Решение по делу № 2-450/11 по заявлению прокурора Туркменского район в интересах РФ о признании неправомерными действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации Иманалиевых.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2011 года с. Летняя Ставка

Туркменский районный суд

Ставропольского края Российской Федерации

В составе:

судьи Иванова А.В.,

при секретаре Рештук Т.В.,

с участием:

заместителя прокурора Туркменского района – Мануйлова А.И.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Туркменского района в интересах Российской Федерации к администрации Красноманычского сельсовета Туркменского района «о признании неправомерными действий должностных лиц при решения вопроса о регистрации»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Туркменского района, действующий в интересах Российской Федерации обратился в Туркменский районный суд с заявление к администрации Красноманычского сельсовета Туркменского района «о признании неправомерными действий должностных лиц при решения вопроса о регистрации».

В заявлении прокурор указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов. Согласно данным отделения УФМС России по <адрес> в <адрес> Петровский филиал , , Нарижат, , , , , , зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> . Согласно информации предоставленной администрацией Красноманычского сельского совета регистрация гражданин, проживающих на производственных объектах СПК «Красный Маныч» (животноводческих точках), производилась в 2002 году в целях проведения Всероссийской переписи населения и подготовки к выборам. По данным Туркменского отдела Управления Росреестра по СК данное помещение является нежилым помещением. В соответствии со ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, но месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства принять меры по регистрации. При этом понятие «места жительства» дано в статье 2 Закона , согласно которому местом жительства является - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Таким образом, в законе дано точное определение жилого помещения, в котором допускается регистрация по месту жительства, под которое постройка, расположенная по адресу: <адрес> не подпадает. Основополагающие правила регистрации граждан по месту жительства закреплены в Законе . Согласно ст. 6 данного федерального закона граждане должны обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Однако как показали результаты проверки регистрация указанных граждан по месту жительства на животноводческих точках СПК «Красный Маныч», производилась без получения установленных федеральным законодательством документов. Кроме того, по результатам проведенной в апреле 2011 года прокуратурой района проверки, главе администрации Красноманычского сельсовета внесено представление об устранении нарушений требований законодательства при регистрации и снятии граждан Российской Федерации. Однако результаты проверки показали, что администрацией не принято исчерпывающих мер направленных на устранение ранее выявленных нарушений закона. В соответствии со ст. 7 Закона , а также п.п. «ж» п. 31 правил, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета, основанием для этого служит для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решение суда. В силу части 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного и в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.061993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор <адрес>: 1. Признать неправомерными действия должностных лиц администрации Красноманычского сельсовета <адрес> при решении вопроса о регистрации по месту жительства , , Нарижат, , , , , , по адресу: <адрес> . 2. Обязать администрацию Красноманычского сельсовета <адрес> снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> , , Нарижат, , , , , , .

Третьи лица , Нарижат, , , , , в судебное заседание не явились, были надлежащим образом уведомлены о месте, дате и времени судебного разбирательства.

Согласно рапорту начальника ОУПДС Туркменского отдела УФССП России ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, и в настоящее время выехали за пределы <адрес> к постоянному месту жительства и на территории Красноманычского сельсовета не проживают.

Заместитель прокурора <адрес> и представитель заинтересованного лица считают возможным рассмотреть гражданское дело без участия третьих лиц.

Суд считает, что отсутствие третьих лиц надлежащим образом уведомленных о месте, дате и времени судебного заседания не является препятствием для рассмотрения дела.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> полностью поддержал требования указанные в заявлении и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации Красноманычского сельсовета в судебном заседании, с удовлетворением требований прокурора <адрес> согласился. Также он пояснил, что в соответствии с данными похозяйственных книг жилые помещения по адресу: <адрес> не значатся. В целях проведения Всероссийской переписи населения 2002 года и подготовки к выборам (внедрением федеральной автоматизированной информационной системы ГАС «Выборы»), граждане, проживавшие на производственных объектах (в домиках животновода) СПК «Красный Маныч» были зарегистрированы на <адрес>, 2, 3, по принципу прилегания животноводческой точки к производственному участку хозяйства: ферма (<адрес>), ферма (<адрес>), ферма (<адрес>). Документы, послужившие основанием для регистрации граждан на <адрес> сельсовета отсутствуют. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления Красноманычского сельсовета об образовании улиц Животноводческая не принимались.

Согласно адресной справке формы А выданной ДД.ММ.ГГГГ, отделением МРО УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> .

Согласно адресной справке формы А выданной ДД.ММ.ГГГГ, отделением МРО УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> .

Согласно адресной справке формы А выданной ДД.ММ.ГГГГ, отделением МРО УФМС России по <адрес> Нарижат ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> .

Согласно адресной справке формы А выданной ДД.ММ.ГГГГ, отделением МРО УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> .

Согласно адресной справке формы А выданной ДД.ММ.ГГГГ, отделением МРО УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> .

Согласно адресной справке формы А выданной ДД.ММ.ГГГГ, отделением МРО УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> .

Согласно адресной справке формы А выданной ДД.ММ.ГГГГ, отделением МРО УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> .

Согласно адресной справке формы А выданной ДД.ММ.ГГГГ, отделением МРО УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> .

Согласно адресной справке формы А выданной ДД.ММ.ГГГГ, отделением МРО УФМС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес> .

Согласно ответу администрации Красноманычского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с данными похозяйственных книг жилые помещения по адресу: <адрес> не значатся. В целях проведения Всероссийской переписи населения 2002 года и подготовки к выборам (внедрением федеральной автоматизированной информационной системы ГАС «Выборы»), граждане, проживавшие на производственных объектах (в домиках животновода) СПК «Красный Маныч» были зарегистрированы на <адрес>, 2, 3, по принципу прилегания животноводческой точки к производственному участку хозяйства: ферма (<адрес>), ферма (<адрес>), ферма (<адрес>). Документы, послужившие основанием для регистрации граждан на <адрес> сельсовета отсутствуют. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления Красноманычского сельсовета об образовании улиц Животноводческая не принимались.

Судом установлены следующие обстоятельства: , , Нарижат, , , , , , зарегистрированы по адресу: <адрес> . Фактически они проживают в животноводческом доме на животноводческой точке принадлежащей СПК «Красный Маныч» данное помещение является нежилым и регистрация граждан в нем произведена быть не может. Улиц Животноводческая , , фактически в <адрес> не существует. Регистрации по указанным вымышленным адресам производилась работниками администрации Красноманычского сельсовета для проведения переписи населения.

Заслушав заместителя прокурора <адрес>, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования.

В Положении о паспортной системе в СССР, утвержденном постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ , а затем в Постановлении Правительства РФ от 17.07. 1995г. « Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изменениями от 14.08. 2002г.), закреплены правила прописки граждан, действующие на момент регистрации , , Нарижат, , , , , , .

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 678 «О некоторых правилах прописки граждан» (в ред. Постановлений Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 241, от ДД.ММ.ГГГГ N 271, от ДД.ММ.ГГГГ N 1029, от ДД.ММ.ГГГГ N 907) устанавливались правила прописки только в жилых помещениях.

Согласно п.7 постановления Пленума Верховного Суда СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О практике применения жилищного законодательства» (в ред. - Постановления Пленума Верховного Суда СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 14) под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке.

Согласно статье 7 ЖК РСФСР (действующего до ДД.ММ.ГГГГ) (Назначение жилых домов и жилых помещений) жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан.

Ранее действующей ст. 5 ЖК РСФСР предусматривалось включение в состав жилищного фонда жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилых домов и жилых помещений в других строениях, принадлежащих колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд, жилых домов, принадлежащих жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно­-строительных кооперативов); жилых домов и квартир, находящихся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включались также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применялись правила, установленные для общественного жилищного фонда.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Статьей установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Статья 2 указанного Федерального закона предусматривает, что под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 данного Закона граждане при обращении к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, при этом предъявляют паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Таким образом, как ранее действующим законодательством, так и законодательством, действующим на момент рассмотрения дела предусматривалось, что прописка, а затем и регистрация по месту жительства осуществлялись и осуществляются только в жилых помещениях.

Действия должностного лица администрации муниципального образования администрации Красноманычского сельсовета <адрес> при производстве регистрации , , Нарижат, , , , , , по адресу <адрес> являются незаконными, что подтверждается выпиской из похозяйственных книг администрации муниципального образования Красноманычского сельсовета <адрес>, адресными справками из отделения МРО УФМС России по <адрес> в <адрес> об учетных данных отдела адресно – справочной работы УФМС России по <адрес>.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно абзацу 4 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – кз (в ред. от 04.03. 2005 г.) «О мерах по пресечению незаконной миграции в <адрес>» органами регистрационного учета – понимаются органы внутренних дел, а в населенных пунктах, где отсутствуют органы внутренних дел, - органы местного самоуправления, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту жительства.

Учитывая требования п. 4.2 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по <адрес>, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ разъясняющей, что одной из основных задач УФМС по СК является осуществление регистрационного учета граждан РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ.

Незаконность производства регистрации должностным лицом муниципального органа нашла свое подтверждение, в силу чего имеются основания считать права заявителя – прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской федерации нарушенными, требование заявителя суд признает основанным на действующем законодательстве.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 254,258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать неправомерными действия должностных лиц администрации Красноманычского сельсовета <адрес> при решении вопроса о регистрации по месту жительства , , Нарижат, , , , , , по адресу: <адрес> .

Обязать администрацию муниципального образования Красноманычского сельсовета <адрес> снять с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> , , Нарижат, , , , , , .

Настоящее решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Туркменский районный суд в течение 10 дней с момента провозглашения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись.

Копия верна. Судья А.В. Иванов