РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Туруханск 26 марта 2012 года
Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Швец О.А., с участием:
заявителя А.,
представителя должностного лица, чьи действия оспариваются – и.о.главы Туруханского района З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению и.о.главы администрации Туруханского района А. об оспаривании распоряжения главы Туруханского района,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Туруханского района в лице исполняющего обязанности главы администрации А. обратилась в суд с заявлением в порядке ст.254 ГПК РФ об оспаривании распоряжения главы Туруханского района В. №№ от 15.03.2012 г. «О временном исполнении обязанностей главы администрации Туруханского района». В обоснование требований указано, что А. работает в должности первого заместителя главы администрации Туруханского района с 10.08.2010 г., и с 24.02.2012 г. по 02.04.2012 г. по распоряжению администрации Туруханского района №№ от 24.02.2012 г. на период командировки, а затем отпуска главы администрации С. на него было возложено исполнение обязанностей главы администрации Туруханского района. В период с 05.03.2012 г. по 19.03.2012 г. А. был временно нетрудоспособен, а при выходе на работу 19.03.2012 г. узнал о том, что распоряжением главы Туруханского района от 15.03.2012 г. временно исполняющим обязанности главы администрации Туруханского района назначен помощник главы Туруханского района Б. По мнению заявителя, указанное распоряжение является незаконным, поскольку глава Туруханского района не имеет полномочий по решению кадровых вопросов администрации района. Подобными действиями глава района вмешивается в организационно-распорядительную деятельности администрации района, не признавая тем самым законные распоряжения главы администрации Туруханского района, принятые в рамках руководства деятельностью администрации Туруханского района. Следствием назначения Б. временно исполняющим обязанности главы администрации Туруханского района явилось принятие им от имени администрации района ряда незаконных распоряжений, в том числе об увольнении первого заместителя главы администрации Туруханского района К., что противоречит трудовому законодательству и Уставу муниципального образования Туруханский район. Также Б. от имени администрации района в различные учреждения района направлены письма, в том числе в адрес казначейства, в связи с чем стало невозможным проведение платежей от имени администрации Туруханского района. Учитывая изложенное, просят признать незаконным и отменить распоряжение главы района №№ от 15.03.2012 г.
В последующем аналогичные требования заявлены непосредственно А. как гражданином со ссылкой на нарушение оспариваемым распоряжением его трудовых прав. По мнению заявителя, поскольку его непосредственным работодателем выступает администрация Туруханского района в лице главы администрации С., соответственно именно этому лицу и предоставлено право принимать кадровые решения в администрации района, в том числе по возложению обязанностей в период своего отсутствия на иных лиц, состоящих в трудовых отношениях с администрацией Туруханского района. Распоряжением главы администрации Туруханского района С. №№ от 24.02.2012 г. именно на него было возложено исполнение обязанностей главы администрации на период с 24.02.2012 г. по 02.04.2012 г., поэтому считает, что назначение главой района В. с 15.03.2012 г. временно исполняющим обязанности главы администрации другого лица, к тому же не состоящего в штате администрации Туруханского района, лишает его возможности нормально осуществлять свои трудовые функции по должности исполняющего обязанности главы администрации Туруханского района.
В судебном заседании заявитель А. доводы своего заявления поддержал по вышеизложенным основаниям, дополнительно пояснив, что в настоящее время после вынесения судом определения от 22 марта 2012 года, которым действие оспариваемого распоряжения приостановлено, продолжает работать в прежнем режиме, фактически осуществляя руководство деятельностью администрации Туруханского района. В случае удовлетворения его заявления просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель должностного лица, чьи действия оспариваются, - и.о.главы Туруханского района З. в судебном заседании с требованиями А. не согласился. В обоснование своей позиции указал, что, во-первых, А. не уполномочен действовать от имени администрации Туруханского района, а заявление, поданное неуполномоченным лицом, подлежит оставлению без рассмотрения. Во-вторых, никаких прав заявителя глава Туруханского района не нарушал. Этот довод основан на том, что распоряжение о назначении с 26.02.2012 г. А. исполняющим обязанности главы администрации района было подписано С., а между тем это лицо в это время еще не было восстановлено в должности главы администрации Туруханского района, и распоряжение о его восстановлении подписано только 02.03.2012 года. Следовательно, до 02.03.2012 г. С. был неуполномочен издавать от имени администрации Туруханского района нормативно-правовые акты, в том числе и о назначении заявителя исполняющим обязанности. В-третьих, оспариваемое А. распоряжение издано в период нахождения самого А. на больничном, когда он не мог ни юридически, ни фактически исполнять обязанности главы администрации Туруханского района. В то же время оспариваемое распоряжение издано главой Туруханского района как представителем нанимателя, поскольку при решении вопроса о временном отстранении муниципального служащего С. от исполнения должностных обязанностей служащего глава района обязан был назначить временно исполняющего обязанности главы администрации Туруханского района. Учитывая, что глава администрации наделен исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, то отсутствие на данной должности исполняющего обязанности парализовало бы всю работу в районе и могло привести к неблагоприятным последствиям для неопределенного круга лиц. Учитывая все изложенное, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 4 Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Российской Федерацией в 1998 году, и вступившей в силу для Российской Федерации с 01.09.1998 года, органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных законом.
Статьей 34 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Полномочия органов местного самоуправления по изданию муниципальных правовых актов определены статьей 43 того же Федерального закона. В соответствии с ч.4 ст.43 Закона глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжение местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.
Согласно ч.6 ст.43 Закона глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. В силу ст.15 Устава муниципального образования Туруханский район глава района является председателем районного Совета депутатов, издает постановления и распоряжение по вопросам организации деятельности районного Совета депутатов. В соответствии со ст.30.1 Устава муниципального образования Туруханский район глава администрации района утверждает, организует работу с кадрами в администрации района, их аттестацию, переподготовку и повышение квалификации, осуществляет прием на работу и увольнение работников администрации района, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности. По смыслу ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин или организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В судебном заседании установлено, что А. с 10 августа 2010 года замещает муниципальную должность первого заместителя главы администрации Туруханского района. Работодателем А. является администрация Туруханского района в лице главы администрации С. (л.д.9-13). По условиям трудового договора А. как работник принял на себя обязательства исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их полномочий (за исключением незаконных). Согласно распоряжения администрации Туруханского района №№ от 24.02.2012 г. на период командировки, а затем очередного отпуска главы администрации района С. исполнение его обязанностей с 26.02.2012 г. по 02.04.2012 г. было возложено на А. (л.д.5-6). Исходя из приведенных выше положений закона следует, что решение вопросов организации работы администрации района, в том числе определение лица, полномочного исполнять обязанности главы администрации района в период его временного отсутствия, находится в исключительной компетенции главы администрации района. В этой связи, по мнению суда, наделение А. полномочиями по исполнению обязанностей главы администрации Туруханского района на период временного отсутствия последнего было основано на нормах закона, произведено в рамках компетенции соответствующего должностного лица, и носило обязательный характер для самого А. 15 марта 2012 года главой Туруханского района В. было издано распоряжение №№, в соответствии с которым временно исполняющим обязанности главы администрации Туруханского района с 15.03.2012 г. был назначен Б. по причине проведения служебных проверок в отношении главы администрации Туруханского района С., а также временной нетрудоспособности заместителя главы администрации Туруханского района А. (л.д.49). Оценивая правомочность издания главой Туруханского района указанного распоряжения суд исходит из того, что ни Уставом муниципального образования Туруханский район, ни положениями Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к компетенции главы района не отнесены вопросы организации деятельности местной администрации. Более того, указанными выше нормами эти вопросы отнесены к компетенции главы администрации района. Применительно к возникшей ситуации это означает, что глава района, назначив временно исполняющим обязанности главы администрации района Б., не состоящего в штате администрации Туруханского района, а также произведя указанные действия в период осуществления полномочий по исполнению обязанностей главы администрации района другим лицом – заместителем главы администрации Т., вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Доводы представителя главы района о том, что А. в период издания оспариваемого распоряжения сам не осуществлял полномочия по исполнению обязанностей главы администрации ввиду болезни, и назначение им другого лица исполнять эти обязанности на законе не основано, суд находит несостоятельными. Как уже отмечалось выше – решение вопросов организации работы местной администрации находится в исключительной компетенции главы администрации, либо лица, его замещающего, в том числе и в период временной нетрудоспособности кого-либо из них. В этой связи, по мнению суда, А. вправе был на период своей временной нетрудоспособности как лицо, исполняющее обязанности главы администрации, возложить руководство деятельностью администрации района на иное полномочное лицо, в данном случае – на заместителя главы администрации Т. (л.д.7) Здесь же следует отметить, что после выхода А. на работу 19.03.2012 года оспариваемое им распоряжение главы района отменено не было, из чего можно сделать вывод о том, что временная нетрудоспособность А. фактически не повлияла на издание главой района указанного распоряжения. Обосновывая законность назначения главой района временно исполняющим обязанности главы администрации Туруханского района Б., представитель главы района ссылается также на то, что А. не является исполняющим обязанности главы администрации, поскольку назначен лицом, у которого отсутствовали на это полномочия. Глава администрации Туруханского района С., по мнению представителя главы района, не был наделен полномочиями издавать нормативно-правовые акты от имени администрации района в период с 07.11.2011 г. до 02.03.2012 года, поскольку в этот период не был восстановлен в должности главы администрации Туруханского района. Оценивая эти доводы, суд принимает во внимание, что согласно вступившего 25 января 2012 года в законную силу решения Туруханского районного суда от 13.12.2011 г. С. был восстановлен в должности главы администрации Туруханского района. Решение суда в части восстановления на работе было обращено к немедленному исполнению. Кроме того, этим же решением суда было признано незаконным и отменено и распоряжение главы Туруханского района №№ от 07.11.2011 г., в соответствии с которым М. была назначена временно исполняющей обязанности главы администрации Туруханского района. Таким образом, указанное решение суда подтверждает правомочность принятия С. как главой администрации Туруханского района в рассматриваемый период правовых актов, в том числе и распоряжения о назначении А. исполняющим обязанности главы администрации района на период своего временного отсутствия. Как установлено ч.2 ст.13 ГПК РФ – вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. То обстоятельство, что обращенное к немедленному исполнению судебное решение главой Туруханского района не исполнялось до 02.03.2012 года, когда им было издано распоряжение о восстановлении С. в должности главы администрации Туруханского района, не может являться основанием для признания совершенных С. как главой администрации Туруханского района в этот период действий неправомочными. Других доказательств того, что полномочия главы администрации Туруханского района по вопросам организации работы администрации были ограничены, либо переданы в установленном законом порядке другому должностному лицу, или находятся в компетенции другого органа или должностного лица, суду не представлено, а потому изданное главой района распоряжение №№ от 15.03.2012 года суд считает незаконным и необоснованным. Учитывая, что оспариваемое А. распоряжение создает препятствия к осуществлению им как работником своих трудовых функций, в том числе связанных с исполнением обязанностей главы администрации Туруханского района, суд находит требования А. подлежащими судебной защите, а потому считает необходимым отменить распоряжение главы Туруханского района №№ от 15.03.2011 г. Ходатайство заявителя об обращении данного решения к немедленному исполнению суд полагает подлежащим отклонению, поскольку в соответствии с определением Туруханского районного суда от 22 марта 2012 г. действие указанного распоряжения приостановлено до вступления в законную силу решения суда по настоящему гражданскому делу. Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление А. удовлетворить. Признать незаконным с момента принятия и отменить распоряжение главы Туруханского района В. от 15.03.2012 года №№ «О временном исполнении обязанностей главы администрации Туруханского района». Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий Ю.В.Вениченко