Об оспаривании бездействия администрации Туруханского сельского совета по неисполнению полномочий в части сбора и вывоза бытовых отходов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2012 года Туруханский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Вениченко Ю.В., при секретаре Швец О.А., с участием:

помощника прокурора Туруханского района Монаховой О.В.,

представителя органа, чье бездействие оспаривается – администрации Туруханского сельсовета по доверенности от 28.01.2011 г. Минкова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению прокурора Туруханского района об оспаривании бездействия администрации Туруханского сельсовета по неисполнению полномочий в части сбора и вывоза бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Туруханского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации Туруханского сельсовета. Требования заявления мотивированы тем, что при проведении прокурорской проверки исполнения природоохранного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Туруханского сельсовета на территории муниципального образования Туруханский сельсовет были обнаружены 8 несанкционированных свалок, расположенных в местах, указанных в акте проверки от 27 июля 2012 года. Размещение отходов на этих свалках осуществляется непосредственно в грунт в стихийном порядке, изгороди отсутствуют, доступ свободный, полигонами бытовых отходов эти участки местности не являются, разрешительные документы на складирование и утилизацию отходов отсутствуют.

Поскольку в обязанности органов местного самоуправления входит организация по сбору, вывозу бытовых отходов, что предусмотрено положениями статей 8 и 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые администрацией сельсовета не выполняются, то тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих в с.Туруханск, на благоприятную экологическую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

В этой связи прокурор просит, признав незаконным бездействие администрации Туруханского сельсовета, обязать этот орган ликвидировать следующие выявленные проверкой несанкционированные свалки бытовых отходов:

расположенную на расстоянии 20 метров от западной стены дома №34Г по ул.Лесной с.Туруханск в западном направлении размером 34х34 метра;

расположенную на расстоянии 300 метров от южной стены дома №34г по ул.Лесной с.Туруханск в южном направлении размером 6 метров протяженностью 306 метров;

расположенную на расстоянии 100 метров от дороги по направлению мкр. «Восточный» с.Туруханск -военная часть в восточном направлении размером 29х29 метров;

расположенную на расстоянии 100 метров от дороги по направлению мкр. «Восточный» с.Туруханск -военная часть в южном направлении размером 2х2 метра;

расположенную на расстоянии 200 метров от дома №54 по ул.60 лет Октября с.Туруханск размером 4х4 метра, на расстоянии 210 метров от того же дома размером 10х3 метра;

расположенную на расстоянии 200 метров от дороги ул.60 лет Октября с.Туруханск по направлению кладбище-д/с «Теремок» шириной 6 метров протяженностью 46 метров;

расположенную на расстоянии 200 метров от дороги ул.60 лет Октября с.Туруханск по направлению кладбище-д/с «Теремок» размерами 2х2 метра;

расположенную на расстоянии 300 метров от дороги ул.60 лет Октября с.Туруханск по направлению кладбище-д/с «Теремок» на участке сожженной постройки размером 3х3 метра,

с проведением последующей рекультивации нарушенного земельного участка.

В судебном заседании помощник прокурора Монахова О.В. требования заявления поддержала по изложенным выше основаниям.

Представитель администрации Туруханского сельсовета района по доверенности Минков В.В. в судебном заседании просил считать необоснованными требования прокурора, поскольку администрация сельсовета не бездействует в сфере регулирования отношений по сбору и вывозу бытовых отходов на территории с.Туруханск. На территории сельсовета приняты и действуют Правила благоустройства, утвержденные решением Туруханского сельского Совета депутатов №15-88 от 08.06.2007 г., в соответствии с которыми физические и юридические лица обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающей территории. На территории сельсовета запрещается накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах, и виновные в этом лица обязаны за свой счет проводить уборку и очистку данной территории, и при необходимости рекультивацию земельного участка. Однако по большей части это решение ни гражданами, ни юридическими лицами не исполняется. В свою очередь администрация сельсовета систематически проводит мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов на территории сельсовета посредством заключения договоров с КГКУ «Центр занятости населения Туруханского района» о совместной деятельности по организации временного трудоустройства безработных граждан. Так, в 2012 году сбором мусора занималось 90 привлеченных работников. Кроме того, на момент подачи прокурором заявлений в суд 6 из 8 отраженных в акте проверки от 27.07.2012 г. свалок убраны полностью, что подтверждается фотографиями с этих земельных участков. По ликвидации свалки, расположенной на расстоянии 300 метров от дома №34г по ул.Лесной с.Туруханск, Туруханским сельсоветом 26.07.2012 г. заключен договор с ООО «Транссервис» по очистке прибрежной территории с.Туруханск от металлических отходов, поскольку на данной свалке находятся в основном металлоконструкции. Договор заключен сроком на 3 года, поэтому выполнить в месячный срок требования прокурора по ликвидации этой свалки не представляется возможным. Учитывая изложенное, просят отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.

По смыслу статей 2, 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений статей 51-52 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов на почву запрещается.

    

В судебном заседании установлено, что при проведении 27 июля 2012 года прокурорской проверки на территории с.Туруханск было выявлено 8 несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, расположенных на следующих земельных участках:

на расстоянии 20 метров от западной стены дома №34Г по ул.Лесной с.Туруханск в западном направлении размером 34х34 метра;

на расстоянии 300 метров от южной стены дома №34г по ул.Лесной с.Туруханск в южном направлении размером 6 метров протяженностью 306 метров;

на расстоянии 100 метров от дороги по направлению мкр. «Восточный» с.Туруханск -военная часть в восточном направлении размером 29х29 метров;

на расстоянии 100 метров от дороги по направлению мкр. «Восточный» с.Туруханск -военная часть в южном направлении размером 2х2 метра;

на расстоянии 200 метров от дома №54 по ул.60 лет Октября с.Туруханск размером 4х4 метра, на расстоянии 210 метров от того же дома размером 10х3 метра;

на расстоянии 200 метров от дороги ул.60 лет Октября с.Туруханск по направлению кладбище-д/с «Теремок» шириной 6 метров протяженностью 46 метров;

на расстоянии 200 метров от дороги ул.60 лет Октября с.Туруханск по направлению кладбище-д/с «Теремок» размерами 2х2 метра;

на расстоянии 300 метров от дороги ул.60 лет Октября с.Туруханск по направлению кладбище-д/с «Теремок» на участке сожженной постройки размером 3х3 метра.

Актом проверки и приложенными к нему фотографиями зафиксировано, что размещение отходов (бытового и строительного мусора) осуществляется непосредственно в грунт в стихийном порядке.

Вхождение земельных участков, на которых размещены стихийные свалки, в состав территории Туруханского сельсовета, подтверждается Планом границ Туруханского сельсовета Туруханского района, утвержденным решением Туруханского сельского Совета депутатов от 18.11.2004 г.

Места нахождения свалок, их размеры представителем администрации сельсовета не оспариваются.

Доказательств, подтверждающих размещение свалок в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, администрацией сельсовета суду не представлено, что даёт суду основание сделать вывод о несанкционированном размещении отходов на рассматриваемых участках местности.

Вместе с тем, при разрешении заявленных требований суд учитывает и то, что после проведения прокурорской проверки администрацией сельсовета были приняты меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора со следующих участков: расположенному на расстоянии 100 метров от дороги по направлению мкр. «Восточный» - военная часть в южном направлении (свалка размером 2х2 метра), расположенному на расстоянии 200 метров от дома №54 по ул.60 лет Октября с.Туруханск (свалка размером 4х4 метра), расположенному на расстоянии 210 метров от того же дома (свалка размером 10х3 метра), расположенную на расстоянии 200 метров от дороги ул.60 лет Октября (свалка размером 2х2 метра). Изложенное подтверждается фотографиями с указанных земельных участков, поэтому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по ликвидации свалок с этих земельных участков.

В части остальных земельных участков, на которых расположены свалки бытовых отходов и мусора, принимая во внимание, что администрацией Туруханского сельсовета не представлено доказательств ликвидации этих свалок, суд считает необходимым принять решение о возложении на администрацию сельсовета обязанности не по ликвидации свалок, как заявлено прокурором, а обязанности по организации ликвидации этих свалок, поскольку в соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Оценивая доводы представителя администрации сельсовета о том, что ими заключен договор с ООО «Транссервис» на предмет уборки прибрежной территории с.Туруханск от металлических отходов, и это свидетельствует об отсутствии бездействия в части организации сбора и вывоза отходов, суд исходит из того, что заключение договора не освобождает администрацию Туруханского сельсовета от исполнения обязанностей по текущей организации сбора и вывоза отходов.

При таких обстоятельствах суд полагает установленным бездействие администрации Туруханского сельсовета, выразившееся в не принятии мер по организации работы по ликвидации свалок, и рассматривает это бездействие как незаконное, поскольку согласно действующего законодательства в области обращения с отходами именно на органах местного самоуправления лежит обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, возложение на администрацию Туруханского сельсовета района обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства в области обращения с отходами производства и потребления может быть обеспечено судебным решением.

При определении срока исполнения обязанности по организации ликвидации свалок, учитывая небольшие объемы отходов и мусора, расположенных на всех выявленных прокурором земельных участках, за исключением свалки размерами 6х306 метров, расположенной в южном направлении от дома №34г по ул.Лесной с.Туруханск, суд полагает реальным срок для исполнения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Что касается свалки, расположенной в южном направлении от дома №34г по ул.Лесной, принимая во внимание необходимость вывоза размещенных там металлических отходов сторонней организацией за пределы Туруханского района, то суд считает возможным определить срок для организации ликвидации этой свалки до 01.09.2013 года.

Руководствуясь ст. ст.194 – 198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Туруханского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Туруханского сельсовета в части надлежащего исполнения полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов.

Обязать администрацию Туруханского сельсовета в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию следующих несанкционированных свалок на территории муниципального образования Туруханский сельсовет:

расположенную на расстоянии 20 метров от западной стены дома №34Г по ул.Лесной с.Туруханск в западном направлении размером 34х34 метра;

расположенную на расстоянии 100 метров от дороги по направлению мкр. «Восточный» с.Туруханск -военная часть в восточном направлении размером 29х29 метров;

расположенную на расстоянии 200 метров от дороги ул.60 лет Октября с.Туруханск по направлению кладбище-д/с «Теремок» шириной 6 метров протяженностью 46 метров;

расположенную на расстоянии 300 метров от дороги ул.60 лет Октября с.Туруханск по направлению кладбище-д/с «Теремок» на участке сожженной постройки размером 3х3 метра,

с проведением последующей рекультивации нарушенных земельных участков.

Обязать администрацию Туруханского сельсовета в срок до 01.09.2013 года организовать ликвидацию несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 300 метров от южной стены дома №34г по ул.Лесной с.Туруханск в южном направлении размером 6 метров протяженностью 306 метров с проведением последующей рекультивации нарушенного земельного участка.

Требования прокурора в части возложения обязанности по ликвидации свалок, расположенных на расстоянии 100 метров от дороги по направлению мкр. «Восточный» - военная часть в южном направлении (свалка размером 2х2 метра), расположенной на расстоянии 200 метров от дома №54 по ул.60 лет Октября с.Туруханск (свалка размером 4х4 метра), расположенной на расстоянии 210 метров от того же дома (свалка размером 10х3 метра), расположенной на расстоянии 200 метров от дороги ул.60 лет Октября (свалка размером 2х2 метра) – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий Ю.В.Вениченко