возложение обязанности по совершению действий в части обеспечения доступности среды для инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 сентября 2012 года с. Туруханск

Туруханский районный суд Красноярского края в составе

председательствующей судьи                            Асеевой Е.А.,

при секретаре         Швец О.А.,

с участием:

помощника прокурора Туруханского района                     Шелковского М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по иску

прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казённому учреждению культуры «Туруханская межпоселенческая централизованная информационно-библиотечная система»,

Администрации Туруханского района

о возложении обязанности по совершению действий в части обеспечения доступности среды для инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Туруханского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МКУК «Туруханская межпоселенческая централизованная информационно-библиотечная система» и Администрации Туруханского района о возложении на ответчиков обязанности сформировать библиотечный фонд, пригодный для использования невидящими (слабовидящими) категориями граждан, в том числе издаваемого с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля, и возложении обязанности установить на входе в здание библиотеки, расположенного по адресу: с. Туруханск Туруханского района, ул. Геологическая, д. 1, пандус и поручни.

Помощник прокурора Шелковский М.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснив, что отсутствие пандуса и поручней на входе в библиотеку, делает невозможным посещения гражданами с ограниченными возможностями библиотеку. Отсутствие библиотечного фонда для слабовидящих (невидящих) граждан нарушает их права на приобщение к культуре, науке.

Представители ответчиков Администрации Туруханского района и МКУК «Туруханская межпоселенческая централизованная информационно-библиотечная система» в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежащим образом, о чём свидетельствуют расписки. В отзыве на иск, ответчики против удовлетворения исковых требований в части установления пандуса и поручней на входе в здании библиотеки не возражали В части возложении обязанности по формированию библиотечного фонда для инвалидов по зрению с исковыми требованиями истца не согласились, ссылаясь на то, что сформирован фонд звуковой художественной и отраслевой литературы на различных носителях (магнитофонных кассетах, CD). Кроме того, заключен договор с КГАУК «Государственной универсальной научной библиотекой Красноярского края» о приеме заказов, доставке документов во временное пользование, заказаны издания рельефно-точечного шрифта Брайля.

        Суд определил рассмотреть иск в отсутствие ответчиков, надлежащим образом уведомленных о дне и времени рассмотрения дела.

Выслушав представителя истца Шелковского М.О., исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется специальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Из материалов дела следует, что в собственности муниципального образования Туруханский район находится нежилое помещение по адресу: с. Туруханск Туруханского района, ул. Геологическая, д. 3, в котором расположено помещение МКУК «Туруханская межпоселенческая централизованная информационно-библиотечная система».

Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, для входа в помещение библиотеки необходимо преодолеть лестницу, пандусом, которая не оборудована, что свидетельствует о недоступности входа в библиотеку для инвалидов-колясочников и маломобильных групп населения, и соответственно, является нарушением положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также положений СНиП 35-01-2001.

Суд учитывает, что публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений. Соответственно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Следовательно, обязанность по возведению пандуса должна быть возложена на Администрацию Туруханского района, поскольку рассматриваемое здание является муниципальной собственностью.

Ответчиком – Администраций Туруханского района не оспаривается, что вход в библиотеку в настоящее время не в полной мере отвечает требованиям беспрепятственного доступа инвалидов.

Доказательств, подтверждающих законность бездействия органа местного самоуправления в части не проведения работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к библиотеке, администрацией района не представлено.

При разрешении исковых требований об обязании ответчиков сформировать библиотечный фонд для невидящей (слабовидящей) категории граждан, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 14 ФЗ РФ Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской Федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек - расходным обязательством органа местного самоуправления.

В силу статьи 14 ФЗ РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения, в частности, относятся организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Согласно ст. 8 ФЗ РФ "О библиотечном деле" слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Муниципальное казённое учреждение культуры «Туруханская межпоселенческая централизованная информационно-библиотечная система» согласно Уставу создано в целях обеспечения библиотечного обслуживания населения с учетом потребностей и интересов различных социально-возрастных групп.

В соответствии с п. 1.4 Устава МКУК «ТМЦИБС» его учредителем является Администрация муниципального образования Туруханский район.

Уставом МКУК «Туруханская межпоселенческая централизованная информационно-библиотечная система», утверждённым Постановлением Администрации Туруханского района № 171-п от 14 февраля 2011 года, полномочия по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек района переданы в полномочия учреждения (п. 2.3., п. 3.6 вышеназванного Устава).

С учетом требований закона и положений Устава МКУК «ТМЦИБС» учреждение должно быть обеспечено периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для населения, в том числе для инвалидов по зрению. Анализируя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по формированию библиотечного фонда для использования инвалидами должна исполняться и Администрацией района.

Суд принимает во внимание, что ответчиками приняты меры по формированию библиотечного фонда для невидящей (слабовидящей) категории граждан – сформирован фонд звуковой художественной и отраслевой литературы на магнитофонных носителях и CD-MP3 дисках, имеются технические средства для прослушивания данной литературы, заключены договоры об обслуживании по межбиблиотечному абонементу, доставке документов, поставку литературы, заказаны издания рельефно-точечного шрифта Брайля.

Вместе с тем, суд учитывает, что на момент обращения истца с заявлением о нарушении прав невидящих (слабовидящих) граждан, данная категория граждан не обеспечена литературными изданиями рельефно-точечного шрифта Брайля, чем были нарушены права на своевременное получение меры государственной социальной поддержки, гарантированные положениями федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», и поэтому суд считает необходимым исковые требования прокурора в этой части удовлетворить.

Руководствуясь статьями 194 - 198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Туруханского района удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Туруханского района:

- установить пандус и поручни на входе в здание библиотеки, расположенное по адресу с. Туруханск Туруханского района, ул. Геологическая, д. 3.

Обязать Администрацию Туруханского района и Муниципальное казённое учреждение культуры «Туруханская межпоселенческая централизованная информационно-библиотечная система

- сформировать библиотечный фонд, пригодный для использования невидящими (слабовидящими) категориями граждан, в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.

В удовлетворении исковых требований к Муниципальному казённому учреждению культуры «Туруханская межпоселенческая централизованная информационно-библиотечная система» в части обязать установить пандус и поручни на входе в здание библиотеки - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения, через суд, поставивший решение.

Председательствующая                     Е.А. Асеева