О признании незаконным действий в части начисления субсидий по оплате коммунальных услг, взыскание непредоставленной судсидии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2012 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Пархоменко Н.А., при секретаре Терешковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-44/2012 возбужденное по иску прокурора Туруханского района поданного в интересах К.А.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Туруханского района о признании незаконными требований, взыскании непредоставленной субсидии за 2011 год, и обязании произвести перерасчёт размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за период январь-май 2012 г. без учёта доходов К.Д.А.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Туруханского района в интересах К.А.В. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Туруханского района (далее по тексту УСЗН) о признании незаконными действий специалиста Отдела жилищных субсидий, которая 14.12.2011 года потребовала от истца сведения о доходах его неработающего и не проживающего с ним сына К.Д.А., вынудив истца в этот же день написать заявление о доходах сына К.Д.А. в период с июня по ноябрь 2011 года в размере 8000 рублей, угрожая в противном случае отказом в предоставлении субсидии. Вследствие неправомерных действий ответчика совокупный доход семьи ответчика был необоснованно завышен, а размер субсидии соответственно уменьшен с учётом суммы доходов от 14.12.2011 г.. Согласно произведенному прокурором расчёту размер непредоставленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за период с декабря 2011 г. в сумме 377,21 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.

Ссылаясь на положения статей 11, 13 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», п.8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. за N 761, прокурор считает незаконными требования ответчика о предоставлении сведений о доходах сына истца, который имеет только регистрацию по адресу с. Туруханск <адрес>, а проживает и работает в Красноярске, поэтому просит обязать ответчика произвести перерасчёт размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за период январь-май 2012 г. без учёта доходов К.Д.А., отраженных в заявлении от 14.12.2011 года.

В судебном заседании прокурор Туруханского района З. требования иска поддержал по изложенным выше основаниям.

К.А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика руководитель УСЗН Я. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что положения норм закона, регулирующих спорные отношения, обязывают истца, претендующего на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставлять сведения о доходах всех членов семьи, зарегистрированных по месту его жительства. Отсутствие данных сведений на основании п. 14 Правил является основанием для отказа в предоставлении субсидий.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований искового заявления.

В соответствии положениями частей 1 и 7 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, в случае если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. за N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со ст. 159 ЖК РФ и определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации.

Положениями п. 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;

документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.

В силу п. 14 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период) (п. 32).

На основании ст. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», с учетом:

а) видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан;

б) денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

в) доходов, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем;

г) компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;

д) денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного;

е) денежных средств, направленных на оплату обучения в образовательных учреждениях всех типов, в случаях, когда такая оплата производится не из собственных доходов обучающихся либо проживающих совместно с ним членов его семьи, а за счет средств иных лиц, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе;

ж) доходов, полученных от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования;

з) доходов охотников-любителей, получаемых от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья либо мяса диких животных.

Согласно ч.2 ст. 17 Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» - при исчислении совокупного дохода семьи заявителя для определения размера субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к заявителю или членам его семьи:

а) супругом (супругой);

б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Пунктом 9 ст. 13 Закона регламентировано, что для получения субсидий граждане, указанные в подпунктах "а" - "г" статьи 11 настоящего Закона, представляют:

а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье орган местного самоуправления или управомоченное им муниципальное учреждение учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;

б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;

г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа;

д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; и др.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч.2 ст. 195, ч.3 ст. 196 ГПК РФ).

В судебном заседании установлено:

К.А.В., в составе семьи К.Л.Д. – жена, К.Д.А. – сын, К.Е.А. – дочь, зарегистрированы по адресу с. Туруханск <адрес>, то есть являются нанимателями указанного жилого помещения.

По смыслу статей 67 - 69 ЖК РФ наниматель жилого помещения и члены семьи нанимателя жилого помещения, к которым относятся супруг и дети нанимателя, по договору социального найма обязаны своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

    В силу ст. 71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Согласно копии заявления К.А.В. обратился руководителю УСЗН 14.12.2011 года о продлении предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по названному выше адресу, с указанием всех членов семьи.

Заявителем в числе других документов предоставлено заявление о доходах К.Д.А. в сумме 48000 рублей за 6 месяцев с июня по ноябрь 2011 года (л.д.21), а также справка о том, что К.Д.А. по состоянию на 09.12.2011 года на учёте в службе занятости населения не состоит (л.д.23).

Решением отдела жилищных субсидий УСЗН была назначена субсидия с 01.12.2011 года по 31.05.2012 г. в сумме 9324,53 рубля.

Согласно ст. 13 п.9 п.п. «г» Закона Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» - основанием отказа в предоставлении субсидии является - отсутствие документов, подтверждающих доходы членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

В силу п. 14 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 14.12.2005 за N 761, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Законом Красноярского края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (ст. 11) предусмотрено, что с учетом доходов граждан субсидии предоставляются: (подпункт «а») пользователям жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в подпункте «г» настоящей статьи, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Для получения субсидий граждане, указанные в подпункте «а» ст.11 настоящего Закона, должны представить документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, определяется как разница между размером оплаты жилья и коммунальных услуг, начисленным заявителю, и размером собственных расходов, рассчитанным исходя из максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи заявителя.

По смыслу приведенных норм права субсидия предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле данных расходов в совокупном доходе семьи.

Спорным моментом по данному делу являлось утверждение прокурора о том, что истец вынужденно подал ответчику ложные сведения о доходах сына К.Д.А. проживающего в г. Красноярске.

Определением суда от 20.02.2012 г. в Ленинский районный суд г. Красноярска было направлено судебное поручение о допросе в качестве свидетеля К.Д.А. о его доходах, если они имелись, за период с июня по ноябрь 2011 года, а также указать источник дохода. Ленинский районный суд г. Красноярска 5 раз назначал судебные заседания, и как видно из протоколов судебного заседания К.Д.А. в судебные заседания не являлся, уклонялся от явки в суд без уважительных причин, будучи своевременно извещенным о дне и времени судебного заседания.

По смыслу ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения, может быть расторгнут по соглашению сторон, а также в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства со дня выезда.

    Из представленных прокурором материалов не видно, что К.Д.А. обращался с соответствующим заявлением к наймодателю о расторжении договора социального найма, отсутствуют также данные о том, что К.Д.А. в судебном порядке был признан утратившим право пользования жилым помещением в связи с выездом в другое место жительства. При таких обстоятельствах, согласно ст. 71 ЖК РФ его временное отсутствие не влияет на обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а соответственно и на обязанность по предоставлению сведений о своих доходах при подаче заявления о предоставлении меры государственной поддержки - субсидии.

С учётом изложенного, суд считает недоказанными доводы искового заявления о том, что К.Д.А. вынужденно предоставил ответчику заведомо ложные сведения о своих доходах. О доходах в ином размере, влияющих на размер субсидии ни истец, ни К.Д.А. доказательств суду не представили.

Доводы прокурора о том, что истец не обязан предоставлять сведения о доходах своего совершеннолетнего сына, несостоятельны, поскольку приведенными выше правовыми нормами установлено, что учитываются доходы включенных в перечень граждан независимо от раздельного или совместного проживания с заявителем или членами его семьи.

Таким образом, назначенная ответчиком К.А.В. субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг, правильно исчислена с учётом доходов всех членов семьи, в том числе сына К.Д.А., зарегистрированных по адресу с. Туруханск <адрес>, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Туруханского района заявленные в интересах К.А.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Туруханского района о признании незаконными требований ответчика о составлении истцом 14 декабря 2012 г. заявления о доходах неработающего сына К.Д.А., взыскании с ответчика в пользу истца непредоставленные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за период 2011 года в сумме 377,21 рублей, обязании ответчика произвести перерасчёт размера субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за период январь-май 2012 г. без учёта доходов К.Д.А., отраженных в заявлении от 14.12.2011 года, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Туруханский районный суд.

Председательствующий Н.А. Пархоменко