Именем Российской Федерации 23 августа 2011 года с. Летняя Ставка Туркменский районный суд Ставропольского края Российской Федерации В составе: судьи Яроцкого А.Д.. при секретаре Миненко В.А., с участием: и.о. прокурора Туркменского района Мануйлова А.И., представителя заинтересованного лица администрации Новокучерлинского сельсовета , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Туркменского района о признании неправомерными действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации граждан по месту жительства УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора Туркменского района обратился в суд с заявлением о признании неправомерным действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации в котором указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов. Согласно информации предоставленной администрацией Новокучерлинского сельского совета регистрация граждан, проживающих на производственных объектах СХП «<данные изъяты>» (животноводческих точках), производилась в ДД.ММ.ГГГГ году в целях проведения Всероссийской переписи населения и подготовки к выборам. По данным Туркменского отдела Управления Росреестра по СК данное помещение является нежилым помещением. В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее Закон № 5242-1) и п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (далее Правила), гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства принять меры по регистрации. При этом понятие «места жительства» дано в статье 2 Закона № 5242-1«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которого местом жительства является место жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, в котором допускается регистрация по месту жительства, под которое постройки, расположенные по адресу: по адресу: <адрес> и <адрес>, не подпадают. Основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства закреплены в Законе № 5242-1. Согласно ст. 6 данного Федерального закона граждане должны обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Однако, как показали результаты проверки, регистрация указанных граждан на животноводческих точках СХП «<данные изъяты>», производилась без получения установленных федеральным законодательством документов. Кроме того, по результатам проведенной в апреле 2011 года прокуратурой района проверки главе администрации Новокучерлинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений требований законодательства при регистрации и снятии граждан Российской Федерации. Результаты проверки показали, что администрацией не принято исчерпывающих мер направленных на устранение ранее выявленных нарушений закона. В соответствии со ст. 7 Закона № 5242-1, а также и.п. «ж» п.31 Правил, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, основанием служит для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации на основании вступившего в законную силу решение суда. В силу части ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поэтому просит суд признать неправомерными действия должностных лиц администрации Новокучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края при решении вопроса о регистрации Магомедов Б., , , , , , , , , , , Османовой У., , , , по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Новокучерлин-ского сельсовета <адрес> снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> Магомедов Б., , , , , , , , , , , Османовой У., , , , . В судебном заседании и.о. прокурора Туркменского района Мануйлов А.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Магомедов Б., , , , , Омарова А.М., , , , , , Уздият, , , , зарегистрированы в нежилом помещении, что является нарушением установленного законом порядка регистрации граждан. Представитель заинтересованного лица администрации Новокучерлинского сельсовета Туркменского района Луценко А.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что люди были прописаны и зарегистрированы по указанным адресам по просьбе существующего ранее совхоза «Степной Маяк». Затем по этим же адресам регистрировались дети и другие родственники этих граждан. Администрация понимает, что регистрация граждан в кошарах неправильна и поэтому они признают иск прокурора. Третьи лица , , и в судебном заседании пояснили, что они более двадцати лет проживают в домах при кошарах, куда их поселили для работы в совхозе. Эти дома им предоставили для проживания. В настоящее время они арендуют эти дома как жилые. Они также все вместе прописаны в этих домах. Они все проживают на разных кошарах и в разных домах, но адрес у них один. Просят отказать в удовлетворении заявления прокурора. Третьи лица Магомедов Б., , , , , , , , , , , , в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее уведомление, поэтому суд считает возможным рассмотреть заявление прокурора в отсутствие указанных лиц. Суд, выслушав участвующих лиц и исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. В Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года № 677, а затем в Постановлении Правительства РФ от 17.07. 1995г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями от 14.08. 2002г.), закреплены правила прописки граждан, действующие на момент регистрации Магомедов Б., , , , , , , , , , , Уздият, , , , по адресу: <адрес>, <адрес>. Согласно нормативно-правовым актам 1974 года, 1982 года, 1986 года и 1995 года, прописка и регистрация по месту пребывания производилась только в жилые помещения. В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РСФСР (далее ЖК РСФСР), находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Ранее действующей ст. 5 ЖК РСФСР предусматривал включение в состав жилищного фонда жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащих колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд жилых домов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилых домов и квартир, находящихся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включались также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применялись правила, установленные для общественного жилищного фонда. Постановлением от 28 августа 1974 г. № 678 «О некоторых правилах прописки граждан» (в ред. Постановлений Совмина СССР от 18.03.1985 № 241, от 26.02.1986 № 271, от 28.08.1986 № 1029, от 08.09.1990 № 907) устанавливались правила прописки только в жилых помещениях. Согласно ст. 51 Жилищного Кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. Согласно статьи 7 ЖК РСФСР (действующего до 01 марта 2005 года) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан. Согласно п.7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. № 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» (в ред. - Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90 № 14) под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке. Согласно адресным справкам отделения № 5 МРО УФМС России по Ставропольскому краю в г. Светлограде: , , Османовой У., , , , , , , Уздият, , , , зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, Магомедов Б., , зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Из материалов дела известно, и это не оспаривается сторонами, что в администрации муниципального образования Новокучерлинского сельсовета имеются похозяйственные книги, содержащие сведения о регистрации граждан по месту жительства на территории данного муниципального образования, регистрация производилась работниками администрации. Помещения, где значатся зарегистрированными Магомедов Б., , , , , , , , , , , , , , , не подпадают под статус жилого помещения, и поэтому регистрация Магомедов Б., , , , , , , , , , , , , , , по адресу: <адрес>, <адрес>, по адресу: <адрес>, не подпадают под статус жилого помещения, поэтому регистрация указанных граждан по указанным адресам не является правомерной, также в силу того, что, улицы с названием <адрес> в поселке Новокучерлинский и в поселке Ясный, а также <адрес> не существует, что следует из ответа администрации Новокучерлинского сельсовета. Из указанного следует, что адресов, по которым граждане зарегистрированы, фактически не имеется. Помещения, в которых зарегистрированы граждане, являются производственными нежилыми помещениями, расположенные вне населенных пунктов и предназначены для выращивания и содержания скота с прилегающими помещениями, предназначенными для обслуживающего персонала. Доказательств иного суду не представлено. Кроме того, граждане, указанные в заявлении пользовались кашарами и домами животноводов по воле работодателя – совхоза, а позже СПК «Степной Маяк» и их пользование этим недвижимым имуществом – кошарами и домами животноводов, было обусловлено наличием трудовых отношений между гражданином и работодателем и это недвижимое имущество – кошары и дома животноводов находятся в пользовании граждан для возможности осуществления трудовых отношений. Также суд считает необходимым указать, что само по себе проживание Магомедов Б., , , , , , , , , , , , , , , равно как и иных граждан в <адрес> и <адрес>, в <адрес>, а фактически на кошарах вне населенных пунктов, а при отсутствии в реальности указанного адреса, не является основанием для регистрации граждан по этому адресу и по их месту жительства, так как не имеется документов подтверждающих наличие по указанному адресу жилого помещения. Доказательств иного суду не представлено. Проживание граждан в приспособленных для этого помещениях не позволяет сделать выводы о наличии именно жилого помещения, в котором возможна регистрация граждан по месту их проживания. Поэтому не являются законными действия должностного лица администрации Новокучерлинского сельсовета <адрес> при производстве регистрации Магомедов Б. Бахти, , , , , , , , , , , Уздият, , , по адресу: <адрес>, <адрес>, по адресу: <адрес>. Это подтверждается указанными выше документами, и адресными справками из отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> об учетных данных отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес>. Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Согласно абзаца 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз (в редакции от 04.03. 2005 г.)» О мерах по пресечению незаконной миграции в <адрес>» под органами регистрационного учета понимаются органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где отсутствуют органы внутренних дел, - органы местного самоуправления, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства. По общему правилу ст.ст. 3, 4 ГПК РФ организации и граждане в силу вправе обращаться за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. Представленное заявление затрагивает интересы и законные права заявителей, и они являются нарушенными в связи с незаконной регистрацией в нежилых помещениях Магомедов Б., , , , , , , , , , , , , , , . Регистрация граждан стала возможна в результате неправомерных действий должностных лиц администрации Новокучерлинского сельсовета <адрес>. При этом суд учитывает требования п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по <адрес>, утвержденного Приказом ФМС России № от ДД.ММ.ГГГГ разъясняющей, что одной из основных задач УФМС по СК является осуществление регистрационного учета граждан РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ. Незаконность производства регистрации должностным лицом муниципального органа нашла свое подтверждение в судебном заседании, в силу чего имеются основания для удовлетворения заявления и. о. прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации. Требование заявителя суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать неправомерными действия должностных лиц администрации Новокучерлинского сельсовета <адрес> при решении вопроса о регистрации Магомедов Б. Бахти, , , , , , , , , , , Уздият, , , по адресу: <адрес> <адрес>, по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Новокучерлинского сельсовета Туркменского района Ставропольского края устранить допущенное нарушение и снять с регистрационного учета Магомедов Б. Бахти, , , , , , , , , , , Уздият, , , , зарегистрированных по адресу: <адрес>, <адрес> зарегистрированного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Туркменский районный суд в течение десяти дней. Судья А.Д. Яроцкий