решение от т19.12.2011 по делу № 2-253/2011 по иску прокурора в интересах Р. к Администрации Туринского ГО, МКУ `Центр муниципальных услуг` о признании незаконным бездействия ответчика при заключении договора социального найма



                                     Р Е Ш Е Н И Е

                     Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года

Туринский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Куликовой Г.А.

при секретаре Мысовских И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

                             Прокурора Туринского района в интересах Р.

                             к Администрации Туринского городского округа, муниципальному

                             казенному учреждению Туринского городского округа «Центр муници-

                             пальных услуг» о признании незаконным бездействие ответчика

                             выразившееся в бездействии при заключении договора социального

                             найма и обязании заключить с Р. договор

                             социального найма

                               УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Туринского района в соответствии с правом, предоставленным ему ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Туринский районный суд в интересах Р. к Администрации Туринского городского округа о признании незаконным бездействие Администрации Туринского городского округа, выразившееся в бездействии при заключении с Р. договора социального найма и Муниципальному казенному учреждению Туринского городского округа «Центр муниципальных услуг» об обязании заключить с Р. договор социального найма жилого помещения расположенного по адресу <адрес>

В обоснование исковых требований в исковом заявлении указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Туринского района по обращению Р. на нарушение жилищного законодательства со стороны Администрации Туринского городского округа установлено, что жилой дом <адрес> введен в эксплуатацию в ******. Постановлением Правительства Свердловской области от ****** общежитие расположенное адресу <адрес> передано в муниципальную собственность Туринского района. Постановлением главы МО Туринский район от ****** оно передано на баланс МУП ЖКХ Туринского района.

Постановлением главы МО Туринский район от ****** Р. предоставлено жилое помещение по адресу <адрес>. Договор социального найма, а равно какой-либо иной договор по пользованию жилым помещением с ней не заключался.

В соответствии со ст.7 Федерального закона РФ от 29.12.2004 года №189 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданным в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений предоставленных по договорам социального найма.

    При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органом местного самоуправления указанных документов.

В виду утраты указанным домом статуса общежития и в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма бездействие Администрации Туринского городского округа выразившееся в не заключении с Р. договора социального найма является незаконным.

В связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации Туринского городского округа выразившееся в бездействии при заключении с Р. договора социального найма на жилое помещение <адрес> и обязать МКУ Туринского ГО «Центр муниципальных услуг» заключить с Р. договор социального найма жилого помещения <адрес>

    Учитывая, что Администрация Туринского городского округа на основании распоряжения от ****** переименовала Муниципальное учреждение «Туринский расчетно-кассовый центр» в Муниципальное казенное учреждение Туринского городского округа «Центр муниципальных услуг», распоряжением от ****** продлило МКУ Туринского городского округа «Центр муниципальных услуг» полномочия по заключению договоров социального найма жилых помещений и договоров найма специализированных муниципальных жилых помещений муниципального жилищного фонда, судом в ходе изменения истцом в судебном заседании исковых требований- МКУ Туринского городского округа «Центр муниципальных услуг» привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Семений В.Н. исковые требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, <данные изъяты>.

Истец Р. исковые требования поддержала, <данные изъяты>

    Представитель ответчика -Администрации Туринского городского округа по доверенности Сафонова Л.М. исковые требования не признала <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Представитель ответчика МКУ Туринского городского округа «Центр муниципальных услуг» Сутормина И.А. суду показала, на основании постановления главы Туринского городского округа их учреждению ****** переданы полномочия по заключению договоров социального найма муниципальных жилых помещений и договоров найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании решения собственника. Которые распоряжением Главы Туринского городского округа от ****** продлены. Заключения договоров социального найма ими производиться на основании распоряжения главы Туринского городского округа. Р. с заявлением о заключении с ней договора социального найма к ним не обращалась, но даже если бы она и обратилась, они бы не стали с ней заключать договор социального найма, так как им необходимо распоряжение администрации Туринского городского округа. При наличии распоряжения администрации Туринского городского округа о заключении договора социального найма с Р. на жилое помещение <адрес>, они заключат с ней договор социального найма.

    Исследовав материалы дела, заслушав мнение участников процесса, суд пришел к следующему выводу.

Статья 40 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого-либо жилища и обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права, в том числе гражданам нуждающимся в жилье, путем предоставления жилья бесплатно или за дополнительную плату в соответствии с установленным законом порядке.

Судом установлено, что жилой дом <адрес> введен в эксплуатацию в ****** в качестве общежития, что подтверждается справкой начальника отдела «Туринское БТИ и РН» от******. Передано в муниципальную собственность Туринского района ****** на основании постановления правительства Свердловской области , которым предложено главе муниципального образования «Туринский район» заключить договоры о совместном использовании и финансировании объектов указанных в пункте 1 с организациями передаваемыми данные объекты в муниципальную собственность.- ОАО <данные изъяты> С ****** данное общежитие находилось в безвозмездном пользовании ОАО <данные изъяты>л.д. ).

На основании постановления главы муниципального образования «Туринский район» от ****** муниципальное общежития расположенное в <адрес> передано на баланс УМП ЖКХ Туринского района на основании акта приема-передачи (л.д. ).

    Согласно ст.7 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации ( в редакции ФЗ от 29.12.2004 года №189-ФЗ), с последующими изменениями) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятия либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятия либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений предоставленных по договорам социального найма. То есть в связи с в введением в действие с 1.03.2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации ( ст.7ФЗ от 29.12.2004 года №189-ФЗ) статус спорного дома как общежития утрачен, и занимаемые гражданами в данном доме жилые помещения должны быть закреплены за ними по договорам социального найма как социальное жилье, с вытекающими из этого правами нанимателей, в том числе и правом на заключение договора социального найма.

    При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения, в том числе на заключение договора социального найма, так как реализация этих прав не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Вышеуказанная позиция указана в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации №4-п от 11.04.2011 года, согласно которой проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым были они предоставлена на законных основаниях как независимо от того до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления с точки зрения правового статуса составляет одну категорию субъектов жилищных правоотношения, и, следовательно, равным образом подлежит защите при реализации своего конституционного права на жилище.

Р. заселилась в <адрес> на основании постановления главы Муниципального образования «Туринский район» от ****** (л.д.).

В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 11.04.2011 года №4-П «По делу о проверке конституционности ст.7 Федерального закона « О введение в действие жилищного кодекса Российской Федерации « в связи с жалобой граждан Епанчиковых», указано, что поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.

Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенных в домах, ранее принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам в и переданы в муниципальный жилищный фонд, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность, с ними должен быть заключен договор социального найма. К ним должны быть применены положения о договоре социального найма.

Указанное постановление действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

    Из материалов дела усматривается, что спорное жилое помещения <данные изъяты>. является изолированной, имеет отдельный выход, что не оспаривается ответчиками. Была предоставлена Р. ****** на основании постановления главы Муниципального образования «Туринский район» . после передачи общежития ОАО<данные изъяты> на баланс УМП ЖКХ Туринского района. (л.д.). в соответствии с постановлением главы муниципального образования «Туринский район» от ******.

Таким образом, на отношения по пользованию в настоящее время занимаемым Р. жилым помещением по адресу: <адрес> распространяются нормы договора социального найма, соответственно она имеет право на заключение с ней договора социального найма жилого помещения, а бездействие Администрации Туринского городского округа в не заключении с ней договора социального найма -незаконно.

Довод ответчика о том, что Р. не состояла в трудовых отношениях с ОАО <данные изъяты>, а поэтому с ней не должен быть заключен договор социального найма, является необоснованным. Комната в общежитии Р. ответчиком была предоставлена, в период, когда оно было передано в муниципальную собственность и находилось на балансе МУП ЖКХ Туринского района.

    Учитывая, что распоряжением главы Туринского городского округа ****** «Туринский расчетно-кассовый центр» переименован в Муниципальное казен «Туринский расчетно-кассовый центр» переименован в казенное учреждение Туринского городского округа «Центр муниципальных услуг», распоряжением от ****** МКУ Туринского городского округа «Центр муниципальных услуг» продлены полномочия по заключению договоров социального найма жилых помещений и договоров найма специализированных муниципальных жилых помещений муниципального жилищного фонда, обязанность по заключению с истцом договора социального найма необходимо возложить на МКУ Туринского городского округа «Центр муниципальных услуг».

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                  РЕШИЛ:

           Исковые требования прокурора Туринского района Р. удовлетворить.

      Признать незаконным бездействие Администрации Туринского городского округа выразившееся в бездействии при заключении с Р. договора социального найма на жилое помещение (комнаты) в <адрес>.

Обязать Муниципальное казенное предприятие «Центр муниципальных услуг» заключить с Р. договор социального найма жилого помещения <адрес>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Свердловский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2011 года.

Председательствующий судья                                                   Г.А.Куликова