Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2012 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Швец О.А., с участием:
истцов – прокурора Туруханского района Зоткина Д.А., П.,
представителя ответчика – руководителя Управления социальной защиты населения администрации Туруханского района Ясаковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску прокурора Туруханского района в интересах П. к УСЗН администрации Туруханского района о признании незаконными действий по отказу в назначении субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, взыскании не предоставленных субсидий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Туруханского района в интересах П. обратился с вышеуказанным иском к Управлению социальной защиты населения администрации Туруханского района (далее по тексту – УСЗН). В обоснование иска указано, что при обращении П. 15 ноября 2011 года в отдел жилищных субсидий УСЗН с заявлением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг от неё необоснованно специалистом отдела было потребовано предоставить сведения о том, что якобы её дочь А. ежемесячно получает от Б. доход на содержание их малолетнего ребенка – К.. На самом деле дочь истца никаких средств на содержание ребенка от его отца не получает, что подтверждается справкой Туруханского районного суда от 18.11.2011 г. о не обращении А. с исковым заявлением о взыскании алиментов с Б., о невыдаче соответствующего судебного приказа, которую истец предоставила сотруднику УСЗН.
24 ноября 2011 года ответчиком было отказано истцу в предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с 01.11.2011 г. на основании пп.«б» п.2 ст.17 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Считая указанный отказ незаконным, прокурор ссылается на то, что действующее законодательство, а именно Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ №761 от 14.12.2005 г., и Закон Красноярского края №13-2804 от 17.12.2004 г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» не предоставляют органу местного самоуправления право самостоятельно истребовать у граждан иные, чем предусмотрено законом, документы, в том числе заявления о доходах граждан, которые у граждан фактически отсутствуют. В этой связи прокурор просит признать отказ в назначении истцу субсидии незаконным, обязать ответчика назначить и предоставить П. субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг за период января-апреля 2012 года, и взыскать с УСЗН в пользу П. не предоставленные субсидии за период ноября-декабря 2011 года в сумме 36014,22 рублей.
В судебном заседании прокурор Зоткин Д.А. исковые требования поддержал. Материальный истец П. дополнительно суду пояснила, что совместно проживающая с ней дочь А., и её малолетняя внучка К. действительно не получают никакой помощи от отца ребенка – Б. Он не является членом их семьи, с ними совместно не проживает, поэтому непонятно, на основании чего она должна предоставлять сведения о его доходах. Обращаться за получением алиментов на содержание ребенка – это право дочери, а не её обязанность. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика – руководитель УСЗН администрации Туруханского района Ясакова Л.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в соответствии с действующим законодательством субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг назначаются гражданам с учетом их доходов при условии предоставления сведений о доходах заявителя и членов его семьи. Поскольку у внучки истицы – малолетней К. есть и мать, и отец, то в соответствии с семейным законодательством они обязаны содержать своего несовершеннолетнего ребенка. Тот факт, что дочь истицы не обращалась в судебном порядке за взысканием алиментов, не исключает получение ею этой помощи от отца ребенка в добровольном порядке. Доказательств того, что дочь истца эту помощь не получает, не представлено, поэтому ей и было отказано в предоставлении субсидий. Кроме того, Б. как получатель субсидии предоставляет им сведения о своих доходах, согласно которых он работает, что опять же не исключает наличия с его стороны какой-либо помощи в содержании ребенка. Учитывая все изложенное, просит в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 159 Жилищного Кодекса РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3,4 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. N 761 (в редакции от 24.12.2008) право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
Положениями п. 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена); документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства; документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Пункт 33 Правил указывает на то, что при исчислении совокупного дохода семьи заявителя для определения размера субсидий независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к заявителю или членам его семьи: супругом (супругой); родителями или усыновителями несовершеннолетних детей; несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Аналогичное положение закреплено в п.2 ст.17 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Как установлено в судебном заседании – П. совместно с А. и В. являются собственниками в равных долях жилого помещения по адресу <адрес> (л.д.24-25). В данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства истец, её дети В. и А., супруг Г., и К. – дочь А., и соответственно внучка истца (л.д.23). При обращении истца 15 ноября 2011 года к ответчику с заявлением о продлении на новый период предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг ею были предоставлены сведения о доходах в отношении себя, супруга Г., дочери А. – в виде справок от работодателя (л.д.18-19,22), а также справка о том, что А. не обращалась в Туруханский районный суд с исковым заявлением или заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании алиментов с Б. на содержание дочери К. (л.д.21).
24 ноября 2011 года истцу было отказано в предоставлении жилищной субсидии с 01 ноября 2011 года по причине неполного предоставления ею документов (л.д.15). Как указано в письменном уведомлении ответчика в адрес истца исх. №772/1 от 24.11.2011 г. – причиной отказа явилось предоставление неполного пакета документов, а именно не подтверждена помощь отца Б. несовершеннолетнему ребенку К.
Сторонами не оспаривается, что Б. является отцом несовершеннолетней К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и что истцом при подаче документов о продлении жилищной субсидии не были представлены сведения ни о его доходах, ни о том, что это лицо оказывает помощь на содержание своего ребенка.
При таких обстоятельствах суд считает, что истцу обоснованно было отказано в назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку ею не были предоставлены сведения о доходах отца её внучки – Б., либо сведения, подтверждающие отсутствие у него доходов, как это предусмотрено п.п. «б» п.2 ст.17 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Доводы истца о том, что Б. с ними совместно не проживает и членом её семьи не является, суд считает необоснованными, поскольку законом для определения размера субсидии предусмотрен учет доходов родителей несовершеннолетних детей независимо от их совместного либо раздельного проживания.
Ссылка истцов о неполучении А. алиментов на содержание дочери с Б. не подтверждает, по мнению суда, факт отсутствия с его стороны какой-либо помощи ребенку, поскольку она может оказываться и в добровольном порядке. Доказательств отсутствия у Б. каких-либо доходов, и соответственно, невозможности участия его в содержании своего ребенка, суду не представлено. Более того, ответчиком суду представлена справка о том, что Б. является получателем субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу <адрес>, и согласно представленной им справке о заработной плате его доход за период с июня по ноябрь 2011 года составил 63320 руб. 68 коп.
Таким образом, истцу на основании предусмотренных законом оснований было отказано в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора в интересах П. к Управлению социальной защиты населения администрации Туруханского района о признании незаконными действий по отказу в назначении субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, взыскании не предоставленных субсидий, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий Ю.В.Вениченко