возложение обязанности по совершению действий в части обеспечения доступности среды для инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2012 года с. Туруханск

Туруханский районный суд Красноярского края под председательством

судьи                         Асеевой Е.А.,

при секретаре Швец О.А.,

с участием:

помощника прокурора Туруханского района Шелковского М.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Туруханского района

о возложении обязанности по совершению действий в части обеспечения доступности среды для инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Туруханского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Туруханского района о возложении на ответчика обязанности по разработке и утверждению целевой программы обеспечения доступности среды для инвалидов. Свои требования мотивировал тем, что администрация Туруханского района своим бездействием нарушает федеральное законодательство о защите прав инвалидов. Отсутствие данной программы нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц – граждан с ограниченными физическими возможностями, предусмотренные статьями 13, 14, 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», поэтому прокурор просит обязать ответчика разработать и утвердить районную целевую программу «Доступная среда для инвалидов».

Представитель истца, помощник прокурора Шелковский О.М., в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по указанным в иске обстоятельствам. Пояснил суду, что действующие программы, разработанные ответчиком, разрешают вопросы фрагментарной помощи и реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Районная целевая программа «Доступная среда для инвалидов» в целом, необходима для комплексного решения проблем, связанных с инвалидностью, разрешит проблемы с ежегодным целевым ассигнованием в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов, определит приоритетные направления финансирования в рамках программы и др.

Представитель администрации Туруханского района, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на иск, с требованиями прокурора не согласился, не усматривая причинно-следственной связи между отсутствием районной целевой программы «Доступная среда для инвалидов» и нарушением прав инвалидов в Туруханском районе. Просил учесть, что на территории муниципального образования Туруханский район реализуются долгосрочные целевые программы как: «Старшее поколение Туруханского района на 2012-2014 годы», «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2012-2012 годы, которыми предусмотрены различные мероприятия, направленные на социальную защиту и поддержку граждан, в том числе и инвалидов. Просит в иске отказать.

Выслушав представителя истца, помощника прокурора Туруханского района Шелковского М.О., исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется специальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Из преамбулы Федерального закона РФ от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, является обеспечение инвалидов равными с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

По смыслу ст. 9 указанного Закона реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Согласно ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района.

По смыслу Положениям п. 2.3.10 Постановления Правительства Красноярского края от 20.11.2010 №572-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов» на 2011 – 2013 годы», субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на приобретение для муниципальных учреждений социального обслуживания и реабилитации инвалидов реабилитационного оборудования и специального транспорта с подъемным устройством для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, в том числе инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, может быть предоставлен из краевого бюджета только при наличии аналогичных целевых программ муниципальных образований Красноярского края, реализуемых за счет средств местных бюджетов.

Как следует из материалов дела, и ответчиком это не опровергается, что районная целевая программа «Доступная среда для инвалидов» не принята в муниципальном образовании Туруханский район.

Суд критически относится к доводам ответчика о том, что наличие и действие районных программ «Старшее поколение Туруханского района на 2012-2014 годы», «Социальная поддержка населения, находящегося в трудной жизненной ситуации» на 2012-2012 годы компенсирует необходимость и нуждаемость лицам с ограниченными возможностями в оказании материальной помощи, оплаты лечения, приобретения лекарств, оплата транспортных расходов, ремонт жилья и др.. Поскольку, по сути, по целям и задачам они не являются тождественными программе «Доступная среда для инвалидов» в которой комплексно приоритетными являются обеспечение комфортности во всех сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в соответствии требованиями ст.ст. 13, 14, 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов».

Суд учитывает, что при отсутствии указанной программы исключается и возможность получения бюджетом Туруханского района целевых субвенций из краевого бюджета, чем нарушаются законные права муниципального образования – Туруханский район, поскольку на бюджет района накладываются дополнительные расходы.

Доказательств, подтверждающих законность бездействия органа местного самоуправления в части не разработки и утверждения целевой программы «Доступная среда для инвалидов», администрацией района не представлено.

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ, долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются, местной администрацией муниципального образования, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Туруханского района удовлетворить.

Обязать Администрацию Туруханского района разработать и утвердить долгосрочную целевую программу «Доступная среда для инвалидов».

Установить срок исполнения решения до 20 декабря 2012 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца, со дня его вынесения, через суд, поставивший решение.

Председательствующая         Е.А. Асеева