О признании незаконным отказа в назначении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июня 2012 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Пархоменко Н.А., при секретаре Терешковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-224/2012 возбужденное по иску прокурора Туруханского района поданного в интересах К. к Управлению социальной защиты населения администрации Туруханского района о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии и обязании произвести расчёт субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Туруханского района в интересах К. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Туруханского района (далее по тексту УСЗН) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг жилого помещения по адресу с. Туруханск <адрес> и обязании произвести расчёт субсидий за период с декабря 2011 года по май 2012 года. Требования иска обоснованы тем, что отказ в предоставлении субсидии был вызван отсутствием документов, подтверждающих правовое владение и пользование жилым помещением и отсутствием регистрации по месту жительства с 01.12.2011 г.. Между тем, истцом ответчику предоставлялся документ – свидетельство – о регистрации истицы по месту пребывания по <адрес>, которое действительно до 02.10.2012 г., а отсутствие регистрации по месту жительства по этому же адресу, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в определениях от 15.06.2010 г. № 956-О-О и 06.10.2008 г. № 619-О-П, не должна влиять на права истицы по получению субсидии.

    На стадии принятия дела к производству, прокурор требования дополнил, просил взыскать с ответчика в пользу К. 51110,51 рублей – сумму неполученной субсидии за (6 месяцев) период с декабря 2011 года по май 2012 года.

В судебном заседании прокурор Туруханского района З. и истица К. требования иска уточнили, просили только признать незаконным отказ в предоставлении субсидии и обязании произвести расчёт субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, и поддержали иск по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика руководитель УСЗН Я. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что положения норм закона, регулирующих спорные отношения, обязывают истца, претендующего на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставлять документальные сведения о владении и пользовании занимаемого жилого помещения, а также о регистрации по месту жительства, которое находится в аварийном состоянии.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения искового заявления.

В соответствии положениями частей 1 и 7 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, в случае если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. за N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со ст. 159 ЖК РФ и определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации.

Положениями п. 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:

копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;

документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Статьей ст. 13 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» регламентировано, что для предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в настоящем Законе, заявитель или лицо, уполномоченное им на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства либо в краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - КГБУ "МФЦ") заявление о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, копию документа, удостоверяющего личность, копию удостоверения (свидетельства), подтверждающего право на получение субсидий и дополнительных мер социальной поддержки в соответствии со статьями 2 - 10.1 настоящего Закона, с приложением к нему документов, установленных пунктами 2 - 10 настоящей статьи, и копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Для получения субсидий граждане, указанные в подпунктах "а" - "г" статьи 11 настоящего Закона, представляют:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье орган местного самоуправления или управомоченное им муниципальное учреждение учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;

б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении; и др.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч.2 ст. 195, ч.3 ст. 196 ГПК РФ).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что истец К., в составе семьи: К.Н. – сын; К.А. – дочь, - проживают по адресу с. Туруханск <адрес>.

08.12.2011 года истица К. обратилась к ответчику с заявлением о продлении предоставления ей жилищной субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг жилого помещения по указанному выше адресу (л.д.13-14). Ответчиком в предоставлении истице субсидии было отказано со ссылкой на п.1 ст. 13 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

Как видно из содержания выписки из протокола № 10 от 02.02.2012 г. заседания комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, истице было отказано в предоставлении субсидии – «т.к. жилье аварийное».

Данный отказ суд полагает не законным, основанным на неправильном толковании правовых норм, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно письму главы администрации Туруханского района от 03.10.2011 г. на имя гендиректора ОАО «Туруханскэнерго», жилое помещение по адресу с. Туруханск <адрес> находится в собственности муниципального образования Туруханский район (свидетельство о государственной регистрации права от 01.12.2009 г. серия 24 ЕИ ) (л.д.8).

Статьей 15 Жилищного кодекса РФ определено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Согласно ч.1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

    Системное толкование приведенных норм жилищного законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что предоставляемое наймодателем нанимателю по договору социального найма жилое помещение должно быть пригодным для проживания.

Согласно ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Как поясняла истица в предоставленном ей жилом помещении по <адрес>, она проживает с октября 2010 года, о том, что оно признано аварийным она не знала. В администрации района, куда она обращалась за помощью в предоставлении жилья, ей рекомендовали не сниматься с учёта в д. Горошиха, где истица была зарегистрирована по месту жительства, в связи с возможным расселением жителей и возможностью получения жилья по этому основанию. С указанного времени ей начисляются жилищно-коммунальные услуги и она, пользуясь субсидией, оплачивала их. Её заработная плата мойщицы летательных аппаратов не превышает 17000 рублей, а стоимость жилищно-коммунальных услуг, без субсидий составляет около 12000 рублей, при этом она одна воспитывает двоих несовершеннолетних детей, поэтому ей совершенно необходимы меры социальной поддержки, в которой отказано по формальным основаниям.

Таким образом, судом установлено, что с истицей фактически был заключен договор социального найма жилого помещения, поскольку ей было предоставлено жилое помещение, состоящее в муниципальном жилищном фонде, истица приняла на себя обязательства о его содержании и оплате жилищно-коммунальных услуг, что ответчиком не оспаривается и истицей выполняется.

ОАО «Туруханскэнерго» - организацией, предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, по месту жительства истицы (<адрес>) открыт лицевой счёт по начислению жилищно-коммунальных услуг, где указана площадь 39,3 м?, количество членов семьи – трое (л.18). Договор социального найма документально не был оформлен по независящим от истицы обстоятельствам.

Абзац 2 п.1 ст. 13 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предусматривает возможность получения мер социальной поддержки и по месту пребывания, предоставляя в числе других документов, перечень которых определен п.п. 2-10 этой же статьи, копию свидетельства о регистрации по месту пребывания и документа, подтверждающего прекращение предоставления (непредоставление) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по месту постоянного жительства.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, не порождающим жилищных и гражданских правоотношений, отражающим, по смыслу названного Закона Российской Федерации, факт проживания в жилом помещении.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 5 октября 2000 года N 199-О) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д.

Как поясняла истица, и не оспаривала представитель ответчика, ранее К. уже предоставлялись меры социальной поддержки в виде субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг жилого помещения именно по адресу с. Туруханск <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются и содержанием заявления истца, в котором она просила продлить ранее предоставленную ей субсидию, а также выпиской из протокола о назначении жилищной субсидии за период с 01.06.2011 года по 30.11.2011 года (л.д.21).

Отсюда следует, что прежде у ответчика не вызывало сомнений о проживании истицы с семьёй в названном жилом помещении и субсидии ей предоставлялись.

Пунктами 1-2 ст. 10 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Таким образом, применительно к данному делу отсутствие письменного договора найма жилого помещения и регистрации по месту жительства К. не может являться основанием для ограничения права истицы на получение субсидии.

С учётом изложенного, суд считает доказанными доводы искового заявления о праве истицы на получение субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг, что является основанием для его удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Туруханского района удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения администрации Туруханского района в предоставлении К. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Обязать ответчика произвести расчёт суммы субсидии и предоставить К. с 01 декабря 2011 г. субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу с. Туруханск <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Туруханский районный суд.

Председательствующий Н.А. Пархоменко