решение от 30.08.2011 по делу № 2-185/2011



дело № 2-185/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2011 года г.Туринск

Туринский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего Радченко Е.Ю.,

при секретаре Белоусовой О.Н.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Туринского района Денисовой А.Н.,

представителя ответчика Неймышевой О.А., действующей на основании доверенности от ******,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

прокурора Туринского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Туринского городского округа о признании незаконными бездействия Администрации Туринского городского округа по неисполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских защитных, о возложении обязанности по установлению границ земельных участков, занятых городскими лесами, по оформлению права собственности на земельные участки, на которых расположены городские леса, по постановке на кадастровый учет участков, на которых расположены городские леса, по утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов МО Туринский городской округ, по ведению лесного реестра,

УСТАНОВИЛ

<адрес> обратился в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Туринского городского округа с исковыми требованиями: признать незаконными бездействие Администрации Туринского городского округа по неисполнению требований лесного законодательства. Возложить на Администрацию Туринского городского округа обязанности: в 2-ух месячный срок с момента вступления решения в законную силу установить границы земельных участков, занятых городскими лесами площадью <данные изъяты> га.; в 6-ти месячный срок после вступления решения в законную силу оформить право собственности на земельные участки, относящиеся к городским лесам; в 6-ти месячный срок после вступления решения в законную силу поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены городские леса площадью <данные изъяты> га.; в 6-ти месячный срок после вступления решения в законную силу разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов МО Туринский городской округ; осуществлять ведение лесного реестра в пределах представленных полномочий.

Помощник прокурора Денисова А.Н. в судебно заседании исковые требования поддержала, <данные изъяты>.

Представитель ответчика Неймышева О.Н. исковые требования признала частично, в судебном заседании пояснила, что в бюджете Туринского городского округа на 2011 год не запланированы средства для оформления в собственность городского округа леса категории городские. Поскольку формирование и утверждение бюджета на 2012 год будет осуществляться в декабре 2012, Неймышева О.Н. просит рассрочить судебное решение на более длительный срок.

Исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав показания специалиста Государственного учреждения Свердловской области Туринское лесничество Жабыка Д.Н., суд удовлетворяет исковые требования частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Суд признает установленным, что обращение прокурора Туринского района с исковым заявлением об исполнении требования лесного законодательства обусловлено интересами неопределенного круга лиц, проживающих, в том числе, и на территории Туринского городского округа.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 04.12.2006 № 201 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», приказа от 20.03.2008 № 84 Федерального агентства лесного хозяйства, леса, расположенные на землях городских поселений, отнесены к городским лесам и признаются защитными лесами.

Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными актами. На основании п. 1 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.

В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ, городские леса относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов. Одним из основных принципов в области лесных отношений, закрепленных п.п. 1,2 и 6 Лесного кодекса РФ, является устойчивое управление лесами, обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Статьями 19, 81, 98 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности относиться осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких участков. На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный контроль и надзор) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 25 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения округа относятся использование, охрана, защита и воспроизводство городских лесов.

Статьями 23, 87, 92 и 93 Лесного кодекса РФ определено, что основными территориальными единицами в области использования, охраны защиты и воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые создаются на территории поселений, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет и служит основой для осуществления, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка (ст. 87 ЛК РФ). Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами местного самоуправления в пределах их полномочий ( ч. 4 ст. 23 ЛК РФ).

В соответствии со ст. 14.1 Федерального Закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 01.01.2009 запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственном земельном контроле».

Помимо этого, на органы местного самоуправления возложена обязанность ведения государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Реестр ведется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 91 ЛК РФ). Положение о ведении государственного лесного реестра утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 № 318.

Как установлено из материалов гражданского дела, согласно ежегодному отчету Государственного учреждения Свердловской области «Туринское лесничество» на территории Туринского городского округа имеется <данные изъяты> га лесов, расположенных на землях городских поселений, которые относятся к категории городских лесов. Из показаний специалиста Государственного учреждения Свердловской области Туринское лесничество Жабыка Д.Н. следует, что право собственности на лесные участки, расположенные на территории Туринского городского округа, относящиеся к городским лесам, не оформлено, границы земельных участков, занятых городским лесом не установлены, на кадастровый учет данная категория лесов не поставлена. Лесохозяйственный регламент городского лесничества органами местного самоуправления не разработан и не утвержден. В нарушение указанных норм закона лесной реестр администрацией Туринского городского округа не ведется.

Поскольку ****** прокурором Туринского района главе администрации Туринского городского округа внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодаетельтва. ****** в прокуратуру поступил ответ на представление, согласно которому в срок до ****** будет направлен план мероприятий по устранению нарушений природоохранного законодаетельтва, фактически мер для устранения нарушений закона не предпринято, план мероприятий в прокуратуру района до настоящего времени не поступил. ****** и ****** прокурором района в администрацию Туринского городского округа направлены запросы о проделанной работе по устранению нарушений природоохранного законодаетельтва, выявленных проверкой. Согласно представленной информации от ****** средств на оплату проведения кадастровых работ (межевание) занятыми городскими лесами земельных участков не предусмотрено. Мер по устранению других нарушений природоохранного законодаетельтва не предпринимается, мер к установлению границ земельных участков, занятых городскими лесами, оформлению права собственности, постановке на кадастровый учет, утверждению лесохозяйственного регламента и ведению лесного реестра администрацией Туринского городского округа не принимается. ****** получен ответ, согласно которому, средств на оплату проведения кадастровых работ, занятых городскими лесами в бюджете не предусмотрено.

Таким образом, из представленных в судебное заседание доказательств следует, что меры прокурорского реагирования не привели к устранению ответчиком установленных в ходе судебного разбирательства нарушений требований действующего законодательства в виде бездействия должностных лиц Администрации Туринского городского округа. Уклонение Администрации Туринского городского округа от выполнения предусмотренных Лесным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по отношению к городским лесам создает угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, ухудшает противопожарную безопасность данной категории лесов. Бездействие администрации Туринского городского округа ведет к нарушению прав жителей Туринского городского округа и других граждан на благоприятную окружающую среду.

При указанных обстоятельствах суд признает бездействие Администрации Туринского городского округа незаконным и возлагает на ответчика обязанность по исполнению предусмотренных Лесным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по отношению к городским лесам Туринского городского округа в виде установления границ земельных участков, занятых городскими лесами на территории Туринского городского округа, оформления права собственности на земельные участки, относящиеся к городским лесам, поставке на кадастровый учет лесных участков, на которых расположены городские леса, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента городских лесов МО Туринский городской округ, осуществлению ведения лесного реестра в отношении городских лесов в пределах представленных полномочий.

Поскольку для проведения работ по лесоустройству городских лесов Администрацией Туринского городского округа необходимы бюджетные средства, которые в бюджет Туринского городского округа на 2011 года не были заложены, а формирование бюджета Туринского городского округа будет происходить в декабре 2011 года, суд признает необходимым установить срок ответчику для установления границ земельных участков, занятых городскими лесами в пятимесячный срок со дня вступления решения в законную силу. С учетом объема категории лесов: городские, в Туринском городском округе, а также с учетом показаний Жабыка Д.Н. о времени прохождения всех работ по оформлению городских лесов в собственность в соответствии с действующим законодательством, в остальной части срок исполнения судебного решения подлежит установлению в пределах шестимесячного срока с момента вступления решения в законную силу.

В силу требований ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении исковых требований судебные расходы взыскиваются ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. В соответствии с п. 19 ст. 333.36, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом Администрация Туринского городского округа освобождается от уплаты судебных расходов по данному гражданскому делу.

На основании изложенного, ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 25 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования прокурора Туринского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Туринского городского округа удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Туринского городского округа по неисполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских защитных.

Обязать Администрацию Туринского городского округа:

в течение пяти месяцев после вступления решения в законную силу установить границы земельных участков, занятых лесами, относящихся к категории городских защитных;

в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу оформить право собственности на земельные участки, занятых лесами, относящихся к категории городских защитных;

поставить в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу на кадастровый учет лесные участки с лесами, относящимися к категории городских защитных;

утвердить в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу Лесохозяйственный регламент лесов Туринского городского округа, относящихся к категории городских защитных;

осуществлять ведение Государственного лесного реестра лесов Туринского городского округа, относящихся к категории городских защитных, в пределах представленных полномочий собственника.

Освободить Администрацию Туринского городского округа от уплаты судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Свердловский областной суд со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Туринского районного суда. Срок для обжалования судебного решения может быть восстановлен в случае его пропуска по уважительной причине стороной, не участвующей в судебном заседании.

Решение не может быть обжаловано в надзорном порядке в том случае, если данное решение не было обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий Е.Ю. Радченко

Решение изготовлено в окончательной форме 2 сентября 2011 года