дело № 2- 94 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 апреля 2012 года г.Туринск Туринский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Радченко Е.Ю., при секретаре Белоусовой О.Н., с участием представителя ответчика Давыдовой И.В., действующей на основании доверенности № от ******, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фефеловой Н.Р. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти- Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Туринскому району (далее ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО по Туринскому району), в Правительству Свердловской области о возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда» для получения предусмотренных законом льгот, УСТАНОВИЛ: Фефелова Н.Р. обратилась в Туринский районный суд с исковым заявлением к ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО по Туринскому району, Правительству Свердловской области в лице руководителя Администрации Губернатора Свердловской области о признании права на получение звания «Ветеран труда» и возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда» для получения предусмотренных законом льгот. В обоснование заявленных требований Фефелова Н.Р. указала, что она обратилась в ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО по Туринскому району с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» на основании имеющегося у нее удостоверения к знаку «Отличник советской потребительской кооперации», выданный ей Правлением Потребсоюза Свердловской области, удостоверения к знаку отличия «30 лет безупречной работы в потребительской кооперации» и удостоверение к значку «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», награждение которыми произведено от имени Центросоюза России. В присвоении звания «Ветеран труда» ей было отказано на основании п.6 Положения «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Указом Губернатора Свердловской области №458-УГ от 05.06.2006 года, поскольку вышеуказанные награды не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда». Фефелова Н.Р. считает, что ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО по Туринскому району незаконно отказывает ей во включение в списки для получения звания «Ветеран труда», нарушает ее право на получение предусмотренных для ветеранов труда законом социальных льгот, в частности, на бесплатный проезд в пределах Свердловской области для прохождения лечения в медицинских учреждениях г. Екатеринбург. Поскольку Указ о присвоении звания «Ветеран труда» выносит Губернатор Свердловской области, по ходатайству Фефеловой Н.Р. судом в качестве соответчика к участию в деле было привлечено Правительство Свердловской области в лице руководителя Администрации Губернатора Свердловской области. Представитель ответчика Давыдова И.В. исковые требования не признала, <данные изъяты>. Представитель соответчика Верстунина И.В., действующая на основании доверенности № от ******, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть гражданское дело без участия представителя. В своем отзыве Верстунина И.В. просит отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку имеющиеся у Фефеловой Н.Р. знаки трудового отличия в силу пункта 6 Указа Губернатора Свердловской области № 458-УГ не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда». В соответствии с требованиями ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Исследовав доказательства, представленные в судебном заседании сторонами по делу, заслушав объяснения истца, изучив доводы представителей соответчиков, изучив материалы гражданского дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Фефеловой Н.Р. по следующим основаниям. Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Федеральным законом "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах" законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. На основании ст.22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда". Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (п. 4 введен Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ) (ст. 7, Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О ветеранах"). Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подп. 2 п. 1 ст. 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с п. 4 ст. 7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от 17 декабря 2009 г. N 1588-О-О, от 17 июня 2010 г. N 763-О-О и от 21 апреля 2011 г. N 544-О-О). В соответствии с пунктами 3 и 4 Указа Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ (ред. от 20.10.2006) "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области") лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", представляют в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, заявление о присвоении звания "Ветеран труда" и документы, подтверждающие основания для его присвоения. Лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие: 1) награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо ведомственными знаками отличия в труде; 2) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Как установлено в судебном заседании из объяснений истца и представителя ответчика Давыдовой И.В., Фефелова Н.Р. обратилась в ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО по Туринскому району по месту своего жительства ****** с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда". В качестве документов, подтверждающих, по мнению Фефеловой Н.Р., ее право на присвоение ей звания "Ветеран труда", она представила в ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО по Туринскому району знак «Отличник советской потребительской кооперации», выданный истице Правлением Потребсоюза Свердловской области, удостоверения к знаку отличия «30 лет безупречной работы в потребительской кооперации» и удостоверение к значку «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», награждение которыми произведено Фефеловой Н.Р. от имени Центросоюза России. Как указала Фефелова Н.Р. в судебном заседании, указанные знаки отличия в труде она получила за безупречный труд в сфере потребкооперации, что также, по ее мнению, является ведомственными знаками отличия, поскольку потребительская кооперация входила в сферу государственной торговли. Однако, анализ действующего законодательства позволяет суду признать данные утверждения Фефеловой Н.Р. не основанными на материальном законе. На момент обращения истца в ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО по Туринскому району с соответствующим заявлением, а также на момент рассмотрения судом данного гражданского дела спорные правоотношения регулировались Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее - Положение), утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 17.05.2010 N 443-УГ. Согласно Положению к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подп. 1 п. 1 названного Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, в положениях о которых указано, что они являются ведомственными наградами, и решение о награждении работников которыми принято: Президентом Российской Федерации; Председателем Правительства Российской Федерации; председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти; председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генеральным прокурором Российской Федерации. К ведомственным знакам отличия в труде также относятся награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета Министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также ведомственные знаки отличия Министерства обороны СССР или Министерства обороны Российской Федерации, удостоверение к которым подписано министром или заместителем министра, знак "Победитель социалистического соревнования... года" либо знак "Ударник... пятилетки". (пункт 5 Положения) Наряду с этим названным Положением прямо предусмотрено, что при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ и т.д. (п.6 Положения). Как установлено в судебном заседании, в подтверждение своих доводов как при подаче заявления в ТОИОГВСО УСЗН МСЗНСО по Туринскому району ******, так и в ходе судебного разбирательства, Фефелова Н.Р. представила документы, содержащие сведения о наградах за трудовые достижения, учрежденные Центросоюзом, Роспотребсоюзом, а также Правлением Потребсоюза Свердловской области, являющимся структурным подразделением Роспотребсоюза. В силу прямого указания в законодательстве субъекта Российской Федерации, то есть в Указе Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 17.05.2010 N 443-УГ, данные награды не являются основанием для присвоения звания «Ветерана труда» на территории Свердловской области Российской Федерации. Суд не находит убедительными доводы Фефеловой Н.Р. о том, что Указ Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 17.05.2010 N 443-УГ не подлежит применению при рассмотрении данного гражданского дела. Приведенные выше положения регионального акта не определяют круг лиц, являющихся ветеранами труда, а в пределах своей компетенции устанавливают перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда", предусматривая, что учитываются такие ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято перечисленными органами государственной власти. Довод Фефеловой Н.Р. о том, что оспариваемые нормы сужают по сравнению с установленным федеральным законом круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда, поскольку не допускают в качестве ведомственных знаков отличия в труде иные, кроме перечисленных в Указе Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 17.05.2010 N 443-УГ является ошибочным. Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. Статья 7 Федерального закона "О ветеранах" не содержит никаких условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда". Таким образом, в указанном акте субъект Российской Федерации правомерно предусмотрел условия присвоения звания "Ветеран труда", а не категорию лиц, которые могут быть признаны таковыми. Не находит основанными на законе и остальные доводы Фефеловой Н.Р., в частности, о том, что органы государственной власти не предприняли меры по разъяснению ей права на присвоение звания «Ветеран труда» до внесения изменений от ****** в Указ Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ. Как уже отмечалось судом, п. 3 Положения содержит прямое указание на то, что инициатива о присвоении звания «Ветеран труда» в Свердловской области возлагается на лицо, претендующее на это звание. Таким образом, Фефелова Н.Р. реализовала свое право на обращение только ******. Более того, на стадии принятия гражданского дела к производству Фефеловой Н.Р. разъяснялось ее право на оспаривание Указа Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 17.05.2010 N 443-УГ в соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством, данный нормативный акт на момент рассмотрения гражданского дела по иску Фефеловой Н.Р. не был отменен и подлежит применению. С учетом того, что исковые требования Фефеловой Н.Р. не удовлетворены в полном объеме, суд в соответствии с требованиями ст.98 ГПК РФ не возмещает истцу понесенные судебные расходы. На основании изложенного, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в ред. от 16.11.2011) "О ветеранах"), «Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ, в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 17.05.2010 N 443-УГ,руководствуясь ст.ст.193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ В удовлетворении исковых требований Фефеловой Н.Р. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти- Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по Туринскому району, к Правительству Свердловской области о возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда» для получения предусмотренных законом льгот, отказать. Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы через канцелярию Туринского районного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Срок для обжалования судебного решения может быть восстановлен в случае его пропуска по уважительной причине. Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке только при условии его обжалования в апелляционном порядке. Председательствующий Е.Ю.Радченко