дело № 2-150 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 июля 2011 года г.Туринск Туринский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Радченко Е.Ю., при секретаре Гобовой М.И., с участием представителя ответчика Неймышевой О.А., действующей на основании доверенности № от ******, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаркиной В.Ю. к Администрации Туринского городского округа о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, УСТАНОВИЛ Макаркина В.Ю. обратилась в Туринский районный суд с иском о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма. В обоснование заявленных требований Макаркина В.Ю. в судебном заседании пояснила, что она является инвалидом № группы, проживала вместе с матерью по договору социального найма в квартире по <адрес>. С ****** она в качестве члена семьи нанимателя была поставлена на учет в администрации Туринского городского округа в качестве нуждающейся во внеочередном порядке в предоставлении жилого помещения, поскольку помещение, в котором она должна была проживать, не было пригодно для проживания. На основании акта обследования жилого дома по <адрес>, межведомственной комиссией с участием представителей администрации Туринского городского округа было вынесено заключение № от ******, в соответствии с которым жилое помещение, в котором она проживала, было признано не пригодным к проживанию в связи с не соответствием требованиям, предъявляемым к жилому помещению. ****** в соответствии с постановлением главы МО Туринского городского округа № Макаркина В.Ю. принята на учет во внеочередной список очередности граждан, нуждающихся в предоставлении жилья на условиях социального найма. Однако, до настоящего времени жилое помещение Макаркиной В.Ю. на условиях социального найма не предоставлено, с ****** она проживает в арендуемых ею жилых помещениях. Просит возложить на ответчика обязанность предоставить ей жилое помещение с учетом интересов ее ребенка, Б., ****** года рождения, который также является инвалидом детства. Представитель ответчика Неймышева О.А. исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время Администрации Туринского городского округа не располагает денежными средствами для обеспечения жилыми помещениями всех нуждающихся граждан, состоящих во внеочередном списке на получение жилья условиях социального найма. На момент рассмотрения гражданского дела в списках внеочередного предоставления жилого помещения состоит более 200 граждан и членов их семей. Ближайшее финансирование программ по обеспечению таких граждан жилыми помещениями только планируется, бюджет Туринского городского округа дотационный. Исследовав доказательства, представленные сторона в обоснование своих утверждений, дав им оценку в совокупности, суд пришел к следующим выводам. В соответствии со ст. 49. Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. На основании ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу требований ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (в ред. Федерального закона от ****** N 250-ФЗ). Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, из акта обследования жилого дома по <адрес> от ****** (л.д.№), заключения № от ****** межведомственной комиссией с участием заместителя главы Администрации Туринского городского округа (л.д.№), распоряжения Главы Туринского городского округа от ****** № нашло свое подтверждение то обстоятельство, что Макаркина В.Ю. фактически с ****** не имеет возможности проживать в жилом помещении по адресу <адрес>, поскольку данное жилое помещение не пригодно для проживания в связи с аварийностью дома. Макаркина В.Ю. состоит на учете в администрации Туринского городского округа в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку ранее занимаемое Макаркиной В.Ю. жилое помещение, в котором она проживала на условиях договора найма в качестве члена семьи нанимателя, в предусмотренном законом порядке признано аварийным и не пригодным к проживанию. Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспорено. В соответствии с внеочередным списком очередности малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и вставших на учет после ******, утвержденного распоряжением Главы Туринского городского округа № от ******, Макаркина В.Ю. в установленном законом порядке признана малоимущей, состоящей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма. В судебном заседании представитель ответчика Рычкова Н.Н. просила учитывать, что Макаркина В.Ю. состоит во внеочередном списке в очереди, в котором перед ней в очереди на получение жилого помещения вне очереди находятся более двухсот граждан, в том числе, дети- сироты, граждане, также проживающие в аварийном жилье,что, по мнению представителя, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о внеочередном предоставлении жилого помещения. Однако, данные утверждения представителя ответчика в той части, в которой они ссылаются как на основание своих утверждений на порядок предоставления жилым помещений на условиях социального найма в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, суд признает не основанными на законе утверждения представителей ответчика. Действительно ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилое помещение предоставляется гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В тоже время, в соответствии со ст.57 ч.2 п.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Поскольку Макаркина В.Ю. состоит в списке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, является малоимущей в силу наличия второй группы инвалидности и отсутствия денежных средств на приобретение жилого помещения, то она имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Следовательно, в соответствии с требованиями ст.57 ч.5 Жилищного кодекса Российской Федерации, Макаркиной В.Ю. по договору социального найма должно быть предоставлено ответчиком вне очереди жилое помещение по месту жительства гражданина общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления с учетом количества членов семьи истца. Данная норма установлена постановлением Главы МО «Туринский район» от ****** № «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения на территории Муниципального образования Туринского района» и составляет 15 квадратных метров общей площади на одного человека. В соответствии с распоряжением Главы Туринского городского округа от ****** Макаркина В.Ю. поставлена на учет составом семьи два человека. Таким образом, с учетом требований действующего жилищного законодательства, ст.58 ч.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Администрацией Туринского городского округа ответчику Макаркиной В.Ю. должна быть предоставлена благоустроенная квартира в черте города Туринска Свердловской области общей площадью не менее 15 квадратных метров на одного члена семьи. Дал суд оценку доводам представителя ответчика Неймышевой О.А. о том, что в настоящее время Макаркиной В.Ю. не может быть предоставлено вне очереди жилое помещение, поскольку в списке на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма впереди Макаркиной В.Ю. находятся другие лица, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения. По мнению суда, данное обстоятельство, подтвержденное предоставленным списком, не имеет правового значения для удовлетворения заявленных исковых требований. Так, анализ требований ч.1 ст.57 и п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет суду сделать вывод о том, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь для получения жилого помещения в порядке, предусмотренном п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилищным кодексом Российской Федерации право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, либо каких-либо не предусмотренных законом обстоятельств. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Не основаны на требованиях закона и не влияют на выводы суда об удовлетворении исковых требований и доводы ответчика о том, что предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях зависит от поступления в казну муниципального образования ( городского округа) средств из федерального или областного бюджета, либо наличия необходимых средств в бюджете Туринского городского округа. В силу требований ч.2 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и ( или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. В соответствии с требованиями ст.58 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма учитывает законные интересы граждан в тех рамках, в которых это определяет действующее законодательство. Жилищный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит правовых норм, связывающих право гражданина на получение жилого помещения в порядке ст.57 ч.2 п.1 Жилищного кодекса Российской Федерации с наличием либо отсутствием жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда или наличием либо отсутствием денежных средств на приобретение жилого помещения. С учетом того, что исковые требования Макаркиной В.Ю. удовлетворены в полном объеме, в силу требований ст.98 ГПК РФ с ответчика в федеральный бюджет необходимо взыскать судебные расходы в размере 200 рублей. На основании изложенного, ст.ст. 49, 51,52, 57 ч.2 п.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Исковые требования Макаркиной В.Ю. удовлетворить. Обязать Администрацию Туринского городского округа предоставить вне очереди по договору социального найма Макаркиной В.Ю. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 15 квадратных метров на одного члена семьи в черте города Туринска Свердловской области. Взыскать с администрации Туринского городского округа в пользу федерального бюджета судебные расходы в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Свердловский областной суд путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Туринского районного суда. Решение не может быть обжаловано в надзорном порядке в том случае, если данное решение не было обжаловано в кассационном порядке. Председательствующий Е.Ю. Радченко.