решение от 10.05.2012 по делу № 2-121/2012 - отказ Администрации Туринского ГО в предоставлении земельного участка признан незаконным



Гр.дело №2-121 / 2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.05.2012 года          г.Туринск.

Туринский районный суд в составе председательствующего судьи Столярова Ю.М.

При секретаре Широковской И.А.

С участием представителя лица, обратившегося с заявлением Чукреева А.А. - Ковыляева Л.П.

Представителя Администрации ТГО Неймышевой О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело об оспаривании решения органа местного самоуправления

    УСТАНОВИЛ:

Чукреев А.А. обратился      в Туринский районный суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления - Администрации Туринского ГО об отказе ему в предоставлении земельного участка в аренду. Он считает незаконным отказ главы Администрации за от ****** в предоставлении в аренду земельного участка под кадастровым , площадью <> кв.метров, расположенного по <адрес> для <данные изъяты>

В процессе рассмотрения заявления представитель заявителя Ковыляев Л.П. уточнил требования и просил суд признать отказ в предоставлении земельного участка под кадастровым , площадью <> кв.метров, незаконным, и обязать Администрацию Туринского городского округа совершить действия, предусмотренные подпунктом 3 и 4 пункта 4 ст. 30, с учетом требований пункта 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и направленные на заключение договора аренды земельного участка, площадью <> кв.метров, расположенного по <адрес>

В обоснование заявления представитель Чукреева А.А. Ковыляев Л.П. пояснил в суде, <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

Представитель Администрации Туринского ГО Неймышева О.А. считает, что спора о праве здесь нет. <данные изъяты>

Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным.     

Учитывая, что, оспаривая отказ в предоставлении земельного участка, заявитель не требует признать именно за ним право на земельный участок, а им оспаривается лишь сама законность процедуры принятия такого решения, то суд не усмотрел в данном случае спора о праве, и рассмотрел заявление в рамках главы 25 ГПК РФ.

Этот отказ ущемляет права Чукреева А.А., как физического лица, иметь в частной собственности землю.     

Пункт 9 ст. 30, "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) предусматривает, что решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Обязанность доказывания законности и обоснованности действий или бездействия муниципального органа законом, в данной ситуации, возлагается на орган, принявший такое решение.

Исходя из буквального толкования текста письма от ******, суд считает, что оно содержит фактический отказ от предоставления обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство Чукрееву, в предоставлении такого участка.

Согласно ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ, регламентирующей порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с п.3. ст. 30, "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011), предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

В соответствии с параграфом 2 Решения Думы Туринского городского округа от ****** N 248 "Об утверждении Порядка предоставления земельных участков на территории Туринского городского округа" определен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

В соответствие с ним заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от заинтересованных лиц подаются на имя Главы Туринского городского округа в Управление архитектуры и градостроительства Туринского городского округа.

Управление архитектуры и градостроительства Туринского городского округа в срок, не превышающий трех месяцев готовит документы для обеспечения выбора земельного участка и определения вариантов размещения объектов (п.5).

Управление архитектуры и градостроительства Туринского городского округа через местную печать информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (п.6).

В соответствии с п.7, на основании сведений государственного земельного кадастра, дежурных кадастровых планов, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования земельного участка Управление архитектуры и градостроительства Туринского городского округа в двухнедельный срок готовит акт о выборе земельного участка (в необходимых случаях с установлением его охранной или санитарно-защитной зоны) и проект границ земельного участка.

В акте о выборе земельного участка для строительства указываются:

1) заявитель;

2) местоположение земельного участка;

3) категория земель;

4) территориальная зона, определяющая разрешенное использование земельного участка;

5) площадь земельного участка;

6) испрашиваемое право на земельный участок;

7) землепользователи смежных земельных участков;

8) предполагаемый объект строительства;

9) обеспечение земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;

10) технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;

11) сведения, подтверждающие информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;

9. Сформированное землеотводное дело вносится на рассмотрение межведомственной Комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории Туринского городского округа (далее - Комиссия). По итогам рассмотрения документов о выборе земельного участка для размещения объекта строительства принимается одно из следующих решений:

1) рекомендовать Главе Туринского городского округа принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке, предложенном Комиссией;

2) отложить на определенный срок рассмотрение вопроса по внесенному землеотводному делу для предоставления заинтересованными лицами дополнительной информации или урегулирования спорных вопросов, высказанных членами Комиссии;

3) рекомендовать Главе Туринского городского округа принять решение об отказе в размещении объекта.

Рекомендации Комиссии о принятии решения об отказе в размещении объекта строительства возможны по основаниям, предусмотренным федеральным законом для отказа в предоставлении земельного участка.

11. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или отказе в размещении объекта принимается Главой Туринского городского округа.

15. Для обеспечения принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства Комитет по управлению имуществом Администрации Туринского городского округа обращается к землеустроительному делу относительно предварительного согласования места размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке и в двухдневный срок проверяет:

1) наличие принятого в отношении данного заявителя решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) наличие не истекшего трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

3) соответствие площади испрашиваемого земельного участка площади земельного участка, указанной в решении о предварительном согласовании места размещения объекта;

4) наличие проведенного межевания и государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.

16. При наличии положительных результатов проверки Комитет по управлению имуществом Администрации Туринского городского округа осуществляет подготовку проекта распоряжения главы городского округа о предоставлении земельного участка для строительства.

17. Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка для строительства принимается главой Туринского городского округа в двухнедельный срок с момента подачи заинтересованным лицом заявления.

Таким образом, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляемое с проведением работ по их формированию, производится на торгах (конкурсах, аукционах), если земельные участки предоставляются без предварительного согласования мест размещения объектов. Предоставление участка исключительно путем проведения торгов осуществляется также в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом.

В случае предоставления не сформированного земельного участка под строительство с предварительным согласованием мест размещения объектов проведение торгов не предусмотрено Земельным кодексом РФ.

Часть 3 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающая запрет на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" вводится в действие с 31 декабря 2012 года.

Введенный статьей 17 Федерального закона N 191-ФЗ в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" пункт 14 следующего содержания: "14. С 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов Российской Федерации.", действовал на момент принятия оспариваемого решения в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. N 351-ФЗ, то есть предусматривал запрет на предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов лишь с 1 января 2012 года.

Представителем Администрации ТГО не представлено доказательств того, что правила землепользования и застройки территории Туринского ГО, и в частности сельского управления, где находится истребуемый земельный участок имеются и утверждены. Суд учел при этом, что запрет на выдачу разрешений на строительство при отсутствии таких правил действует лишь с 31 декабря 2012 года, а запрет на предоставление земельных участков под строительство с предварительным согласованием мест размещения объектов действует с 1 января 2012 года.

Если заинтересованным лицом будут выполнены установленные законом условия для предоставления ЗУ для строительства (ст. 32 ЗК РФ), то у уполномоченного органа не должно быть оснований для отказа в его предоставлении. Наличие на земельном участке какой-то, не имеющей государственной регистрации, постройки само по себе не может являться единственным основанием для отказа в предоставлении участка, поскольку гражданское и земельное законодательство не содержит норм, устанавливающих запрет на предоставление земельных участков, занятых не имеющими собственника, как и самовольными постройками (на это указывают, например, Постановления ФАС Уральского округа от 14.12.2010 N Ф09-10447/10-С6, ФАС Центрального округа от 22.06.2009 по делу N А68-7383/08-550/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2009 по делу N А70-6881/2009, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2010 по делу N А68-11279/2009). На такой подход указывает и позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, согласно которой уполномоченный орган вправе предоставить ЗУ, занятый самовольными постройками, как лицу, осуществившему такое строительство, с соблюдением процедур, установленных земельным законодательством, так и иным лицам для строительства, поскольку право уполномоченного органа распоряжаться ЗУ не может зависеть от самовольных действий лица, осуществившего строительство на этом участке (см. Определение Верховного Суда РФ от 18.06.2008 N 46-Г08-15).      В данном случае имеющееся на земельном участке строение <данные изъяты> не может быть отнесено к категории самовольной постройки, поскольку оно строилось в ****** (как указано в акте приема -передачи конкурсным управляющим Сельскохозяйственного кооператива <>», а других сведений не представлено) в бытность существования еще колхоза <> поскольку ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» был принят лишь 3.12.1995 года. На момент обращения Чукреева А.А. с заявлением о предоставлении земельного участка и колхоз <> и СПК <> ликвидированы, в реестре регистрации юридических лиц не значатся, что является общеизвестным фактом, и не оспаривается участниками процесса.      Поэтому, предложение Чукрееву найти собственника обнаруженного на земельном участке строения, как объекта недвижимости, не имело смысла, и отказ в предоставлении земельного участка в пользование, лишь по этим основаниям, явно противоречит действующему законодательству. Более того, что Администрация публиковала объявление о наличии земельных участков для выделения их гражданам и юридическим лицам для строительства в ******, где значится и участок <адрес> площадью <> м/кв. Поскольку в бытность фактического владения, приобретшим помещение склада у СПК <> через конкурсного управляющего, Ч. никаких требований о постановке на регистрационный учет помещения приобретенного склада не Администрацией, не другими компетентными органами не предъявлялось, и он продал этот склад, как не являющийся объектом недвижимого имущества, предназначенного для дальнейшего использования в качестве строительных материалов, то отказ в предоставлении земельного участка обратившемуся с таким заявлением лицу, обусловив его лишь необходимостью предоставления документов о регистрации права собственности не обоснован. Доказательств о поступлении в Администрацию каких-либо заявлений граждан, или юридических лиц по поводу притязания на этот земельный участок или строение, находящееся на нем представителем Администрации не представлено суду.        

На основании изложенного, учитывая, что главой органа местного самоуправления отказ в предоставлении земельного участка обусловлен возложением на Чукреева А.А. функции, которая должна быть осуществлена самим этим органом, руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ в предоставлении земельного участка под кадастровым , незаконным.

Обязать Администрацию Туринского городского округа осуществить действия, предусмотренные подпунктом 3 и 4 пункта 4 ст. 30, с учетом требований пункта 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и направленные на выполнение мероприятий, предусматривающих соблюдение Порядка предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

На решение может быть подана апелляционная жалоба.

Апелляционная жалоба, в соответствии со ст. 321 ГПК РФ, может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, вынесший решение, для дальнейших действий в соответствии с требованиями статьи 325 настоящего Кодекса.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 376 ГПК РФ, судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья         Ю.М.Столяров.

Мотивированное решение изготовлено 13.05.2012 г.