дело 2-247\2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 декабря 2011 года г. Туринск Туринский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Радченко Е.Ю., при секретаре Коркиной Е.М., с участием заместителя прокурора Туринского района Танаевой С.В., представителя ответчика Неймышевой О.А., действующей на основании доверенности № от ******, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Туринского района в интересах Н. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловскому областному государственному учреждению «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Правительству Свердловской области, Администрации Туринского городского округа о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по заключению договора социального найма на предоставленное жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Заместитель прокурора Туринского района, действующий в интересах Н. обратилась в Туринский районный суд с исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», Правительству Свердловской области, Администрации Туринского городского округа о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по заключению договора социального найма на предоставленное жилое помещение. В обоснование заявленных требований в судебном заседании заместитель прокурора Туринского района Танаева С.В. исковые требования поддержала и указала, что Н., является сиротой, поскольку ее мать Н. умерла ******, отец Н. умер ******. После смерти родителей над Н. была оформлена опека, согласно Распоряжения главы МО «Туринский район» № от ******. Н. собственного жилья она не имеет до настоящего времени. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Н. имеет право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения в <адрес>, поскольку она не располагает другим жилым помещением, пригодным для проживания. Распоряжением главы Туринского городского округа № от ****** Н. была поставлена на учет во внеочередной список граждан нуждающихся в жилье. ****** Н. окончила государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области <данные изъяты> В настоящее время Н. проживает в неблагоустроенном, ветхом доме по адресу <адрес> на условиях договора аренды. С момента вынесения данного распоряжения и до настоящего времени органы государственной власти, органы местного самоуправления свои обязанности по предоставлению жилого помещения Н. не исполнили, чем нарушили ее право на получение жилого помещения. Истец просит суд обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение для Н. в <адрес> не ниже установленных социальных норм с последующей передачей приобретенного жилья в муниципальную собственность Туринского городского округа, а администрацию Туринского городского округа обязать заключить с Н. договор социального найма на приобретенное для не жилое помещение. Н. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования, поскольку закрепленное за ней жилое помещение было изначально не пригодно для проживания, после получения жилого помещения она желает проживать и работать в <адрес>. Представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрении гражданского дела, в судебное заседание не явился. В предоставленном отзыве К., действующий на основании доверенности от ******, указал, что отсутствуют основания для предоставления Н. жилого помещения вне очереди, поскольку из представленных истцом доказательств следует, что Н. с ****** по настоящее время зарегистрирована в жилом помещении по адресу <адрес>. Представитель СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрении гражданского дела, в судебное заседание не явилась. В предоставленном отзыве З. действующая на основании доверенности № от ******, указала, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в интересах Н. поскольку предоставление ей жилого помещения по решению суда вне очереди нарушает права детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения, не обратившихся в суд в защиту своих прав. Представитель Правительства Свердловской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрении гражданского дела, в судебное заседание не явилась. В предоставленном отзыве К., действующая на основании доверенности № от ******, указала, что Правительство Свердловской области является ненадлежащим ответчиком по иску в интересах Н. Представитель Администрации Туринского городского округа Неймышева О.А., действующая по доверенности № от ****** исковые требования не признала, в судебном заседании пояснила, что Администрацией Туринского городского округа приняты все необходимые меры для постановки на учет Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. После предоставления из областного денежных средств на приобретение жилья, жилое помещение будет приобретено и передано Н. по договору социального найма. Представитель ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО по Туринскому району, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доказательства, представленные истцом, суд считает исковые требования прокурора Туринского района в интересах подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. В силу ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне подлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, устанавливаются иные гарантии социальной защиты. (ст.7 Конституции Российской Федерации). В силу требований ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации имеет право на жилище. Условия реализации права граждан на жилище регламентируются в нормативных актах, регулирующих непосредственно жилищные правоотношения. В частности, реализация конституционного права граждан Российской Федерации обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В соответствии со ст. 38 Конституции РФ семья и детство находится под защитой государства. На основании ст.16,17 Конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года, которой определяется законодательство государств, признающих верховенство данной Конвенции, к которым относится и Российская Федерация, гарантируется право ребенка на защиту жилищных прав со стороны государства. Согласно п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются бесплатно, вне очереди. При этом исполнение положений данной нормы не могут ставиться в зависимость от наличия очередности лиц, имеющих право на внеочередной жилье, а также в зависимость от ненадлежащего исполнения должностных обязанностей должностными лицами, как и в зависимость от иных обстоятельств, которые влияют на исполнение требований законодательства в нарушение прав ребенка. В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Частью 2 статьи 50 ЖК РФ установлено, что норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности социальным жильем в данном населенном пункте, предоставляемого по договорам социального найма. На территории Туринского городского округа в соответствии с постановлением главы МО Туринский район от ****** № норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 15 кв.м. на одного человека. Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, Конституцию Российской Федерации относит предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 ст.72 Конституции РФ), что предполагает возложение ответственности за ее реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе, в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований ст.26.1 указанного Федерального закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей – сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Как установлено в судебном заседании, в Свердловской области отсутствует закон о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям – сиротам жилых помещений, соответственно, надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу являются органы государственной власти Свердловской области. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009 №1631 – ПП «О главном распорядителе бюджетных средств» с 2010 года на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На указанное Министерство возложена обязанность предусматривать в своих расходах бюджетные средства областного бюджета для обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. В соответствии п.3 «Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей сирот является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. В силу п.12 указанного Порядка распределение детям сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени и отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Как установлено в судебном заседании из материалов гражданского дела, Н. является сиротой, поскольку ее мать Н. умерла ******, отец Н. умер ******. После смерти родителей над Н. была оформлена опека, согласно Распоряжения главы МО «Туринский район» № от ******. Н. собственного жилья она не имеет. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Н. имеет право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения в <адрес>, поскольку она не располагает другим жилым помещением, пригодным для проживания. Распоряжением главы Туринского городского округа № от ****** Н. была поставлена на учет во внеочередной список граждан нуждающихся в жилье. ****** Н. окончила государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Свердловской области <данные изъяты> В настоящее время Н. проживает в неблагоустроенном, ветхом доме по адресу <адрес> на условиях договора аренды. Фактически Н. нуждается в предоставлении жилого помещения с момента окончания государственного образовательного учреждения начальное профессиональное образование Свердловской области <данные изъяты> т.е. с ******. Таким образом, в соответствии с анализом представленных прокурором доказательств суд признает обоснованными утверждения заместителя прокурора Туринского района о необходимости судебной защиты права Н. на предоставление в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм. Давая оценку доводам представителя СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» о том, что Н. зарегистрирована по адресу <адрес> что, по мнению ответчика, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, суд приходит к следующим выводам. На основании статьи 2 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ( ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ) Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. ( ст.ст.4, 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В ходе судебного разбирательства из представленных доказательств, объяснений лиц, участвующих в деле, было установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Ф. на основании договора купли-продажи от ******. Постановлением главы Туринского городского округа № от ****** по протесту прокурора пункт 3 Распоряжения главы муниципального образования Туринский район от ****** № «Об учреждении попечительства над несовершеннолетней Н.», согласно которому за Н. закрепленное жилое помещение по вышеуказанному адресу отменен. В ходе судебного заседания допрошенный в качестве свидетеля Ф. пояснил, что он совместно проживал с Н., матерью Н., поэтому последняя и была зарегистрирована в принадлежащем ему жилом помещении. В настоящее время Н. в доме не проживает, членом его семьи не является, он не согласен на ее вселение в данное жилое помещение, поскольку она не являлась и не является членом его семьи. Он согласие на закрепление своего жилого помещения за Н., как собственник жилого помещения, не давал. В силу ст.55 ч.3 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности. Поскольку предоставление жилого помещения Н. в порядке, предусмотренном статьей 8 Федерального закона от 21.12.96 года № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за счет расходных обязательств Свердловской области, относится к более оперативному и целевому по исполнению с учетом места жительства сироты, исковые требования в отношении Н. подлежат удовлетворению. В нарушение указанных норм действующего законодательства Министерство строительства и архитектуры Свердловской области в лице СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» до настоящего времени не приобрело на бюджетные средства за счет средств областного бюджета на обеспечение жильем Н. жилое помещение в соответствии с установленным законом порядком, соответственно, в этой части исковые требования прокурора Туринского района подлежат удовлетворению и на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области с учетом предусмотренного законом и подзаконными нормативными актами судом возлагается обязанность по приобретению благоустроенного жилого помещения Н. в <адрес> общей площадью не менее 15 квадратных метров. В суде нашло свое подтверждение то обстоятельство, что Н. не имея жилья, не имеет возможности защитить свои жилищные права длительное время, в связи с чем обратилась к прокурору с заявлением об оказании помощи в защите ее прав. При таких обстоятельствах прокурор правомерно выступает в защиту интересов Н. на основании статьи 45 ГПК РФ. В то же время, анализ изложенных выше норм, а также наличие в материалах гражданского дела сведений о выполнении администрацией Туринского городского округа обязанности по постановке Н. на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма как ребенку-сироте, а также с учетом отсутствие доказательств утверждения прокурора Туринского района о нарушении права Н. на получение жилого помещения за счет средств областного бюджета по вине администрации Туринского городского округа, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в остальной их части. В суде не нашло своего подтверждения и то обстоятельство, что администрация Туринского городского округа отказывается заключать договор социального найма с Н., поскольку последней жилое помещение в <адрес> не ниже установленных социальных норм за счет средств областного бюджета не представлено. При этом суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что порядок исполнения судебного решения может быть изменен по определению суда в порядке исполнительного производства. На основании изложенного, ст.ст.38,40 Конституции Российской Федерации, п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 2 постановления Правительства Свердловской области от 13.11.2009 №1631 – ПП «О главном распорядителе бюджетных средств», ст.ст.3,4, 5.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и руководствуясь ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Туринского района в интересах Н. удовлетворить частично. Возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области, Свердловское областное государственное учреждение «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Правительства Свердловской области обязанность по приобретению за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес> Свердловской области не ниже установленных социальных норм на момент предоставления жилого помещения для Н., ****** года рождения, в удовлетворении остальных исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд. Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Туринского районного суда. Срок для обжалования судебного решения может быть восстановлен в случае его пропуска по уважительной причине. Решение не может быть обжаловано в надзорном порядке в том случае, если данное решение не было обжаловано в кассационном порядке. Председательствующий Е.Ю. Радченко Мотивированное решение изготовлено ******.