РЕШЕНИЕ 2-86\2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 мая 2011 года г. Туринск Туринский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Радченко Е.Ю., при секретаре Гобовой М.И., с участием и.о.заместителя прокурора Туринского района Абдрахимова Д.Ж., представителя ответчика Неймышевой О.А., действующей на основании доверенности № от ******, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Туринского района в интересах Т. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Туринского городского округа о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по заключению договора социального найма на предоставленное жилое помещение, УСТАНОВИЛ Прокурор Туринского района обратился в Туринский районный суд с иском интересах Т. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Туринского городского округа о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по заключению договора социального найма с Т. на предоставленное жилое помещение. В судебном заседании прокурор Абдрахимов Д.Ж. исковые требования поддержал, пояснив, что Т. имеет статус сироты, соответственно, должна после наступления совершеннолетии быть обеспечена благоустроенным жилым помещением в <адрес> не ниже установленных социальных норм. Поскольку данная обязанность по предоставлению жилого помещения не была исполнена соответчиками, Абдрахимов Д.Ж. просит удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме. Т. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования, поскольку закрепленное за ней жилое помещение по адресу: <адрес> было изначально не пригодно для проживания. После окончания ГОУ НПО СО «Туринское профессиональное училище» в июне 2008 года она не смогла проживать по адресу регистрации, поскольку дом был признан аварийным еще в 2003 году и все жильцы из него выехали. Сначала она снимала жилье, затем ей была предоставлена комната в общежитии во временном жилом фонде. В настоящее время она является матерью одиночкой, другого жилого помещения не имеет. Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрении гражданского дела в судебное заседание не явился. В предоставленном отзыве указал, что постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года «1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 года» утверждена подпрограмма 2 «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закрепленного жилого помещения. Заказчиком -координатором программы является Министерство социальной защиты населения Свердловской области, заказчиком-исполнителем Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Постановлением утвержден порядок обеспечения в 2011-2015 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данного постановления, средства областного бюджета, предусмотренные для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями направляются пропорционально численности нуждающихся в жилье лиц из числа детей-сирот. Получателем средств по данному коду расходов является Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», которое производит финансирование расходов по строительству и приобретению указанных жилых помещений на основании заключенных государственных контрактов и в соответствии с бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств. Представитель ответчика Неймышева О.А. исковые требования не признала, пояснив, что Т. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном списке очередности предоставления жилья как дети-сироты (список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Туринскому городскому округу по состоянию на 21.03.2011 года).В указанный список Т. была включена в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно акту обследования состояния жилого дома от ****** № состояние жилого дома, расположенного в <адрес> -аварийное, т.е. на момент учреждения попечительства над совершеннолетней, закрепления жилого помещения и заключения договора социального найма жилое помещение являлось непригодным для проживания. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.В соответствии с п. 8 ст. 2 Областного закона от 20.02.2006 N 3-ОЗ (ред. от 18.02.2011) "Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социальногоиспользования" учету для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленных жилых помещений по достижении ими возраста четырнадцати лет, имеющие право на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания.В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009 N 1631-ПП "О главном распорядителе бюджетных средств" функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее исполняемые Министерством общего и профессионального образования Свердловской области возложены на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области с 1 января 2010 года. Поскольку процедура приобретения жилья Т. полностью зависит от Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, которое как распорядитель денежных средств уполномочено за счет средств областного бюджета приобрести жилое помещение для сироты на территории Туринского района, после чего передать жилое помещение администрации Туринского городского округа, Неймышева О.А. полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований к администрации Туринского городского округа. Представитель Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», привлеченный в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответика, в судебное заседания не явился, в отзыве указал, что в соответствии с ФЗ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за которыми не закреплено жилое помещение. Из искового заявления, представленных в суд материалов следует, что в соответствии с требованиями ст.149 Семейного кодекса Российской Федерации за Т. до ее совершеннолетия закреплено жилое помещение по адресу <адрес> связи с чем Т. не имеет право на дополнительную поддержку на условиях и в порядке ФЗ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Представитель Правительства Свердловской области, привлеченный в качестве третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика, в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки не уведомил. Представитель отдела семейной политики опеки и попечительства, социальных гарантий и льгот ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО по Туринскому району С. полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме. В судебном заседании С. указала на то, что Т. является сиротой, поскольку ее родители умерли. Закрепленное за ней жилое помещение по адресу <адрес> изначально было не пригодно для проживания, было закреплено за сиротой формально. Еще в 2003 году данный жилой дом был признан аварийным. В соответствии с заключением Межведомственной комиссии от ****** признано непригодным для проживания. Распоряжением Главы Туринского городского округа №-р от ****** Т. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье. Поскольку закрепление жилого помещения за Т. было формальным, предоставление сироте жилого помещения за счет средств бюджета Свердловской области в соответствии с порядком, предусмотренным ФЗ №159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по мнению С., будет в полной мере соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации о защите граждан Российской Федерации. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Туринского района в интересах Т. подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. В силу ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. (ст.7 Конституции Российской Федерации). В силу требований ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В соответствии со ст. 38 Конституции РФ семья и детство находится под защитой государства. На основании ст.16,17 конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства. Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются бесплатно, вне очереди. При этом исполнение положений данной нормы не могут ставиться в зависимость от наличия очередности лиц, имеющих право на внеочередной жилье. В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Частью 2 статьи 50 ЖК РФ установлено, что норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности социальным жильем в данном населенном пункте, предоставляемого по договорам социального найма. На территории Туринского городского округа в соответствии с постановлением главы МО Туринский район от 25.08.2005 № 279 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека. Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, Конституцию Российской Федерации относит предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72 Конституции РФ), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе, в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований ст.26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей - сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Как установлено в судебном заседании, в Свердловской области отсутствует закон о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям - сиротам жилых помещений, соответственно, надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу являются органы государственной власти Свердловской области. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009 №1631 - ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» с 2010 года на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На указанное Министерство возложена обязанность предусматривать в своих расходах бюджетные средства областного бюджета для обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. В соответствии п.3 «Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В силу п.12 указанного Порядка распределение детям сиротам построенных и приобретенных за сет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Как установлено в судебном заседании из материалов гражданского дела, Т. является сиротой, поскольку ее мать М. умерла ******, отец Т. умер ******. Согласно распоряжения главы МО «Туринский район» от ****** № «Об учреждении попечительства над несовершеннолетним Т. и Т.» попечителем Т. была назначена М. В июне 2008 года Т. окончила ГОУ НПО СО «Туринское профессиональное училище». В соответствии с заключением от ****** жилье Т. по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. Распоряжением главы Туринского городского округа №-р от ****** Т. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилье, она как сирота нуждается в жилье. В настоящее время она проживает временно по адресу <адрес>. данное жилое помещение не отвечает требованиям социальных норм на территории <адрес>. Фактически Т. нуждается в предоставлении жилого помещения с ******. Давая оценку доводам представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что Т. имеет закрепленное за ней жилое помещение, что, по мнению ответчика, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующим выводам. На основании статьи 2 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ( ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ) Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. ( ст.ст.4, 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В ходе судебного разбирательства из представленных доказательств, объяснений лиц, участвующих в деле, было установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, задолго до момента окончания Т. учебного заведения было непригодно для проживания ( с 2003 года). Таким образом, право Т. на предоставление ей жилого помещение как сироте, вне очереди бесспорно. В тоже время, рассматривая данное конкретное дело, с учетом известных суду обстоятельств, в том числе, с учетом того, что Туринский городской округ является дотационным и не имеет в муниципальной собственности резервного жилого фонда, суд признает несостоятельными и не отвечающими природе Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей доводы ответчика об отсутствии оснований для применения дополнительных гарантий в отношении Т.. В силу ст.55 ч.3 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности. Поскольку предоставление жилого помещения Т. в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от 21.12.96 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за счет расходных обязательств Свердловской области, относится к более оперативному и целевому по исполнению с учетом места жительства сироты, исковые требования в отношении Т. подлежат удовлетворению. В нарушение указанных норм действующего законодательства Министерство строительства и архитектуры Свердловской области до настоящего времени не приобрело на бюджетные средства за счет средств областного бюджета на обеспечение жильем Т. жилое помещение в соответствии с установленным законом порядком, соответственно, в этой части исковые требования прокурора Туринского района подлежат удовлетворению и на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области Правительства Свердловской области судом возлагается обязанность по приобретению жилого помещения Т. В суде нашло свое подтверждение то обстоятельство, что Т. не имея жилья, не имеет возможности защитить свои жилищные права длительное время, в связи с чем обратилась к прокурору с заявлением об оказании помощи в защите ее прав. При таких обстоятельствах прокурор правомерно выступает в защиту интересов Т. на основании статьи 45 ГПК РФ. В тоже время, анализ изложенных выше норм, а также наличие в материалах гражданского дела сведений о выполнении администрацией Туринского городского округа обязанности по постановке Т. на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как ребенку-сироте, а также с учетом доказательств утверждения прокурора Туринского района о нарушении права Т. на получение жилого помещения за счет средств областного бюджета по вине администрацией Туринского городского округа, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в остальной их части. В суде не нашло своего подтверждения и то обстоятельство, что администрацией Туринского городского округа отказывается заключать договор социального найма с Т. поскольку последней жилое помещение в <адрес> не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета не представлено. На основании изложенного, ст.ст.38,40 Конституции Российской Федерации, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 2 постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009 №1631 - ПП «О главном распорядителе бюджетных средств», ст.ст.3,4, 5.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Туринского района в интересах Т. удовлетворить частично. Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилое помещение в г. Туринск Свердловской области не ниже установленных социальных норм для Т. ****** года рождения, с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Туринского городского округа, в удовлетворении остальных исковых требований отказать. Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня составления мотивированного решение в Свердловский областной суд через канцелярию Туринского районного суда. Пропуск стороной стадии кассационного обжалования настоящего решения препятствует его последующему обжалованию в порядке надзора Председательствующий судья: Е.Ю.Радченко