РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.
23 сентября 2011 года. с. Туруханск
Федеральный суд Туруханского района Красноярского края под председательством
судьи Асеевой Е.А.
при секретаре Терешковой А.В.
с участием:
истца Зайковой С.Ю.,
ответчиков:
представителя Администрации Туруханского района Каминской Н.В.,
Управления образования Администрации Туруханского района Жосан М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании иск
Зайковой Светланы Юрьевны к
Администрации Туруханского района и Управлению образования Администрации Туруханского района о понуждении к предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении
установил:
Зайкова С.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Туруханского района о понуждении к предоставлению её ребенку места в муниципальном дошкольном учреждении. В обосновании своих требований указывает на то, что её несовершеннолетний сын с сентября 2007 года поставлен на учёт в Управлении образования для предоставления места в детский сад, однако данное обязательство ответчиком не выполняется. Считая отказ ответчика в предоставлении места неправомерным, Зайкова С.Ю. просит суд обязать администрацию Туруханского района предоставить её сыну ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в дошкольном образовательном учреждении с. Туруханск в группе полного дня, в течение одного месяца со дня вынесения судебного решения.
В судебном заседании истица Зайкова С.Ю. требования поддержала, пояснив, что с 17 сентября 2007 года, ее малолетний сын - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет Управлении образования для получения места в детский сад. Однако ребенку место в детском саду не предоставлено. Ответчиками нарушаются права ее ребенка на образование, она лишена возможности полноценно трудиться. Ребенок не развивается, не общается со сверстниками. В течение полугода её сын посещает детский юношеский центр «Аист» по форме кратковременного пребывания, но данная форма обучения ее не устраивает, поскольку ребенок находиться в центре полдня, она вынуждена отпрашиваться с работы, чтобы его привести и забрать с занятий. По мнению Зайковой С.Ю. нарушаются конституционные права ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Полагает, что восстановлено право, может быть путем понуждения ответчиков к предоставлению места в детском дошкольном общеобразовательном учреждении по месту жительства ребенка с полным содержанием, вне всякой очереди.
В судебном заседании представитель администрации Туруханского района Каминская Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что Администрацией Туруханского района, как учредителем муниципальных дошкольных образовательных учреждений утверждено Типовое положение о порядке комплектования и приема детей дошкольного возраста в муниципальные дошкольные учреждения всех видов. При комплектовании дошкольных учреждений учитываются дети, обладающие внеочередным и первоначальным правом. ФИО9, ребенок истицы не относится к льготной категории детей. На территории с. Туруханск действует три дошкольных образовательных учреждений, комплектование, которых проводится Управлением образования Администрации Туруханского района, коллегиально, при наличии свободных мест. Дошкольное образовательное учреждение не может быть укомплектовано большей численностью детей, чем это предусмотрено «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (СанПиН). Предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в течение месяца сына истицы нарушит права других детей.
В судебном заседании представитель Управления образования Администрации Туруханского района Жосан М.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что ФИО10 действительно стоит в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении. В настоящее время обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении не представляется возможным в связи с наличием очередности. Сын истицы не относится к льготной категории детей на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольное образовательное учреждение. ФИО11 предоставлено право на получение образования по форме кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Комплектование групп на полный день проводится коллегиально, в соответствии с утвержденным учредителем Типовым положением о порядке комплектования и приема детей дошкольного возраста в муниципальные дошкольные учреждения всех видов. Предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в течение месяца сына истицы нарушит права других детей.
Выслушав истицу Зайкову С.Ю., представителей ответчиков Каминскую Н.В. и Жосан М.С., допросив специалиста Моор М.А., исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного, общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства.
Положении статьи 43 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации, гарантирующее права на дошкольное образование, находится во взаимосвязи с положениями статьи 38 Конституции Российской Федерации, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч.1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч.2).
Эти предписания адресованы одновременно родителям и государству, предопределяют – исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяет как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность ( в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, в системной связи с конституционным принципом равенство это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможности при получении образование предполагает равный доступ в существующее государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Как видно из материалов дела, Зайкова С.Ю. является матерью несовершеннолетнего ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ рождения. 17 сентября 2007 года истица обратилась к заведующей филиалом детского сада «Елочка» о постановке на очередь в детский сад сына – ФИО13.
Управлением образования Туруханского района сын истцы в 2008 году по сводному списку поставлен на учет по предоставлению дошкольного общеобразовательного учреждения под номером 114. В настоящее время ФИО14 в Книге учета зарегистрирован под номер 12, что свидетельствует о том, что в его возрастной группе еще 11 детей ожидают места в детском саду.
В настоящее время очередь для получения места в детском саду еще не подошла.
В соответствии с пунктом 3 ст. 18 закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охрана и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей и необходимых коррекций развития этих детей, в помощь семье действует сеть дошкольных общеобразовательных учреждений.
Такие учреждения, согласно утвержденному Постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666 Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении реализует общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет ( п.3).
Дошкольные общеобразовательные учреждения функционируют в соответствии с нормами о комплектовании.
В с. Туруханске действует Положение о порядке комплектования и приема детей дошкольного возраста в муниципальные дошкольные образовательные учреждения всех видов Туруханского района, утвержденное Постановлением Администрации Туруханского района от 16 мая 2011 года № 601-п. Данное Положение предусматривает предоставление места в дошкольном образовательном учреждении в определенном порядке, с учетом заявительного характера.
Как установлено судом, сын истцы поставлен в общую очередь Управлением образования администрации Туруханского района, так как только районное Управление образования занимается вопросами предоставления мест в детском дошкольном образовательном учреждении на общих основаниях.
Судом установлено, что ребенок был поставлен на учет в соответствии с действующим законодательством и оснований для предоставления как первоочередного, так и вне очередного места в детском общеобразовательном учреждении, не имеется.
Судом не принимаются доводы истицы, о том что ей обязаны предоставить место на полный день в детском саду для ее ребенка в течении месяца, со дня принятия решения, поскольку они опровергаются Положением Об Управлении образования Администрации Туруханского района, утвержденного, постановлением Администрации Туруханского района 18 февраля 2011 года № 191-п, а также приказом Управления образовании Администрации Туруханского района, утвержденного от 14 марта 2008 года № 18\1, из содержания которых следует, что именно Управление образования Администрации Туруханского района осуществляет учет и регистрацию детей в соответствии со своей компетенцией.
Суд считает, что установление очередности при предоставлении мест в детском саду не противоречит действующему законодательству, в связи с чем, никаким образом не нарушает права истицы и ее несовершеннолетнего ребенка.
Из материалов дела следует, что истице не отказано в реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права ее сына на получение дошкольного образования, каких - либо препятствий к осуществлению права не создано.
Из материалов дела видно, что истице предлагалась возможность посещение ребенком группы кратковременного пребывания на базе муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей Туруханского районного центра детского творчества «Аист», но Зайкова С.Ю. отказалась от регулярного посещения ее сыном данной группы.
Анализируя указанные обстоятельств,а Суд считает, что права истицы и ее ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование не нарушены.
В силу положений части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Исходя из положений вышеприведенных правовых норм в их взаимосвязи с правами истицы посредством предоставление истице места для ее сына незамедлительно, повлекло бы незаконное нарушение прав других граждан, стоящих в очереди на определение в дошкольное общеобразовательное учреждение.
руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, Суд
решил:
в иске Зайковой Светлане Юрьевне к Администрации Туруханского района и Управлению образования Администрации Туруханского района о понуждении к предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении отказать.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Красноярский краевой суд, с подачей жалобы через суд, поставивший решение.
Председательствующая Асеева Е.А.