Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 мая 2012 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Пархоменко Н.А., с участием прокурора Туруханского района З., при секретаре Вебер Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-186/2012 возбужденное по заявлению прокурора Туруханского района об оспаривании бездействия администрации Борского сельсовета Туруханского района,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Туруханского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным бездействие администрации Борского сельсовета. Требования заявления мотивированы тем, что при проведении прокурорской проверки исполнения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления, в деятельности администрации Борского сельсовета, на территории пос. Бор, на участке местности расположенном на расстоянии 10 метров в северном направлении от жилого дома по адресу пос. Бор <адрес> была обнаружена несанкционированная свалка бытового мусора размерами 2х10 метров.
Поскольку в обязанности органов местного самоуправления входит организация по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых отходов, что предусмотрено положениями статей 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые администрацией сельсовета не выполняются, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории пос. Бор, на благоприятную экологическую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
В этой связи прокурор просит, признав незаконным бездействие администрации Борского сельсовета обязать её организовать ликвидацию несанкционированной свалки.
В судебном заседании прокурор Туруханского района доводы заявления поддержал.
Исполняющий обязанности главы Борского сельсовета Е. представил суду письменный отзыв на заявление прокурора, в котором указал, что с Борским филиалом ОАО «Туруханскэнерго» заключён договор о вывозе мусора, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 13 этого же Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статей 51-52 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.
Согласно п.1 ст. 254, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, а также прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (п.1 ст. 258 ГПК РФ).
На основании п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий органа местного самоуправления, возлагается на орган принявший оспариваемое решение.
В судебном заседании установлено:
Законом Красноярского края № 13-2925 от 28.01.2005 года «Об установлении границ и наделения соответствующим статусом муниципального образования Туруханский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» установлено, что статусом сельского поселения наделено муниципальное образование Борский сельсовет, в состав которого входят сельские населенные пункты: поселок Бор (административный центр), деревня Комса, деревня Подкаменная Тунгуска, деревня Сумароково, то есть является самостоятельным муниципальным образованием.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
Место несанкционированной свалки бытовых отходов размерами 2х10 метров расположено на расстоянии 10 метров в северном направлении от жилого дома п. Бор <адрес>, и находится в пределах территории муниципального образования Борский сельсовет.
Факт обнаружения и функционирования свалки, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами и администрацией Борского сельсовета не оспаривается.
Как видно из акта проверки и приложенной к нему фототаблицы в месте свалки находится бытовой мусор, разбросанный по поверхности почвы.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, обязание администрации Борского сельсовета исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.
При таких обстоятельствах неисполнение муниципальным образованием Борский сельсовет обязанностей по организации ликвидации несанкционированной свалки в указанном населенном пункте, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, проживающих в границах пос. Бор на благоприятную природную среду, что является основанием для удовлетворения требований прокурора, установить достаточный и разумный срок для исполнения названных обязанностей до 01 сентября 2012 года.
Доводы и.о. главы Борского сельсовета в отзыве, суд находит несостоятельными, поскольку само по себе заключение договора о сборе и вывозе мусора с ОАО «Туруханскэнерго» не может свидетельствовать о выполнении муниципальным образованием возложенной законом обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
Руководствуясь ст. ст.194 – 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Туруханского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Борского сельсовета Туруханского района в части не принятия мер по организации ликвидации несанкционированной свалки.
Обязать администрацию Борского сельсовета Туруханского района до 01 сентября 2012 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной в 10 метрах от жилого дома, по адресу пос. Бор <адрес> по направлению на север, координаты № 61 35, 965 Е 90 1, 642.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Туруханский районный суд.
Председательствующий Н.А. Пархоменко