаривании бездействия Администрации Турухансокго района по неисполнению полномочий в части утилизации и переработки бытовых отходов не территории с. Баклиниха Турухансокго района



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2012 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Швец О.А., с участием:

заместителя прокурора Туруханского района Масленникова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению прокурора Туруханского района об оспаривании бездействия администрации Туруханского района по неисполнению полномочий в части организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории с.Бакланиха Туруханского района,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Туруханского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным бездействие администрации Туруханского района. Требования заявления мотивированы тем, что при проведении прокурорской проверки исполнения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Туруханского района, на межселенной территории д.Бакланиха, в лесном массиве на расстоянии около 600 метров в восточном направлении от дома №19 по ул.Центральная с.Бакланиха, была обнаружена свалка бытового мусора размерами 6 на 2 метра. Размещение бытовых отходов осуществляется на данной свалке хаотично, непосредственно в грунт, доступ к свалке свободный. Указанная свалка бытовых отходов не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, и другой разрешительной документации. Земельный участок, где расположена свалка, не является полигоном для захоронения твердых бытовых отходов.

Поскольку в обязанности органов местного самоуправления входит организация по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых отходов, что предусмотрено положениями статей 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые администрацией района не выполняются на территории с.Бакланиха, расположенного на межселенной территории и входящего в состав муниципального образования Туруханский район, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих в этом населенном пункте, на благоприятную экологическую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

В этой связи прокурор просит, признав незаконным бездействие администрации Туруханского района, обязать этот орган организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, образуемых в результате жизнедеятельности с.Бакланиха, а также ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную на расстоянии 600 метров в восточном направлении от дома №19 по ул.Центральной с.Бакланиха.

В судебном заседании заместитель прокурора требования заявления поддержал по изложенным выше основаниям.

Представитель администрации Туруханского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в представленных возражениях просил считать необоснованными требования прокурора, поскольку администрация района не бездействует в сфере регулирования отношений по сбору и вывозу бытовых отходов на территории района, в том числе на территории с.Бакланиха Туруханского района. Еще в 2010 году администрацией района была принята долгосрочная целевая программа «Утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории населенных пунктов муниципального образования Туруханский район Красноярского края на 2011-2020 годы». Согласно этой программы в с.Бакланиха запланированы мероприятия по организации утилизации и переработки бытовых отходов с 2015 года. Такой срок запланирован с учетом расположения населенного пункта, его труднодоступности, объема и вида работ, необходимых для надлежащей организации утилизации и переработки бытовых отходов. Учитывая изложенное, просят отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

По смыслу статей 2, 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района на межселенных территориях относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений статей 51-52 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.

    

В судебном заседании установлено, что село Бакланиха Туруханского района находится на межселенной территории (п.4 ст.2 Устава муниципального образования Туруханский район), то есть не является самостоятельным муниципальным образованием. Согласно статье 7 Устава района к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Место несанкционированной свалки бытовых отходов размерами 6х2 метра расположено на участке местности на расстоянии около 600 метров в восточном направлении от дома №19 по ул.Центральной с.Бакланиха, и находится в пределах территории муниципального образования Туруханский район. Как видно из акта проверки и приложенной к нему фототаблицы - в месте свалки находится бытовой мусор, разбросанный по поверхности почвы. Место нахождения свалки, и факт ее функционирования представителем администрации не оспариваются.

Доказательств, подтверждающих размещение и функционирование этой свалки в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, администрацией района суду не представлено, что даёт суду основание сделать вывод о несанкционированном размещении отходов на рассматриваемом участке местности.

Доводы представителя администрации об отсутствии бездействия ввиду принятия специальной программы суд находит несостоятельными. Утверждение муниципальным образованием долгосрочной программы по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не освобождает администрацию Туруханского района от исполнения обязанностей по текущей организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории с.Бакланиха и своевременной переработке и утилизации бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд полагает установленным бездействие администрации Туруханского района, выразившееся в не принятии мер как по организации работы по утилизации и переработки ТБО на территории с.Бакланиха, так и по ликвидации свалки, и рассматривает это бездействие как незаконное, поскольку согласно действующего законодательства в области обращения с отходами именно на органах местного самоуправления лежит обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. При этом суд основывает свои выводы материалами прокурорской проверки и объяснениями заявителя, поскольку доказательств проводимой администрацией района работы в этом направлении суду не представлено.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, возложение на администрацию Туруханского района обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

Руководствуясь ст. ст.194 – 198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Туруханского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Туруханского района в части не исполнения полномочий по утилизации и переработки бытовых отходов, образуемых в результате жизнедеятельности с.Бакланиха Туруханского района.

Обязать администрацию Туруханского района организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства утилизацию и переработку бытовых отходов на территории с.Бакланиха Туруханского района, и ликвидировать несанкционированную свалку размером 6 метров на 2 метра, расположенную на расстоянии около 600 метров в восточном направлении от дома №19 по ул.Центральной с.Бакланиха Туруханского района, в срок до 31.12.2012 года.

Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий Ю.В.Вениченко