приговор от 09.08.2011г. в отношении Черепанова И.А. по ст. 30 ч.3-105 ч.1 УК РФ



Дело № 1-117/2011

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 августа 2011года г.Туринск

Туринский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Радченко Е.Ю.,

при секретаре Урвановой Л.А.,

с участием государственного обвинителя помощника прокурора Туринского района Насыкова И.Г.,

потерпевшего Д.,

подсудимого Черепанова И.А.,

защитника адвоката Зорникова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению

Черепанова И.А., <данные изъяты>, юридически не судимого,

в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ, исследовав доказательства,

УСТАНОВИЛ

Черепанов И.А. совершил покушение на причинение смерти другому человеку. Преступление совершено им в Туринском районе Свердловской области при следующих обстоятельствах.

Так, ****** в период с 18 часов 00 минут до 19 часов 20 минут Черепанов И.А., будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь на территории машинотракторной мастерской <адрес>, действуя умышленно,, нанес не менее двух ударов деревянной палкой по телу и голове Д.. После чего, осуществляя преступный умысел на причинение смерти Д., Черепанов И.А. затащил потерпевшего в сторожевое помещение, расположенное на территории автогаража <адрес>, где нанес Д. множественные удары ногами по телу, а также не менее трех ударов топором в область головы, которые от того, что потерпевший Д. уклонялся, пришлись в область верхней части туловища Д.. После этого Черепанов И.А., высказывая угрозу причинить смерть топором потерпевшему, попытался нанести Д. очередной удар топором в область головы. При этом Д., защищаясь, схватил руками топорище и стал его удерживать. Забежавший в этот момент в сторожевое помещение Р. оттащил Черепанова И.А. в сторону. В связи с активным сопротивлением потерпевшего Д., выразившемся в уклонении от ударов топором и удержании руками ручки топора, которым Черепанов попытался нанести очередной удар в область головы, а также в связи с пресечением преступных действий Черепанова Р., умысел на убийство Д. не было доведен Черепановым И.А. до конца по независящим от него обстоятельствам. Вследствие умышленных действий Черепанова И.А. потерпевшему Д. были причинены телесные повреждения в виде:

<данные изъяты>

Гражданский иск не заявлен.

Вину в предъявленном обвинении Черепанов И.А. не признал, <данные изъяты>

Исследовав доказательства, представленные в ходе судебного разбирательства сторонами обвинения и защиты, заслушав доводы стороны обвинения и защиты, дав им оценку, суд приходит к следующему выводу.

Вина Черепанова И.А. в совершении покушения на причинение смерти другому человеку при обстоятельствах, изложенных в описательной части приговора, подтверждается следующими доказательствами:

-показаниями подсудимого Черепанова И.А., <данные изъяты>

-показаниями потерпевшего Д., <данные изъяты>

-показаниями свидетеля Р., <данные изъяты>

-заключением судебно-медицинской экспертизы, <данные изъяты> ;

-протоколом осмотра места происшествия, <данные изъяты>;

-протоколом осмотра места происшествия, <данные изъяты>;

-протоколом осмотра места происшествия, <данные изъяты>;

-протоколом осмотра вещественных доказательств <данные изъяты> ;

-заключением судебно-биологической экспертизы, <данные изъяты>.

<данные изъяты>.

Так, свидетель Т. в судебном заседании пояснила, <данные изъяты>.

В ходе судебного разбирательства сторона защиты просила оправдать Черепанова И.А. в предъявленном обвинении по покушению на убийство Д., в виду отсутствия достаточных доказательств, подтверждающих наличие вины в действиях подсудимого. При этом в обоснование своих доводов подсудимый Черепанов И.А. сослался на то, что у Р. и Д. имелся умысел на его увольнение, а также на то обстоятельство, что телесные повреждения Д. в виде рубленой раны в области шеи причинил Р., когда выхватил топор из рук подсудимого. Кроме того, подсудимый Черепанов И.А. указал на то, что часть пятен крови на его одежде принадлежит ему, поскольку у него текла кровь из раны, образовавшейся на месте выбитого зуба, поскольку у него и потерпевшего кровь одной и той же группы. Как пояснил Черепанов И.А. в ходе осмотра вещественных доказательств, в момент изъятия его вещей пятен крови на них было меньше.

Обосновывая свою позицию относительно оправдания Черепанова И.А., защитник Зорников М.В. просил не учитывать в качестве доказательств противоречивые, на его взгляд, показания потерпевшего Д. в ходе следствия и в суде. По мнению защитника, в ходе следствия и судебного разбирательства не было установлено наличие у подсудимого оснований для причинения смерти потерпевшему, не были установлены в ходе предварительного следствия и в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства дела. При этом защитник сослался на последовательные показания подсудимого на следствии и в ходе судебного разбирательства, которые, по мнению защитника, подтверждаются показаниями свидетеля защиты Т. и заключением судебно-медицинской экспертизы о наличии у Черепанова И.А. телесных повреждений.

Однако совокупность исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств позволяет суду сделать однозначный вывод о виновности Черепанова И.А. в совершении покушения на убийство Д.. У суда нет оснований не доверять показаниям потерпевшего Д. и свидетеля Р. об обстоятельствах совершенного преступления, поскольку их показания последовательны, и совпадают с другими доказательствами по делу, в том числе, с протоколами очных ставок с подсудимым Черепановым И.А., на которых потерпевший Д. /л.д. 107/ и свидетель Р. /л.д. 126/ дали аналогичные показания, что и в ходе судебного разбирательства. То обстоятельство, что в соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы /л.д. 60-61/, у Черепанова И.А. установлены ссадины лица, спины и области право локтя, «травматическое удаление» третьего нижнего зуба, которые не расцениваются как вред здоровью, не влияют на оценку деяний Черепанова И.А. в отношении потерпевшего Д.. Суд признает установленным, что у Черепанова И.А. до возвращения в сторожевое помещение свидетеля Р. отсутствовали телесные повреждения, поскольку Д. не имел возможности и оснований нанести какие-либо удары подсудимому из-за внезапности его нападения и применения палки и топора. В соответствии с материалами уголовного дела материалы о причинении Черепанову И.А. телесных повреждений направлены следователем для производства проверки о наличии в действиях Р. состава преступления. Эти обстоятельства совпадают с показаниями потерпевшего Д. о применении Рычковым активных действий по пресечению нападения на него со стороны Черепанова И.В..

Не находит суд основанными на оценке представленных доказательств и утверждения Черепанова И.А. о том, что капли крови на его одежде принадлежат только ему, поскольку у него был выбит зуб, а также о том, что на его одежде было меньше пятен крови, чем представлено на экспертизу. Как установлено из заключение эксперта, телесные повреждения Черепанова И.А. могли сопровождаться незначительным наружным кровотечением, в то время, как телесные повреждения потерпевшего и установленные обстоятельства их причинения Черепановым Д. подтверждают выводы суда, что на верхней одежде подсудимого Черепанова обнаружены многочисленные капли крови, принадлежащей Д., которая попала на одежду подсудимого в момент нападения на потерпевшего с целью причинения ему смерти.

О наличии у подсудимого Черепанова И.А. умысла именно на причинение смерти потерпевшему Д. свидетельствует интенсивность нападения подсудимого, в применении подсудимым для достижения цели предметов, в частности, топора, характер действий Черепанова И.А., который наносил неоднократные удары лезвием топора в область головы и верхней части туловища потерпевшего, сопровождая свои действия словесными угрозами причинения смерти. О направленности умысла на убийство потерпевшего в действиях подсудимого также свидетельствуют и тяжесть причиненных Д. телесных повреждений, в том числе, относящихся к тяжкому вреду здоровью, опасному для жизни в момент образования. Действия подсудимого Черепанова И.А. подлежат квалификации как неоконченное преступление в виде покушения на убийство, поскольку преступный умысел на причинение смерти Д. подсудимый не смог довести до конца по независящим от него причинам, так как этому воспрепятствовали как активная оборона самого потерпевшего, так и оказание своевременной помощи в пресечении преступных действий Черепанова И.А. подоспевшим на место совершения преступления свидетеля Р..

Таким образом, суд находит вину Черепанова И.А. установленной, квалификацию его действий по ст.ст.30 ч.3- 105 ч.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть покушение на убийство, то есть покушение на причинение смерти другому человеку, правильной.

При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного преступления, тяжесть содеянного, общественную опасность совершенного подсудимым преступления, которое относится к особо тяжким преступлениям. Учитывает суд и то, что Черепанов И.А. совершил не оконченное преступление, юридически не судим, учитывает суд и последствия совершенного преступления для здоровья потерпевшего, его мнение относительно назначения наказания.

Суд не устанавливает наличие обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание подсудимого Черепанова И.А..

Решая вопрос о виде и мере наказания, с учетом тяжести содеянного и обстоятельств совершения преступления и отсутствия оснований для применения требований ст.64, 73 Уголовного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о назначении Черепанову И.А. наказания в виде лишения свободы, поскольку только данный вид наказания соответствует характеру и тяжести содеянного. В то же время требования ст.66 Уголовного кодекса Российской Федерации, положительные характеризующие данные подсудимого, наличие у него <данные изъяты>, мнение потерпевшего позволяет суду избрать размер наказания в виде лишения свободы. Решая вопрос о назначении дополнительного наказания в виде ограничения свободы, с учетом обстоятельств совершенного преступления, характеризующих данных подсудимого и отсутствия смягчающих наказание обстоятельств суд назначает Черепанову И.А. дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

В силу требований ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации суд не находит оснований для освобождения Черепанова И.А. от взыскания процессуальных издержек по уголовному делу в виде оплаты услуг защитника на стадии предварительного следствия и взыскивает с осужденного Черепанова И.А. процессуальные издержки в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.307-309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПРИГОВОРИЛ

Признать Черепанова И.А. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.ст.30 ч.3- 105 ч.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и назначить наказание в виде семи лет лишения свободы с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на один год с установлением следующих ограничений после отбытия основного наказания : не менять постоянного места жительства по адресу: <адрес> без согласия специализированного государственного органа, не выезжать за пределы территории Туринского городского округа.

Меру пресечения Черепанову И.А. изменить на заключение под стражу до вступления в законную силу, заключить Черепанова И.А. под стражу в зале суда. Срок отбытия наказания Черепанову И.А. исчислять со дня заключения под стражу, то есть с 9 августа 2011 года.

Вещественные доказательства по уголовному делу: <данные изъяты>-уничтожить.

Взыскать с Черепанова И.А. в пользу федерального бюджета процессуальные издержки в размере <данные изъяты>.

Приговор может быть обжалован в течение 10 суток в Свердловский областной суд со дня его провозглашения, а осужденному, содержащемуся под стражей, в тот же срок, со дня получения копии приговора через канцелярию Туринского районного суда. Разъяснить осужденному его право на участие в суде кассационной инстанции во время рассмотрения кассационной жалобы или представления и право на участие защитника по назначению или по соглашению по заявлению осужденного в суде кассационной инстанции.

Председательствующий Е.Ю. Радченко